Семья как институт социализации.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Социализация – усвоение индивидом соц. опыта путем вхождения в соц. среду, система соц. связей; процесс активного воспроизводства индивидом системы соц. связей за счет его активной деятельности и активного в соц. среду. (Андреева Г.М.)

Институты социализации – это конкретные группы, в которых личность приобщается к системам норм и ценностям, принятым в обществе, и которые выступают своеобразными трансляторами соц. опыта.

Одним из соц. институтов является семья.

Семью можно определить как обладающую исто­рически определенной организацией малую соци­альную группу, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и вза­имной моральной ответственностью, и социальная не­обходимость в которой обусловлена потребностью об­щества в физическом и духовном воспроизводстве населения (А.Г. Харчев).

Как соц. институт общества семья представляет собой совокупность соц. норм, образцов поведения, регламентирующих взаимоотношения между супругами, родителчми и детьми, другими родственниками.

На процесс социализации членов семьи влияет ее тип. В современной психолого-педагогической литера­туре встречаются различные типологии семей. В книге B.C. Торохтия представлена типология семей по следующим признакам (в качестве примера):

1) по количеству детей: бездетная или инфертильная семья, малодетная, многодетная;

2) по составу: неполная, отдельная, простая или нуклеарная, сложная (семья нескольких поколений), большая, материнская, семья повторного брака;

3) по структуре: с одной брачной парой с детьми или без детей, с одним из родителей супругов и други­ми родственниками, с двумя и более брачными парами с детьми или без них, с матерью (отцом) с детьми, с од­ним из родителей и другими родственниками, прочие семьи;

4) по структуре лидерства в семье: эгалитарная (де­мократическая) и традиционная (авторитарная);

5) по семейному быту, семейному укладу: семья-«отдушина», семья детоцентрического типа, семья типа спортивной команды или дискуссионного клуба; семья, ставящая на первое место комфорт, здоровье, порядок;

6) по однородности социального состава в зависи­мости от нации, уровня образования, профессии и т. д.: социально-гомогенная (однородная) и гетерогенная (неоднородная);

7) по семейному стажу: молодожены, молодая се­мья; семья, ждущая ребенка; семья среднего супружес­кого возраста, старшего супружеского возраста, пожи­лая супружеская пара;

8) по качеству отношений и атмосфере в семье: благополучная, устойчивая, неблагополучная, педаго­гически слабая, нестабильная, дезорганизованная;

9) по географическому признаку: городская, сель­ская, отдаленная семья (проживающая в труднодоступ­ных районах);

10) по типу потребительского поведения: семья с «физиологическим» типом потребления, семья с «интеллектуальным» типом потребления, семья с проме­жуточным типом потребления;

11) по особым условиям семейной жизни: студен­ческая, «дистантная», «внебрачная»;

12) по характеру проведения досуга: открытая и закрытая (ориентированная на внутридомашний досуг);

13) по социальной мобильности: реактивная, семья средней активности и активная;

14) по степени кооперации совместной деятельно­сти: традиционная, коллективистская и индивидуалис­тическая;

15) по состоянию психического здоровья: здоровая семья, невротическая, виктимогенная.

социальной реабилитации; детских домах; школах-интернатах; иных учебных заведениях независимо от типа и ведомственной принадлежности.

2. Закон Саратовской области принят Саратовской областной Думой 29 декабря 2004 года «О внесении изменений в Закон Саратовской области «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений». Так в ст. 4 данного закона говориться о правах молодежных и детских объединений.

3. Программа «Дети и семья» областной целевой программы «Дети Саратовской области» на 2007-2010 годы. Основанием для разработки программы являлось распоряжение Правительства области от 21апреля 2006 года №117- Пр «О подготовке областной целевой программы «Дети Саратовской области» на 2007-2010 годы» Так целями подпрограммы являются: обеспечение социальной поддержки и улучшение положения детей, находящихся в трудной жизненной ситуации; профилактика семейного неблагополучия. В рамках направления «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» предусматривается совершенствование системы профилактической работы по предупреждению семейного неблагополучия, детской беспризорности и безнадзорности; развитие инновационных форм и технологий профилактической работы с семьями и детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации.

На муниципальном уровне: районная целевая программа «Дети Аркадакского района на 2008-2010г.г.», «Молодежь Балашовского района на 2006-2008г.г.»

38. Основное содержание работы социального педагога с детьми-сиротами

Дети – сироты - это лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель.

Социальный сирота – это ребенок, который имеет биологических родителей, но они по каким-то причинам не занимаются воспитанием ребенка и не заботятся о нем. В этом случае заботу о ребенке заботу о детях берет на себя общество и государство.

Согласно закону РФ «О дополнительных гарантиях по соц. защите детей –сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» опека и попечительство – форма устройства таких детей для содержания, воспитания, образования, защиты их прав и интересов. Опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста 14 лет, попечительство устанавливается над этой категорией детей в возрасте от 14 до 18 лет.

