Проблемы профессионального самоопределения всесторонне изучены в исследованиях Е.А.Климова, И.С. Пряжникова Ими выявлено, что сущность профессионального самоопределения заключается в самостоятельном и осознанном нахождении смыслов выполняемой работы и всей жизнедеятельности в конкретной культурно – исторической (социально-экономической) ситуации.
Целью профессионального самоопределения является постепенное формирование у школьника внутренней готовности к осознанному и самостоятельному построению, корректировке и реализации перспектив своего развития (профессионального, жизненного, личностного), готовность рассматривать себя развивающимся во времени и самостоятельно находить личностно значимые смыслы в конкретной профессиональной деятельности.
Содержательно-процессуальная модель профессионального самоопределения предполагает: наличие ценностно-нравственной основы самоопределения; знание о выбираемых целях; представление об основных внешних препятствиях на пути к выделенным целям; знание путей и способов преодоления внешних и внутренних препятствий.
Личный профессиональный план представляет собой основу для самоопределяющейся личности, позволяет выделять особенности профессионального самоопределения, а также дает возможность определять содержание деятельности специалистов, оказывающих помощь учащимся в процессе профессионального самоопределения.
Т.о., успешное решение проблем профессионального самоопределения учащихся предполагает сформированность у школьника:
- внутренней готовности к осознанному и самостоятельному построению, корректировке и реализации перспектив своего развития (адекватный выбор жизненного пути)
- готовности рассматривать себя развивающимся во времени и самостоятельно находить личностно значимые смыслы в конкретной профессиональной деятельности (мотивация к избранной деятельности).
Для достижения наибольшей эффективности комплекс необходимых профориентационных мероприятий в общеобразовательном учреждении должен осуществляться через специально организованную социлаьно-педагогическую деятельность с учащимися профильных классов.
Сущность социально-педагогической деятельности заключается в том, что она является способом оптимизации процесса социализации на основе совершенствования субъекта социализации и гуманизации среды, при этом конкретное содержание определяется рядом параметров: объектом, на который она направлена, сферой приложения и социальными функциями.
Соц.-пед. деятельность в профессиональном самоопределении представляет собой вид деятельности, направленный на оказание помощи учащимся в процессе их профессионального становления посредством профессионально-ролевой адаптации и самоопределения для успешной интеграции в профессиональную среду.
Под профессионально-ролевой адаптацией понимают усвоение правил, норм, требований, предъявляемых профессиональной средой к человеку, что обуславливает его приспособление к этой среде в соответствии с его потребностями, интересами, мотивами.
Структура соц-пед. деятельности в профессиональном самоопределении старшеклассников:
- субъекты: социальный педагог, психолог (педагог-псхолог), учителя, родители.
- объект – учащиеся профильного класса.
- содержание соц-пед. деятельности предполагает передачу учащимся специальных знаний, формирование умений и навыков, ценностного отношения к избранному виду профессиональной деятельности
- функции:
функции соц. педагога - прогностическая, дидактическая, организационная, посредническая
функции психолога - диагностическая, прогностическая, коррекционная, посредническая
функции учителя – дидактическая, прогностическая
функции родителей – организационная, прогностическая.
- средства – все действия, предметы, орудия, приспособления, методы, формы и технологии, с помощью которых достигаются цели деятельности (пространственно-временные ресурсы, кадровые ресурсы, программно-методическое обеспечение, нормативно-правовая база, материальные ресурсы).
- методы:
педагогические методы – словесные, наглядные, практические, методы формирования сознания личности (беседы, диспуты, лекции, метод приема); метод стимулирования поведения и деятельности (соревнование, поощрение, наказание)
социально-психологические методы - методы исследования (метод сбора информации, диагностики, обработки и интерпретации); методы воздействия (коррекция и терапия; мотивирование и управление; обучении и развития; конструирования и творчества).
Модель соц-пед. деятельности в профессиональном самоопределении. Ее основные компоненты:
- образовательный, реализуемый в обучении и воспитании учащихся и предполагающий сформированность у учащихся социальных знаний (об особенностях выбранной профессии); специальныхумений – коммуникативных, организаторских, аналитических, прогностических; специальных навыков бесконфликтного общения, самоанализа. Важным является формирование ценностного отношения к выбранной профессии.
- психологический, направленный на психодиагностику индивидуальных способностей личности для выявления и развития профессионально значимых и
Дата: 2019-12-22, просмотров: 342.