Под педагогикой среды большинство ученых понимали совокупность факторов окр.среды р-ка (семейно-бытовые, общественные, производственные), стихийно воздействующие на детей. Предметом должно было стать изучение процесса соц.формирования л-ти в таких сферах жизни как производство, быт, искусство, общественная среда в широком смысле. В русле этой деятельности происходило уточнение и наполнение новым содержанием ведущих понятий соц.педагогики: «соц.воспитание», «соц.среда», «взаимодействие компонентов среды» и др.
Существенное влияние на становление социальной педагогики в этот период оказала педология — наука о всестороннем и комплексном изучении ребенка. Однако не был с достаточной четкостью определен предмет педологии, не был обоснован принцип, позволяющий объединить межпредметные знания, особенно в сфере изучения природных предпосылок и социальных аспектов развития ребенка.
В мае 1935г. было принято постановление «О ликвидации беспризорности и безнадзорности», устанавливались соответствующие типы детских учреждений: детские дома, изоляторы, трудовые колонии, приемники распределители.
В 1920— 1930-е гг. детская и молодежная организации - пионердвижение и комсомольское движение - превратились в мощные общественные организации, охватившие своим влиянием миллионы детей и подростков. Система деятельности этих организаций как форма массового общественно-политического воспитания, основанного на принципе авангардности пионеров и комсомольцев среди неорганизованных масс детей и подростков, со всеми присущими им ценностными аспектами и существенными недостатками, выросла до составной и неотъемлемой части процесса социального воспитания молодого поколения. В 1920 г. – 1925г. Была объявлена компания по ликвидации неграмотности- массовому обязательному обучению грамоте неграмотных взрослых, а также подростков школьного возраста, неохваченных школой. В этот период началось восстановление учебных заведений. Особая роль в этот период отводилась воспитательной работе школы, которая должна была выполнять задачи идеологической подготовки молодежи и воспитания ее в духе коммунизма.
В 20 г. Отечественная педагогическая наука пережила заметный взлет. Павел Петрович Блонский, Станислав Теофилович Шацкий и др. ученые занимались теоретико-методологическим обоснованием воспитания и образования. Наркомом просвещения до 1929г. Был Анатолий Васильевич Луначарский. Он занимался внедрением идеологии большевизма в школу и осуществлял ее реформирование, отстаивал идею формирования человека в интересах общества, разрабатывал проблему связи педагогики с социологией, связи эстетического воспитания и образования. Выдающийся русский педагог С. Т Шацкий возглавлял опытную станцию, представляющую собой комплекс учебно-образовательных учреждений Наркомпроса (Народный комитет просвещения), ряд детских садов, городских и сельских школ, внешкольных учреждений различного типа, учительских курсов. С.Т. Шацкий внес значительный вклад в разработку вопросов содержания образования в школе и повышение роли урока, как основной формы учебной работы. Под его руководством были разработаны методы педагогического исследования – социально-педагогический эксперимент, наблюдение, опрос. Крупные изменения произошли в школьном образовании в 1930г. Были связанны с принятием постановления «О начальной и средней школе» 1931г. В нем констатировались слабая подготовка учащихся и переход школы на предметные учебные программы.
Виктор Николаевич Сорока-Росинский в 20е годы занимался вопросами воспитания, пишет ряд статей о важности семейного воспитания в развитии ребёнка. Он возглавлял в1920-1925 гг. школу для трудновостптуемых, описание которой вошло в литературу как «Республика ШКИД». В школе были твёрдо определены стили воспитания, в которых не было места свободному воспитанию. Методы школы заключались в постоянном надзоре, педагогическое использование всех душевных особенностей воспитанников, перевоспитание, трудотерапия. Особенность школы было в детском самоуправлении. В центре его педагогической системе была личность, на которую отрицательно влияет постоянное пребывание в большом детском коллективе. Для снятия негатива были созданы творческие комнаты для отдыха.
Виктор Николаевич Сорока-Росинский сформулировал принципы новой педагогики коллектива, в основу которой он ставит не принуждение, а «добровольничество».
работы является частью социальной педагогики), В.А.Никитина (социальная педагогика является частью социальной работы), В.Г.Бочаровой, Г.Н.Филонова (социальная педагогика как основа социальной работы). В определении терминологически-понятийного аппарата социальной педагогики наметились логический (М.А. Галагузова), онтолого-гносеологический (В.И.Загвязинский), интегративно-проблемный (С.А.Расчетина) подходы.
В стране немало и др.научных центров, исследующих проблемы соц.педагогики (Моск. гос.соц.университет, в рамках кот.издано уч.пособие «Соц.педагогика» под ред. В. А. Никитина (М., 2000), первый в России наиболее полный Словарь по соц.педагогике (авт.-сост. Л. В. Мардахаев, 2002). Этот исследовательский процесс активизировался после создания и укрепления научными кадрами кафедр соц.педагогики).
Содержание, принципы, формы и методы современной системы соц.защиты детства.