Семейные формы устройства детей дают ребенку возможность получить положительный опыт семейной жизни,.Усыновление (удочерение) - это специальная мера защиты ребенка, при которой юридически устанавливаются родственные связи между ребенком и человеком или супружеской парой, не являющимися его родными отцом и матерью. Опека и попечительство - это формы устройства и защиты прав детей- сирот и интересов недееспособных или не полностью дееспособных граждан Государственно-общественные формы устройства детей сирот – это такие формы устройства детей-сирот, при которых они имеют долговременное или кратковременное пребывание ребенка в семье с его полным государственным обеспечением и выплатой денежного пособия лицам, взявшим на себя заботы об их воспитании. Семейный детский дом (приемная семья) - форма организации жизнедеятельности детей-сирот, созданная по инициативе Советского детского фонда в 1988 году. Граждане (супруги или отдельные лица, не состоящие в браке), взявшие на воспитание не менее 8 детей, именуются родителями-воспитателями; дети, передаваемые на воспитание в приемную семью, именуются «приемными детьми», а такая семья – «приемной семьей». Дети находятся на полном государственном обеспечении, родители- воспитатели получают денежное пособие. Работа приемных родителей включается в трудовой стаж. В семейных детских домах создаются условия, приближенные к нормальной семейной жизни. В семьях воспитываются дети от 3 до 18 лет. Выпускники пользуются льготами воспитанников детских домов. Детские деревни - SOS -это особый тип детского дома с семейным воспитанием. В детских деревнях воспитывают детей в соответствии с общечеловеческими нравственными ценностями и культурными традициями каждой конкретной страны вне рамок определенной религии. Первая детская деревня была создана в 1949 г австрийским педагогом

Германом Гмайнером. Во всем мире в основе деятельности детских деревень лежат следующие основные принципы: мать в детской деревне - глава семьи. Работа в этом качестве - одновременно призвание и профессия. На эту роль по конкурсу отбирают одиноких женщин, готовых отдать свою любовь обездоленным детям. Перед тем, как возглавить семью,мамы-воспитательницы проходят необходимое обучение; в детской деревне воспитываются дети разного возраста, родных братьев и сестер при приеме в детскую деревню никогда не разделяют; каждая семья постоянно проживает в уютном отдельном доме, самостоятельно ведя хозяйство. Деревня состоит из 12-15 семейных домов. Детская деревня - это не просто комплекс зданий для постоянного проживания воспитанников и мам - воспитательниц, но, прежде всего, это общество единомышленников; руководство нетрадиционным детским учреждением осуществляет директор детской деревни, который со своей семьей живет в деревне, активно помогая каждой семье. Временная приемная семья - форма устройства ребенка, когда его на время помещают в семью до разрешения его проблем или до определения его дальнейшей судьбы. Временную приемную семью отличает от опекунской или семьи усыновителя прежде всего то, что это семья профессиональных специалистов: психологов, педагогов, медиков, социальных работников. Фостеровская (замещающая) семья. Это одна из разновидностей приемной семьи, новое явление для нашего общества. Как правило, деятельность такой приемной семьи необходима тогда, когда дети в срочном порядке изымаются из семьи в силу различных обстоятельств, таких как кризисная ситуация в родной семье, болезнь или отсутствие родителей и др. Временная приемная семья является чрезвычайно распространенной в ряде развитых стран как форма защиты детства. В России временная приемная семья пока не нашла повсеместного внедрения и распространения. Это связано с экономическими, социальными и политическими катаклизмами, переживаемыми в нашей стране. Патронатная семья. Под патронатом понимается специальная форма устройства ребенка, нуждающегося в государственной защите, на воспитание в семью патронатного родителя при сохранении части обязанностей опекуна (попечителя) в отношении ребенка у органа опеки и попечительства (уполномоченного органа). В патронатную семью ребенок может помещаться временно до решения его дальнейшей судьбы: возврат к биологическим родителям, усыновление или опекунство, устройство в учреждение интернатного типа. В таком случае патронатная семья выполняет функцию как бы «скорой помощи», в которую помещаются дети, в срочном порядке изъятые их кризисных семей по причине угрозы для их здоровья и жизни. Главная цель приемной и патронатной семьи - создать благоприятные условия для временного пребывания ребенка. Государственные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей наиболее развитые и наиболее широко используемые в нашей стране. Дом ребенка - учреждение здравоохранения, предназначенное для воспитания и оказания медицинской помощи детям-сиротам, подкинутым детям, детям родителей, не имеющих возможности воспитывать своих детей, и детям с дефектами физического или психического развития. В доме ребенка воспитываются дети от рождения до 3-х лет, дети с дефектами физического или психического развития до 4-х лет. Дети попадают в дом ребенка из роддомов (отказные дети), из больниц и из семей. Детский дом - государственное образовательно-

Дата: 2019-12-22, просмотров: 226.