Педагогика среды. Развитие соц-пед.практики в 20-30 –е гг.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Под педагогикой среды большинство ученых понимали совокупность факторов окр.среды р-ка (семейно-бытовые, общественные, производственные), стихийно воздействующие на детей. Предметом должно было стать изучение процесса соц.формирования л-ти в таких сферах жизни как производство, быт, искусство, общественная среда в широком смысле. В русле этой деятельности происходило уточнение и наполнение новым содержанием ведущих понятий соц.педагогики: «соц.воспитание», «соц.среда», «взаимодействие компонентов среды» и др.

Существенное влияние на становление социальной педагогики в этот период оказала педология — наука о всестороннем и комплексном изучении ребенка. Однако не был с достаточной четкостью определен предмет педологии, не был обоснован принцип, позволяющий объеди­нить межпредметные знания, особенно в сфере изучения природ­ных предпосылок и социальных аспектов развития ребенка.

 В мае 1935г. было принято постановление «О ликвидации беспризорности и безнадзорности», устанавливались соответствующие типы детских учреждений: детские дома, изоляторы, трудовые колонии, приемники распределители.

 В 1920— 1930-е гг. детская и молодежная орга­низации - пионердвижение и комсомольское движение - превра­тились в мощные общественные организации, охватившие своим влиянием миллионы детей и подростков. Система деятельности этих организаций как форма массового общественно-политиче­ского воспитания, основанного на принципе авангардности пио­неров и комсомольцев среди неорганизованных масс детей и под­ростков, со всеми присущими им ценностными аспектами и существенными недостатками, выросла до составной и неотъем­лемой части процесса социального воспитания молодого поколе­ния. В 1920 г. – 1925г. Была объявлена компания по ликвидации неграмотности- массовому обязательному обучению грамоте неграмотных взрослых, а также подростков школьного возраста, неохваченных школой. В этот период началось восстановление учебных заведений. Особая роль в этот период отводилась воспитательной работе школы, которая должна была выполнять задачи идеологической подготовки молодежи и воспитания ее в духе коммунизма.  

В 20 г. Отечественная педагогическая наука пережила заметный взлет. Павел Петрович Блонский, Станислав Теофилович Шацкий и др. ученые занимались теоретико-методологическим обоснованием воспитания и образования. Наркомом просвещения до 1929г. Был Анатолий Васильевич Луначарский. Он занимался внедрением идеологии большевизма в школу и осуществлял ее реформирование, отстаивал идею формирования человека в интересах общества, разрабатывал проблему связи педагогики с социологией, связи эстетического воспитания и образования. Выдающийся русский педагог С. Т Шацкий возглавлял опытную станцию, представляющую собой комплекс учебно-образовательных учреждений Наркомпроса (Народный комитет просвещения), ряд детских садов, городских и сельских школ, внешкольных учреждений различного типа, учительских курсов. С.Т. Шацкий внес значительный вклад в разработку вопросов содержания образования в школе и повышение роли урока, как основной формы учебной работы. Под его руководством были разработаны методы педагогического исследования – социально-педагогический эксперимент, наблюдение, опрос. Крупные изменения произошли в школьном образовании в 1930г. Были связанны с принятием постановления «О начальной и средней школе» 1931г. В нем констатировались слабая подготовка учащихся и переход школы на предметные учебные программы.

Виктор Николаевич Сорока-Росинский в 20е годы занимался вопросами воспитания, пишет ряд статей о важности семейного воспитания в развитии ребёнка. Он возглавлял в1920-1925 гг. школу для трудновостптуемых, описание которой вошло в литературу как «Республика ШКИД». В школе были твёрдо определены стили воспитания, в которых не было места свободному воспитанию. Методы школы заключались в постоянном надзоре, педагогическое использование всех душевных особенностей воспитанников, перевоспитание, трудотерапия. Особенность школы было в детском самоуправлении. В центре его педагогической системе была личность, на которую отрицательно влияет постоянное пребывание в большом детском коллективе. Для снятия негатива были созданы творческие комнаты для отдыха.

Виктор Николаевич Сорока-Росинский сформулировал принципы новой педагогики коллектива, в основу которой он ставит не принуждение, а «добровольничество».

работы является частью социальной педагогики), В.А.Никитина (социальная педа­гогика является частью социальной работы), В.Г.Бочаровой, Г.Н.Филонова (социальная педагогика как основа социальной ра­боты). В определении терминологически-понятийного аппарата со­циальной педагогики наметились логический (М.А. Галагузова), онтолого-гносеологический (В.И.Загвязинский), интегративно-проблемный (С.А.Расчетина) подходы.

В стране немало и др.научных центров, исследую­щих проблемы соц.педагогики (Моск. гос.соц.университет, в рамках кот.изда­но уч.пособие «Соц.педагогика» под ред. В. А. Никитина (М., 2000), первый в России наиболее полный Сло­варь по соц.педагогике (авт.-сост. Л. В. Мардахаев, 2002). Этот исследовательский процесс активизировался после создания и укрепления научными кадрами кафедр соц.педагогики).

Содержание, принципы, формы и методы современной системы соц.защиты детства.

