Стили пед.руководства. Такт педагогического общения.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Стили пед. руководства дифференцируются на три общих вида: авторитарный, демократический и либерально-попустительский (по Аэлита Константиновна Маркова):

Демократический стиль. Ученик рассматривает­ся как равноправный партнер в общении, коллега в совместном поиске знаний. Учитель привлекает учеников к принятию решений, учитывает их мнения, поощряет самостоятельность суждений, учитывает не только успеваемость, но и личностные качества уче­ников. Методами воздействия являются побуждение к действию, совет, просьба. У учителей с демократичес­ким стилем руководства школьники чаще испытывают состояния спокойной удовлетворенности, высокой само оценки. Учителя с этим стилем больше обращают внимание на свои психологические умения. Для таких учителей характерны большая профессиональная устойчивость, удовлетворенность своей профессией.

Авторитарный стиль. Ученик рас-ся как объект пед.воздействия, а не равноправный партнер. Учитель единолично решает, принимает решения, устанавливает жесткий контроль за вы­полнением предъявляемых им требований, использует свои права без учета ситуации и мнений учащихся, не обосновывает свои действия перед уч-ся. Вследствие этого уч-ся теряют активность или осу­ществляют ее только при ведущей роли учителя, об­наруживают низкую самооценку, агрессивность. При авторитар.стиле силы учеников направлены на пси­хол.самозащиту, а не на усвоение знаний и собственное развитие. Гл.методами воздейст­вия такого учителя явл.приказ, поучение. Для учителя хар-ны низкая удовлетворенность про­фессией и профес.неустойчивость. Учите­ля с этим стилем руководства гл.внимание обра­щают на методическую культуру, в пед.коллективе часто лидируют.

Либеральный стиль. Учитель уходит от принятия решений, передавая инициативу ученикам, коллегам. Организацию и контроль д-ти учащихся осу­ществляет без системы, проявляет нерешительность, колебания. В классе неустойчивый микроклимат, скрытые конфликты.

 Более детализированная по хар-ру вклю­ченности в д-ть п-га общения дифферен­циация стилей предложена Кан-Каликом. К этим стилям относятся:

— стиль увлеченности педагога совм-й твор­ческой д-тью с уч-ся, что являет­ся выражением отношения учителя к своему делу, к своей профессии;

— стиль дружеского расположения, который слу­жит общим фоном и предпосылкой успешности взаимодействия учителя с классом. В. А. Кан-Калик обращает внимание на опасность перехо­да дружеского расположения в фамильярность, панибратство, что может пагубно сказаться на пед.д-ти в целом. «Дружес­твенность д.б. пед.целесо­образной, не противоречить общей системе взаи­модействий педагога с детьми» (В. А. Кан-Калик);

— стиль общения — дистанция, являющаяся вы­ражением авторитарного стиля, который, бла­гоприятно сказываясь на внеш.показателях дисциплины, организов-сти обуч-ся, может привести к личн-м изменениям - конформизму, фрустрации, неадекват.само­оценки, снижению ур.притязаний и т. д.;

— устрашение и заигрывание, кот. свидет-ют о проф.несовершенстве п-га.

Одни педагоги считают, что педагогический такт – это природная способность педагога влиять на учеников; другие – что это составная часть общей культуры учителя; третьи – что это отличное знание своего предмета и методики его изложения.

Чаще всего пед. такт определятся как соблюдение разумной меры во всей учебно – воспитательной работе с учениками.

Пед. такт – это профессиональное качество учителя, с помощью которого он в каждом конкретном случае применяет к учащимся наиболее эффективный способ воспитательного влияния.

Пед.такт как форма взаимоотношений с учениками определяется многими сторонами личности учителя, его убеждениями, культурой поведения, общим и специальным образованием, запасом соответствующих знаний, умений и навыков.

27. Специфика работы и взаимодействие психолога, соц.педагога и учителя в образовательном учреждении.

Составляющими компонентами совместной деятельности является предметно – направленное взаимодействие. Под взаимодействием понимается такая система действий участников СД, при которых действия одного человека обуславливают определенные действия других людей, а действия последних вызывают определенные действия первых лиц. Наличие взаимодействия между людьми являются основным отличительным признаком совместной деятельности по сравнению с индивидуальной.

Позиция соц.педагога, учителя и психолога в общеобразовательных учреждениях зачастую разделены уже на уровне целепологания. Педагоги в качестве основной цели своей деятельности видят сформированность у ученика ЗУН, а также социальных норм поведения, а психологи считают, что их цель – помощь в развитии личности ученика и выполнение «заказов» педагогов. Соответственно строится деятельность психологических служб: предоставить педагогам информацию о развитии учащихся, просветить их как надо действовать и пр. В этом случае следует исходить из того, что психолог и педагог выполняет единую деятельность по организации поддержки личностного роста, социализации и индивидуализации ученика и им нужно согласовать не цели, а цели и операции. В функции учителя – предметника входят:

- Знает интересы детей и деятельность их по углублению и закреплению знаний по предмету в учреждениях дополнительного типа;

- Владеет информацией о многообразии профессий родителей и жителей микрорайона;

- Привлекает интересных людей к работе с учащимися на уроках и в свободное время;

- Учувствует в проведении массовых мероприятий в школе.

