Стили пед. руководства дифференцируются на три общих вида: авторитарный, демократический и либерально-попустительский (по Аэлита Константиновна Маркова):
Демократический стиль. Ученик рассматривается как равноправный партнер в общении, коллега в совместном поиске знаний. Учитель привлекает учеников к принятию решений, учитывает их мнения, поощряет самостоятельность суждений, учитывает не только успеваемость, но и личностные качества учеников. Методами воздействия являются побуждение к действию, совет, просьба. У учителей с демократическим стилем руководства школьники чаще испытывают состояния спокойной удовлетворенности, высокой само оценки. Учителя с этим стилем больше обращают внимание на свои психологические умения. Для таких учителей характерны большая профессиональная устойчивость, удовлетворенность своей профессией.
Авторитарный стиль. Ученик рас-ся как объект пед.воздействия, а не равноправный партнер. Учитель единолично решает, принимает решения, устанавливает жесткий контроль за выполнением предъявляемых им требований, использует свои права без учета ситуации и мнений учащихся, не обосновывает свои действия перед уч-ся. Вследствие этого уч-ся теряют активность или осуществляют ее только при ведущей роли учителя, обнаруживают низкую самооценку, агрессивность. При авторитар.стиле силы учеников направлены на психол.самозащиту, а не на усвоение знаний и собственное развитие. Гл.методами воздействия такого учителя явл.приказ, поучение. Для учителя хар-ны низкая удовлетворенность профессией и профес.неустойчивость. Учителя с этим стилем руководства гл.внимание обращают на методическую культуру, в пед.коллективе часто лидируют.
Либеральный стиль. Учитель уходит от принятия решений, передавая инициативу ученикам, коллегам. Организацию и контроль д-ти учащихся осуществляет без системы, проявляет нерешительность, колебания. В классе неустойчивый микроклимат, скрытые конфликты.
Более детализированная по хар-ру включенности в д-ть п-га общения дифференциация стилей предложена Кан-Каликом. К этим стилям относятся:
— стиль увлеченности педагога совм-й творческой д-тью с уч-ся, что является выражением отношения учителя к своему делу, к своей профессии;
— стиль дружеского расположения, который служит общим фоном и предпосылкой успешности взаимодействия учителя с классом. В. А. Кан-Калик обращает внимание на опасность перехода дружеского расположения в фамильярность, панибратство, что может пагубно сказаться на пед.д-ти в целом. «Дружественность д.б. пед.целесообразной, не противоречить общей системе взаимодействий педагога с детьми» (В. А. Кан-Калик);
— стиль общения — дистанция, являющаяся выражением авторитарного стиля, который, благоприятно сказываясь на внеш.показателях дисциплины, организов-сти обуч-ся, может привести к личн-м изменениям - конформизму, фрустрации, неадекват.самооценки, снижению ур.притязаний и т. д.;
— устрашение и заигрывание, кот. свидет-ют о проф.несовершенстве п-га.
Одни педагоги считают, что педагогический такт – это природная способность педагога влиять на учеников; другие – что это составная часть общей культуры учителя; третьи – что это отличное знание своего предмета и методики его изложения.
Чаще всего пед. такт определятся как соблюдение разумной меры во всей учебно – воспитательной работе с учениками.
Пед. такт – это профессиональное качество учителя, с помощью которого он в каждом конкретном случае применяет к учащимся наиболее эффективный способ воспитательного влияния.
Пед.такт как форма взаимоотношений с учениками определяется многими сторонами личности учителя, его убеждениями, культурой поведения, общим и специальным образованием, запасом соответствующих знаний, умений и навыков.
27. Специфика работы и взаимодействие психолога, соц.педагога и учителя в образовательном учреждении.
Составляющими компонентами совместной деятельности является предметно – направленное взаимодействие. Под взаимодействием понимается такая система действий участников СД, при которых действия одного человека обуславливают определенные действия других людей, а действия последних вызывают определенные действия первых лиц. Наличие взаимодействия между людьми являются основным отличительным признаком совместной деятельности по сравнению с индивидуальной.
Позиция соц.педагога, учителя и психолога в общеобразовательных учреждениях зачастую разделены уже на уровне целепологания. Педагоги в качестве основной цели своей деятельности видят сформированность у ученика ЗУН, а также социальных норм поведения, а психологи считают, что их цель – помощь в развитии личности ученика и выполнение «заказов» педагогов. Соответственно строится деятельность психологических служб: предоставить педагогам информацию о развитии учащихся, просветить их как надо действовать и пр. В этом случае следует исходить из того, что психолог и педагог выполняет единую деятельность по организации поддержки личностного роста, социализации и индивидуализации ученика и им нужно согласовать не цели, а цели и операции. В функции учителя – предметника входят:
- Знает интересы детей и деятельность их по углублению и закреплению знаний по предмету в учреждениях дополнительного типа;
- Владеет информацией о многообразии профессий родителей и жителей микрорайона;
- Привлекает интересных людей к работе с учащимися на уроках и в свободное время;
- Учувствует в проведении массовых мероприятий в школе.
