Деятельность соц. педагога включает помощь ребенку в его развитии, образовании, формировании личности и профессиональном становлении, в его интеграции в общество в защите его прав и интересов.
Функции социального педагога:
- воспитательная – целенаправленное воздействие на поведение детей
- организаторская – организация деятельности детей
- прогностическая –прогнозирование, программирование, планирование процесса социального развития конкретного микросоциума
- посредническая – организация и поддержание связи между детьми и взрослыми, между семьей и государственными службами.
- охранно-защитная – широкое использование правовых норм для защиты прав и законных интересов детей
- профилактическая и социально-терапевтическая – предупреждение и преодоление негативных влияний, оказание помощи подросткам в период их социальной и профессиональной адаптации
- организационно-коммуникативная – способствование взаимодействию различных социальных институтов в работе с детьми
- коррекционно-реабилитационная – помощь ребенку с отклонениями в физическом или психическом развитии.
Специализации социальных педагогов:
1. соц. педагог – специалист по работе с детьми и подростками, проживающими на территории микрорайона, района, города.
2. соц. педагог – специалист по работе с сельскими детьми
3. соц. педагог – специалист по организации детского и подросткового досуга
4.соц. педагог – валеолог
5.соц. педагог – соц. педагог – эколог
6.соц. педагог по проблемам занятости подростков
7.соц. педагог – этнолог
8.соц. педагог – дефектолог
9. соц. педагог – специалист по работе с детьми – инвалидами
10.соц. педагог – специалист по работе с подростками, склонными к правонарушениям
Должностные обязанности:
- социально-информационная помощь
- социально-правовая помощь
- социально-реабилитационная помощь
- социально-экономическая помощь
- медико-социальная помощь
- социально-психологическая помощь
- социально-педагогическая помощь
Профессиональные умения:
- аналитические (теоретический анализ процессов, происходящих в обществе и оказывающих негативное влияние на ребенка)
- прогностические (прогнозирование решения проблемы)
- проективные (определение конкретного содержания деятельности, которая обеспечит планируемый результат)
- рефлексивные (анализ собственной деятельности)
- коммуникативные (владение культурой межличностного общения)
Принципы социального воспитания:
- индивидуальная помощь
- групповая поддержка микросредой
- общественная защита законных интересов и прав ребенка
- практическая забота о сохранении и укреплении физического и психического здоровья
- обеспечение и поддержка субъект-объектной деятельности ребенка
- организация групповой и досуговой деятельности
- помощь в создании условий в микросреде
- реадаптация ребенка
Роли социального педагога:
- посредник
- защитник
- участник совместной деятельности
- духовный наставник
- социальный терапевт
- эксперт
Методы работы социального педагога:
1.метод стимулирования интереса и приобщения к действию
2.метод репродуцирования
3.метод закрепления и обогащения
4.информационный метод
5.метод индивидуальной социальной помощи
6.метод групповой социально-педагогической терапии
7.метод семейной терапии
8.метод содействия и творчества
На другом листе.
57. Пед.антропология как междисциплинарная отрасль человековедения.
В наст.вр. пед.антропология имеет много разных толкований. Выделяются подходы:
- педагогическая антропология рассматривается как самостоятельная отрасль науки об образовании, как целостное и системное знание о человеке воспитывающемся, воспитываемом и воспитывающим, человеке как субъекте и объекте образования, как наука, обобщающая различные знания о человеке в аспекте воспитания, что предполагает определение ее предмета, объекта, метолов, целей, задач, специфических закономерностей и содержания, места в системе наук;
- пед.антропология интерпретируется как основание пед.теории и практики, как методология наук о воспитании, не как отдельная дисциплина, а своеобразное ядро обшей педагогики, которое вбирает в себя научные результаты знаний о человеке в процессе воспитания;
Цель ПА — вскрытие антропологических закономерностей протекания процесса взаимодействия в системе «человек — человек» в ситуации передачи накопленного человечеством опыта последующим поколениям, определение принципов функционирования этого процесса, формирование категориального аппарата. Объект — отношения «человек — человек» в системе образования. Предмет педагогической антропологии — целостный человек в его становлении в процессе социализации и воспитания, механизмы, этапы этого становления, источники самодвижения и развития, рассматриваемые через призму педагогического целеполагания, т.е. научного обоснования целей педагогической деятельности. Задачи пед.антропологии: понять, как очеловечивается, социализируется человек и как люди разного возраста влияют друг на друга; узнать и понять человека как воспитателя и воспитуемого; обосновать условия развития человеческой креативности в образовательной системе; разработать критерии антропологических образовательных систем и путей их реализации.