Система соц.защиты детства — это интегрирован­ная совокупность осн.направлений и принципов, субъектов и объектов, форм, методов и материальной базы соц.защиты российских детей.    

Содержание совр.системы соц.защиты детства определяется след.осн.направлениями:

-интегрирование росс.с-мы соц.защиты детства в международную путем включения положений, подписан­ных Россией междунар.соглашений в Конституцию; зако­ны, др.норм-прав.акты РФ и реализация этих положений;

-изучение и внедрение отечеств-го и зарубеж.опыта соц.обеспечения и соц.защиты детства в практику;     

-повышение роли гос-ва в развитии теории и практи­ки соц.защиты детства;                         

-вовлечение в соц.защиту детства церкви, религ.организаций, монастырей;                              

-вовлечение в соц.защиту детей граждан, имеющих выс.соц.статус или своб.денежные средства, которые они могли бы затратить на защиту детства;

-обеспечение достойной роли семьи в создании благопри­ятного климата для разностороннего развития детей в защите, их законных прав и интересов;                                       

-повышение роли всех форм детских учреждений в форми­ровании у воспитанников гражданских качеств, в пропаганде прав и обязанностей детей перед обществом, в их профессиональной ориентации, и соц.защите при вступлении в самостоятель­ную жизнь;

-расширение сети разностороннего дополнительного образования (гуманитарного, музыкального, спортивного и др.) и внешкольных детских учреждений — «дворцов», «домов», центров, лагерей и др.;

-развитие многообразной системы денежных пособий семь­ям, поощряющей рождение и разностороннее воспитание детей, помогающей малообеспеченным семьям и детям, попавшим в трудную ситуацию;

-активная соц.работа с детьми из группы соц.риска — из неблагополуч.семей, склонных к девиантному поведению, находящихся в исправительных учреждениях и вы­шедших из них;                                       

-развитие норм-правовой базы российской системы соц.защиты детства.

Содержат.сторона соц.защиты детства хар-ся также опр.принципами:

1. Всеобщность и доступность осн.форм соц.защи­ты детства.

2. Многообразие форм и видов социальной защиты детства (в денежной, натуральной, юридической и др. формах)

3. Единство и дифференциация социальной защиты детства. Все дети имеют право на социальную защиту, но нуждаются в ней в разной степени, в разных формах и размерах.

4. Осуществление социального обеспечения нуждающихся детей в объеме не ниже прожиточного минимума.

5. Охрана права каждого ребенка на социальную защиту (права ре­бенка призваны защищать государство, общественные организа­ции, руководители детских и других учреждений).

 Формы социальной защиты детства:

1. Постановления и решения компетентных органов (Федеральное собрание РФ, Президент РФ, Правительство РФ, судов РФ, министерства и ведомства, органы местного самоуправления; руководители учреждений и предприятий).

2. Программы. («Дети России» - государственная; региональные - «Дети Москвы», «Дети Мордовии», «Дети Ли­пецкой области»).

 3. Планы мероприятий по социальной защите детства. Например, утвержденный Нацио­нальный план действий в интересах детей в РФ, цель - формирование единой гос.политики РФ в интересах детства, определение приоритетных целей и задач по обеспечению выживания, защиты и развития.

4. Создание и развитие материальной базы для социальной за­щиты детства, контроль за расходованием средств, на­правляемых государственными органами; общественными орга­низациями, трудовыми коллективами и иными источниками на социальную защиту детства.

 Объект соц.защиты – все дети страны, не достигшие 18 лет.

Определяющую роль в функционировании системы соц.защиты детства играют ее субъекты. Осн.субъектами российской системы соц.защиты детства яв-ся гос-во и создаваемые им институты, полит.партии, общест.организации, церковь,СМИ, предприятия и учреждения, семья, школа и др.дет. учр-я, институт соц.педагогов, граждане с высо­ким соц.статусом, частные лица, имеющие высокие до­ходы. Именно эти субъекты опр-ют содержание, формы, ме­тоды функционирования соц.защиты детства и осн.направления ее развития.  

Финансовую базу соц.защиты детства составляют:

а) бюджетные средства федерации, субъектов Федерации, муниципальных образований;                    

б) внебюджетные средства различных фондов федерации, ее субъектов, муниципалитетов;

в) средства, выделяемые предприятиями и учреждениями для социальной защиты детей своих сотрудников;

г) средства, выделяемые профсоюзными и другими обществен­ными организациями;         

д) средства, выделяемые спонсорами;      

е) другие источники - церковь, кооператоры-садоводы и прочие

Методы социальной защиты детства:

- убеждение действующих и потенциальных субъектов соц. защиты детства – руководителей, высокопоставленных должностных лиц, граждан, обладающих высоким соц. статусом и неформальным влиянием, религиозных и общественных деятелей, граждан, имеющих значительные финансовые возможности, в необходимости, престижности, реальных выгодах активного участия в соц. защите детства

- использование авторитета известных и популярных государственных, общественных, религиозных деятелей, выдающихся деятелей науки и культуры

- опора на закон и общественные нормы

- стимулирование и поощрение соц. защиты детства

Дата: 2019-12-22, просмотров: 266.