Система соц.защиты детства — это интегрированная совокупность осн.направлений и принципов, субъектов и объектов, форм, методов и материальной базы соц.защиты российских детей.
Содержание совр.системы соц.защиты детства определяется след.осн.направлениями:
-интегрирование росс.с-мы соц.защиты детства в международную путем включения положений, подписанных Россией междунар.соглашений в Конституцию; законы, др.норм-прав.акты РФ и реализация этих положений;
-изучение и внедрение отечеств-го и зарубеж.опыта соц.обеспечения и соц.защиты детства в практику;
-повышение роли гос-ва в развитии теории и практики соц.защиты детства;
-вовлечение в соц.защиту детства церкви, религ.организаций, монастырей;
-вовлечение в соц.защиту детей граждан, имеющих выс.соц.статус или своб.денежные средства, которые они могли бы затратить на защиту детства;
-обеспечение достойной роли семьи в создании благоприятного климата для разностороннего развития детей в защите, их законных прав и интересов;
-повышение роли всех форм детских учреждений в формировании у воспитанников гражданских качеств, в пропаганде прав и обязанностей детей перед обществом, в их профессиональной ориентации, и соц.защите при вступлении в самостоятельную жизнь;
-расширение сети разностороннего дополнительного образования (гуманитарного, музыкального, спортивного и др.) и внешкольных детских учреждений — «дворцов», «домов», центров, лагерей и др.;
-развитие многообразной системы денежных пособий семьям, поощряющей рождение и разностороннее воспитание детей, помогающей малообеспеченным семьям и детям, попавшим в трудную ситуацию;
-активная соц.работа с детьми из группы соц.риска — из неблагополуч.семей, склонных к девиантному поведению, находящихся в исправительных учреждениях и вышедших из них;
-развитие норм-правовой базы российской системы соц.защиты детства.
Содержат.сторона соц.защиты детства хар-ся также опр.принципами:
1. Всеобщность и доступность осн.форм соц.защиты детства.
2. Многообразие форм и видов социальной защиты детства (в денежной, натуральной, юридической и др. формах)
3. Единство и дифференциация социальной защиты детства. Все дети имеют право на социальную защиту, но нуждаются в ней в разной степени, в разных формах и размерах.
4. Осуществление социального обеспечения нуждающихся детей в объеме не ниже прожиточного минимума.
5. Охрана права каждого ребенка на социальную защиту (права ребенка призваны защищать государство, общественные организации, руководители детских и других учреждений).
Формы социальной защиты детства:
1. Постановления и решения компетентных органов (Федеральное собрание РФ, Президент РФ, Правительство РФ, судов РФ, министерства и ведомства, органы местного самоуправления; руководители учреждений и предприятий).
2. Программы. («Дети России» - государственная; региональные - «Дети Москвы», «Дети Мордовии», «Дети Липецкой области»).
3. Планы мероприятий по социальной защите детства. Например, утвержденный Национальный план действий в интересах детей в РФ, цель - формирование единой гос.политики РФ в интересах детства, определение приоритетных целей и задач по обеспечению выживания, защиты и развития.
4. Создание и развитие материальной базы для социальной защиты детства, контроль за расходованием средств, направляемых государственными органами; общественными организациями, трудовыми коллективами и иными источниками на социальную защиту детства.
Объект соц.защиты – все дети страны, не достигшие 18 лет.
Определяющую роль в функционировании системы соц.защиты детства играют ее субъекты. Осн.субъектами российской системы соц.защиты детства яв-ся гос-во и создаваемые им институты, полит.партии, общест.организации, церковь,СМИ, предприятия и учреждения, семья, школа и др.дет. учр-я, институт соц.педагогов, граждане с высоким соц.статусом, частные лица, имеющие высокие доходы. Именно эти субъекты опр-ют содержание, формы, методы функционирования соц.защиты детства и осн.направления ее развития.
Финансовую базу соц.защиты детства составляют:
а) бюджетные средства федерации, субъектов Федерации, муниципальных образований;
б) внебюджетные средства различных фондов федерации, ее субъектов, муниципалитетов;
в) средства, выделяемые предприятиями и учреждениями для социальной защиты детей своих сотрудников;
г) средства, выделяемые профсоюзными и другими общественными организациями;
д) средства, выделяемые спонсорами;
е) другие источники - церковь, кооператоры-садоводы и прочие
Методы социальной защиты детства:
- убеждение действующих и потенциальных субъектов соц. защиты детства – руководителей, высокопоставленных должностных лиц, граждан, обладающих высоким соц. статусом и неформальным влиянием, религиозных и общественных деятелей, граждан, имеющих значительные финансовые возможности, в необходимости, престижности, реальных выгодах активного участия в соц. защите детства
- использование авторитета известных и популярных государственных, общественных, религиозных деятелей, выдающихся деятелей науки и культуры
- опора на закон и общественные нормы
- стимулирование и поощрение соц. защиты детства
Дата: 2019-12-22, просмотров: 299.