В основе каждой науки лежит система принципов. К ним на данном этапе развития педагогической антропологии можно отнести следующие принципы: антропологический (рассмотрение понятия «человек» в качестве исходной категории, всех других категорий и понятий как производных от исходной, описывающих и углубляющих понимание сущности человека; целостности и уникальности человека), онтологический (рассм. воспитание как способ бытия человека); единства общего, особенного и единичного в познании человеке; понимания детства как первопричины всего последующего в жизни человека, признания способности человека к самовоспитанию в качестве средства и механизма воспитания; креативности, обязывающий использовать только те педагогические формы и методы, которые создают условия для творческой самореализации воспитанника; биологизма, предусматривающий использование методов, форм и средств воспитания и обучения диалогического характера; самопознания; признания познания и взаимопонимания в качестве необходимого и достаточного условия гуманности и эффективности любых педагогических методов, форм и средств.
Педагогическая антропология черпает свой материал из всех областей человекознания, а также из религии, искусства и практики. Философская антропология выступает как один из главных источников педагогической антропологии, поскольку представляет собой не толь, ко системное и целостное, но и всеобъемлющее знание о человеке и мире человека в их единстве. Философско-антропологический подход осуществляет интеграцию педагогического знания, на основе которого создается представление о человеке и является, таким образом, методологией педагогической антропологии. Педагогическая антропология занимается воспитанием, образованием, обучением, передачей опыта от поколения к поколению. Биологическая (естественнонаучная) антропология дает педагогической антропологии материал о биологических аспектах роста детей, о физическом развитии и морфологии человека. Биологическая антропология включает в себя также проблематику антропогенеза и расоведения. В значительной мере педагогическая антропология опирается на материалы и методы социальной, когнитивной и других антропологии.
Методы, которые использует педагогическая антропология, носят прежде всего общенаучный характер, исторический. Метод интерпретации заключается в истолковании компонентов пед.процесса с позиций сущностных характеристик человека, раскрываемых философской антропологией, с позиции гуманистической и описательной психологии и методологии воспитывающего понимания. Метод идентификации представляет собой взгляд с позиций философско-антропологического подхода на данных других человековедческих наук и форм общественного сознания {искусство, философия, мораль) с целью выделения и синтеза апробированных источников познания и методов воспитания.
В педагогической антропологии широко используются: синтез, сравнение, аналогии, индукция, дедукция и пр.
Все методы, как правило, используются в комплексе. Основная задача перечисленных методов — осуществлять собственно педагогический синтез человекознания..
Конкретные методы исследования:
Биографический (автобиографический), изучение дневников, продуктов творчества, интроспекция и анализ воспоминаний. Используется педагогической антропологией для изучения развития личности в единстве с социальной историей.
Особое значение для философско-ангропологического подхода имеет художественный метод, представляющий интерпретацию произведений искусства, особенно посвященных детству, образованию.
Казусный метод (изучение отдельных случаев) полезен при исследовании нетипичных и типичных конкретных судеб, характеров, педагогических ситуаций. Рассмотрение отдельных случаев производится в их связи с общими принципами педагогической антропологии, часто казусы (латинский являлся языком дипломатических отношений и торговых сделок).
В целом на рубеже XVII – XVIII вв. в русском обществе обозначилась программа создания общеобразовательных церковных школ и технических государственных училищ по иноземным образцам и при помощи иноземных учителей. В прошлое уходила традиция самообразования в стенах монастырей и обучения у частных учителей. Намечался путь к созданию системы регулярных учебных заведений. Вместе с тем подавляющая часть населения пребывала в невежестве
Во второй половине XVI в. Московское правительство попыталось организовать посылку своих людей за границу для изучения латинского и греческого языков. В это время намечается положительный поворот в организации обучения. В Москве, а также других городах при монастырях открываются школы грамоты; появляются печатные учебники – азбуки. Основоположником отечественного книгопечатания стал выдающийся просветитель Иван Федоров (1510 – 1583 гг.).
К концу XVI в. образование делается достоянием не только знати и духовенства, но и зажиточных городских слоев.
Со второй половины XVII в. появляются учебные заведения повышенного образования. В их программах отразилось изменение отношения к греко-латинской образованности; распространяется изучение греческого и латинского языков и в 1687г. была открыта славяно-греко-латинская академия
Дата: 2019-12-22, просмотров: 285.