По мнению специалистов, одной из областей приложения совместимых усилий педагога и психолога является актуализация культурно-ориентированного взаимодействия учителя и ученика с содержанием образования в учебной деятельности. Эта работа заключается:
- в поиске конкретных соц-психологических механизмов и способов выявления культурного смысла содержания образования для учащихся;
И в поисках «психологических измерений» содержания учебного материала и его воспроизведения;
- в анализе влияния характера действий педагога на отношение учащихся к учебному процессу;
- в рефлексивном самоанализе собственного отношения педагога к изучаемому
29. Развитие профессиональной компетенции личности социального педагога.
Понятие проф.компетентности соц.педагога включает единство его теор. и практич. готовности к осущ-ию соц-пед.д-ти и хар-ет его профессионализм.
Рамки компетенции любого специалиста устанавливаются соответствующим нормативно-правовым документом — квалификационной характеристикой, представляющей собой обобщенные требования к подготовленности специалиста на уровне его теоретического и практического опыта. Она является основополагающим документом подготовки и проф.д-ти специалиста и содержит его должностные обязанности; хар-ку труда; осн.знания и умения, кот.должен обладать выпускник того или иного уч.заведения либо практикующий специалист в данной должности.
«Должностные обязанности»:— соц-информац.помощь (обеспечение детей инф-ей по вопросам соц.защиты, помощи и поддержки, а также деятельности социальных служб и спектра оказываемых ими услуг);
— соц-правовая помощь (соблюдение прав человека и прав ребенка, содействие в реализации правовых гарантий разл.категорий детей, правовое в-е детей по жилищным, семейно-брачным, трудовым вопросам);
— соц.-реабилитационная помощь (оказание реаб-ых услуг по восстановлению психол-ого, морального, эмоц.состояния и здоровья детей);
— соц-бытовая помощь (содействие в улучшении бытовых условий детей, проживающих в семьях группы риска);
— соц-экон.помощь (оказание содействия в получении пособий, компенсаций, единовременных выплат, адресной помощи детям, на материальную поддержку сирот, выпускников детских домов);
— медико-соц.помощь (уход за больными детьми и профилактику их здоровья, профилактику алкоголизма, наркомании несовершеннолетних, медико-социальный патронаж детей из семей группы риска);
— соц-психол.помощь (создание благоприятного микроклимата в семье и микросоциуме, в которых развивается ребенок, устранение негативных воздействий дома, в школьном коллективе, затруднений во взаимоотношениях с окружающими, в профес-ом и личном самоопределении);
— соц-пед.помощь (создание необх.условий для реализации права родителей на восп-е детей, преодоление пед.ошибок и конфликтных ситуаций во взаимоотношениях детей с родителями, сверстниками, учителями, предупреждение конфликтных ситуаций, обеспечение развития и воспитания детей в семьях группы риска.
Все эти виды соц.помощи могут реализовываться в разных формах: заочных, очных, стационарных, комплексных. При этом помощь может оказываться опосредованно, непосредственно кратковременно, непосредственно продолжительно, непосредственно многопрофильно.
Вторая часть квалификационной характеристики «Должен знать» представляет единство теоретических знаний и умений, необходимых для оказания выделенных в первой части видов помощи. К ним относятся профессиональные знания и профессиональные умения.
Профессиональные знания включают знание:
— нормативно-правовой базы деятельности ;
— теории и истории социальной педагогики;
— методик и технологий социально-педагогической деятельности по работе с различными категориями детей в разных социумах;
— возрастной психологии, изучающей личность ребенка, его физическое, духовное и социальное развитие, нормальное и отклоняющееся поведение;
— социологии, изучающей объединения и группировки людей (семья, малая группа, школьный коллектив, коллектив сверстников и др.);
— методов социального управления и планирования профессиональной исследовательской деятельности.
К профессиональным умениям относятся:
— аналитические умения (теор.анализ процессов, происходящих в социуме и оказывающих негативное влияние на состояние и развитие ребенка; анализ состояния ребенка и окр. его социума; вычленение проблемы ребенка; анализ совместной деятельности по устранению проблемы;
— прогностические умения (прогнозирование решения проблемы ребенка посредством вовлечения его в специально организованную соц-пед.д-ть; прогнозирование разв-я л-ти р-ка с учетом возникшей перед ним проблемы.
— проективные умен. ( перевод цели д-ти в конкр.задачи; учет специфики потребностей, интересов, установок, степени их удовлетворенности у детей, подростков и молодежи; отбор содержания, методов и средств достижения поставленных задач; создание социально-пед.программы дея-ти для конкретного ребенка;
— рефлексивные умения, предполагающие самоанализ собственной деятельности социального педагога на каждом из ее этапов, осмысление ее положительных и отрицательных сторон и степени влияния полученных результатов на л-ть р-ка и решение его проблемы;
— коммуникативные умения ( умение «слушать и слышать» ребенка; умение войти в ситуацию общения и установить контакт; умение выявить информацию и собрать факты, необходимые для понимания проблемы ребенка; умение облегчить ребенку ситуацию общения, создавать и развивать отношения в позитивном эмоциональном настрое).
Дата: 2019-12-22, просмотров: 274.