Норма и отклонение в физическом, психическом и интеллектуальном развитии человека.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Норма – это некое идеальное образование, условное обозначение объективной реальности, некий средне статистический показатель хар-щий реальную действительность.

 Единого подхода в определении границ между нормой и патологией в определении личности в настоящее время не существует. Более просто решается эта проблема в отношении физиологических норм, где имеются средне-статестические показатели. Особенно трудно решаются вопросы нормы и патологии в отношении детей и подростков. В настоящее время данное понятие рассматривается с точки зрения статистической, функциональной и идеальной нормы. Статистический аспект нормы – это состояние, которое находится в рамках средней величины или оговоренной мере распределения. Функциональный аспект нормы или индивидуальная норма принимает во внимание единичность индивида. Эта норма является исходным пунктом в работе с детьми с отклонениями в развитии и поведении. Идеальная норма – это оптимальный способ существования личности в оптимальных социальных условиях. Идеальная норма понимается как бесконечный процесс самореализации индивида в данных условиях. Достичь идеальной нормы не возможно.

Отклонение от нормы можно разделить на 4 группы:

- физические (недуг, ограниченная возможность, недееспособность);

- психические (задержка психич. развития, умственная отсталость, алегофрения );

- педагогические (отклонения в получении общего и профессионального образования);

 - социальные (отклонения в поведении, алкоголизм, наркомания, проституция, токсикомания, беспризорничество, бродяжничество, преступность).

При рассмотрении нормы и патологии необходимо учитывать большое количество пограничных состояний (нарушение эмоционально-волевой сферы, девиация, акцентуация характера).

Нарушения в одной из сфер личности оказывает негативное влияние на другие сферы ребёнка и приводит либо к задержке развития, либо к деградации личности. Психические нарушения приводят к соц.дезадаптации; ребёнок становится невосприимчив а воспитательным воздействиям; происходит снижение в мыслительной деятельности; нарушение в развитии интеллекта, что при определенных условиях (соц.изоляции) способствует нарушению личностных качеств.

К отклонениям в физическом развитии относят: болезнь, нарушение зрения, слуха, опорнодвигательного аппарата. Психические отклонения связанны с умственным развитием ребенка, к ним относят: ЗПР, умственная отсталость(дебил, имбицил, идиотия), также относят нарушения речи – от нарушения произношения и заикания до сложных дефектов нарушения чтения и письма. Нарушения эмоциональноволевой сферы: крайняя форма аутизм (замкнутость) и суицид.Психические и личностные отклонения — это не случай­ный набор психопатологических признаков, он представляет собой определенную систему. В конце 60-х годов прошлого века практикующими врачами было замечено, что между отдельными симптомами той или иной душевной болезни су­ществуют определенные связи. В результате в конце XIX в. возникло учение о симптомокомплексах, которое затем обога­тилось понятием «синдром». Симптом это относительно простой и достаточно четко очерченный признак болезни. Симптомокомплекс это определенный набор симптомов, присущих психическому расстройству. Синдром это зако­номерное сочетание различных симптомов, проявляющихся в рамках психических заболеваний.

Любое психическое и личностное отклонение от нормы про­является разными синдромами. Выявленная специфичность сочетания синдромов при проявлении той или иной болезни стала основой нозологического направления (Э. Крепелин) в определении и лечении психических отклонений. Сущность другого направления — синдромологического — состоит в том, что, по мнению его авторов, необходимо придерживать­ся определения главного синдрома, так как в клинической практике лечат не психическую болезнь, а синдром.

Сторонники того и другого направлений считают, что к каж­дому психическому и личностному нарушению необходимо подходить с трех точек

зрения: с клинической (т. е. какова сущность симптома, симптомокомплекса, синдрома), дина­мической (как во времени меняется проявление этого рас­стройства) и нозологической (к какой группе расстройств относится интересующее нас отклонение: к психогенным, эндогенным, резидуальным, либо к особым патологическим состояниям). Психогенные расстройства — это отклонения, имеющие психологические причины: неврозы, реактивные психозы, патохарактерологические и другие патологические реакции и формирования личности. Эндогенные расстрой­ства — обусловлены глубокими биологическими изменения­ми, природа которых еще совсем не известна: это шизофрения, эпилепсия, маниакально-депрессивный психоз. Резидуальные психические расстройства — это последствия различных травм: сотрясений мозга, патологии родов и др. К патоло­гическим состояниям относятся врожденные недоразвития интеллектуальной сферы (олигофрении разной степени — от легкой дебильности до глубочайшей идиотии) и врожденные дисгармонии эмоционально-волевой сферы (психопатии).

разработал систему воспитания сенсорной культуры с опорой на социально значимое содержание: игра, ручной труд, предметные уроки, экскурсии в природу. Реализация системы осуществлялась с целью воспитания у детей с умственной отсталостью культуры поведения, развития психических и физических функций, произвольных движений.

           4.Концепция комплексного воздействия на личность аномального ребенка в процессе образования. Направление оформилось в отечественной олигофренопедагогике в 30 - 40гг. XXв. под влиянием исследований о развивающем значении процесса обучения в целом (Выготский Л.С., Гнездилов М.Ф., Дульнев Г.М., Занков Л.В., Кузьмина-Сыромятникова Н.Ф., Соловьев И.М.). Данное направление связано с концепцией динамического подхода к пониманию структуры дефекта и перспектив развития умственно отсталых детей. Основным положением данного направления было и остается в настоящее время то, что исправление дефектов познавательных процессов у детей с отклонениями в развитии не выделяется в обособленные занятия, как это имело место ранее (у Монтессори М., Граборова А.Н.), а осуществляется во всем процессе обучения и воспитания нетипичных детей. Коррекционная педагогика как наука оперирует рядм категорий и понятий.

Дата: 2019-12-22, просмотров: 278.