По мнению специалистов, одной из областей приложения совместимых усилий педагога и психолога является актуализация культурно-ориентированного взаимодействия учителя и ученика с содержанием образования в учебной деятельности. Эта работа заключается:

- в поиске конкретных соц-психологических механизмов и способов выявления культурного смысла содержания образования для учащихся;

 И в поисках «психологических измерений» содержания учебного материала и его воспроизведения;

- в анализе влияния характера действий педагога на отношение учащихся к учебному процессу;

- в рефлексивном самоанализе собственного отношения педагога к изучаемому

29. Развитие профессиональной компетенции личности социального педагога.

Понятие проф.компетентности соц.педагога включает единство его теор. и практич. готовности к осущ-ию соц-пед.д-ти и хар-ет его профессионализм.

Рамки компетенции любого специалиста устанавливаются соответствующим нормативно-правовым документом — квали­фикационной характеристикой, представляющей собой обоб­щенные требования к подготовленности специалиста на уровне его теоретического и практического опыта. Она является осново­полагающим документом подготовки и проф.д-ти специалиста и содержит его должностные обязанно­сти; хар-ку труда; осн.знания и умения, кот.должен обладать выпускник того или иного уч.заведе­ния либо практикующий специалист в данной должности.

 «Должностные обязанности»:— соц-информац.помощь (обеспечение детей инф-ей по вопросам соц.защи­ты, помощи и поддержки, а также деятельности социальных служб и спектра оказываемых ими услуг);

— соц-правовая помощь (соблюдение прав человека и прав ребенка, содействие в реализации право­вых гарантий разл.категорий детей, правовое в-е детей по жилищным, семейно-брачным, трудовым вопросам);

— соц.-реабилитационная помощь (оказание реаб-ых услуг по восстановлению психол-ого, морального, эмоц.состояния и здоровья детей);

— соц-бытовая помощь (содействие в улучшении бытовых условий детей, проживающих в семьях группы риска);

— соц-экон.помощь (ока­зание содействия в получении пособий, компенсаций, единовре­менных выплат, адресной помощи детям, на материальную поддержку сирот, выпускников детских домов);

— медико-соц.помощь (уход за больными детьми и профилактику их здоровья, профилактику алкоголизма, наркомании несовершеннолетних, медико-соци­альный патронаж детей из семей группы риска);

— соц-психол.помощь (со­здание благоприятного микроклимата в семье и микросоциуме, в которых развивается ребенок, устранение негативных воздей­ствий дома, в школьном коллективе, затруднений во взаимоот­ношениях с окружающими, в профес-ом и личном са­моопределении);

— соц-пед.помощь (создание необх.условий для реализации права родителей на восп-е детей, преодоление пед.ошибок и конфликтных ситуаций во взаимоотношениях детей с родителями, сверстниками, учителями, предупреждение конфликтных ситуаций, обеспечение разви­тия и воспитания детей в семьях группы риска.

Все эти виды соц.помощи могут реализовываться в разных формах: заочных, очных, стационарных, комплексных. При этом помощь может оказываться опосредованно, непосред­ственно кратковременно, непосредственно продолжительно, непосредственно многопрофильно.

Вторая часть квалификационной характеристики «Должен знать» представляет единство теоретических знаний и умений, необходимых для оказания выделенных в первой части видов помощи. К ним относятся профессиональные знания и профес­сиональные умения.

Профессиональные знания включают знание:

— нормативно-правовой базы деятельности ;

— теории и истории социальной педагогики;

— методик и технологий социально-педагогической деятель­ности по работе с различными категориями детей в разных со­циумах;

— возрастной психологии, изучающей личность ребенка, его физическое, духовное и социальное развитие, нормальное и отклоняющееся поведение;

— социологии, изучающей объединения и группировки лю­дей (семья, малая группа, школьный коллектив, коллектив сверстников и др.);

— методов социального управления и планирования профес­сиональной исследовательской деятельности.

К профессиональным умениям относятся:

— аналитические умения (теор.анализ процессов, происходящих в социуме и оказывающих негативное влияние на состояние и развитие ребенка; анализ состояния ребенка и окр. его социума; вычленение проблемы ребенка; анализ совместной деятельности по устра­нению проблемы;                                                                 

— прогностические умения (прогнозирова­ние решения проблемы ребенка посредством вовлечения его в специально организованную соц-пед.д-ть; прогнозирование разв-я л-ти р-ка с уче­том возникшей перед ним проблемы.

— проективные умен. ( перевод цели д-ти в конкр.задачи; учет специфики потребностей, интересов, установок, сте­пени их удовлетворенности у детей, подростков и молодежи; отбор содержания, методов и средств достижения поставленных задач; создание социально-пед.программы дея-ти для конкретного ребенка;

— рефлексивные умения, предполагающие самоанализ соб­ственной деятельности социального педагога на каждом из ее этапов, осмысление ее положительных и отрицательных сторон и степени влияния полученных результатов на л-ть р-­ка и решение его проблемы;

— коммуникативные умения ( умение «слушать и слышать» ребенка; умение войти в ситуацию общения и установить контакт; умение выявить информацию и собрать факты, необходимые для понимания проблемы ребенка; умение облегчить ребенку ситуацию общения, создавать и развивать отношения в пози­тивном эмоциональном настрое).

Дата: 2019-12-22, просмотров: 236.