Социализация – усвоение индивидом соц. опыта путем вхождения в соц. среду, система соц. связей; процесс активного воспроизводства индивидом системы соц. связей за счет его активной деятельности и активного в соц. среду. (Андреева Г.М.)
Институты социализации – это конкретные группы, в которых личность приобщается к системам норм и ценностям, принятым в обществе, и которые выступают своеобразными трансляторами соц. опыта.
Одним из соц. институтов является семья.
Семью можно определить как обладающую исторически определенной организацией малую социальную группу, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, и социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения (А.Г. Харчев).
Как соц. институт общества семья представляет собой совокупность соц. норм, образцов поведения, регламентирующих взаимоотношения между супругами, родителчми и детьми, другими родственниками.
На процесс социализации членов семьи влияет ее тип. В современной психолого-педагогической литературе встречаются различные типологии семей. В книге B.C. Торохтия представлена типология семей по следующим признакам (в качестве примера):
1) по количеству детей: бездетная или инфертильная семья, малодетная, многодетная;
2) по составу: неполная, отдельная, простая или нуклеарная, сложная (семья нескольких поколений), большая, материнская, семья повторного брака;
3) по структуре: с одной брачной парой с детьми или без детей, с одним из родителей супругов и другими родственниками, с двумя и более брачными парами с детьми или без них, с матерью (отцом) с детьми, с одним из родителей и другими родственниками, прочие семьи;
4) по структуре лидерства в семье: эгалитарная (демократическая) и традиционная (авторитарная);
5) по семейному быту, семейному укладу: семья-«отдушина», семья детоцентрического типа, семья типа спортивной команды или дискуссионного клуба; семья, ставящая на первое место комфорт, здоровье, порядок;
6) по однородности социального состава в зависимости от нации, уровня образования, профессии и т. д.: социально-гомогенная (однородная) и гетерогенная (неоднородная);
7) по семейному стажу: молодожены, молодая семья; семья, ждущая ребенка; семья среднего супружеского возраста, старшего супружеского возраста, пожилая супружеская пара;
8) по качеству отношений и атмосфере в семье: благополучная, устойчивая, неблагополучная, педагогически слабая, нестабильная, дезорганизованная;
9) по географическому признаку: городская, сельская, отдаленная семья (проживающая в труднодоступных районах);
10) по типу потребительского поведения: семья с «физиологическим» типом потребления, семья с «интеллектуальным» типом потребления, семья с промежуточным типом потребления;
11) по особым условиям семейной жизни: студенческая, «дистантная», «внебрачная»;
12) по характеру проведения досуга: открытая и закрытая (ориентированная на внутридомашний досуг);
13) по социальной мобильности: реактивная, семья средней активности и активная;
14) по степени кооперации совместной деятельности: традиционная, коллективистская и индивидуалистическая;
15) по состоянию психического здоровья: здоровая семья, невротическая, виктимогенная.
социальной реабилитации; детских домах; школах-интернатах; иных учебных заведениях независимо от типа и ведомственной принадлежности.
2. Закон Саратовской области принят Саратовской областной Думой 29 декабря 2004 года «О внесении изменений в Закон Саратовской области «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений». Так в ст. 4 данного закона говориться о правах молодежных и детских объединений.
3. Программа «Дети и семья» областной целевой программы «Дети Саратовской области» на 2007-2010 годы. Основанием для разработки программы являлось распоряжение Правительства области от 21апреля 2006 года №117- Пр «О подготовке областной целевой программы «Дети Саратовской области» на 2007-2010 годы» Так целями подпрограммы являются: обеспечение социальной поддержки и улучшение положения детей, находящихся в трудной жизненной ситуации; профилактика семейного неблагополучия. В рамках направления «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» предусматривается совершенствование системы профилактической работы по предупреждению семейного неблагополучия, детской беспризорности и безнадзорности; развитие инновационных форм и технологий профилактической работы с семьями и детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации.
На муниципальном уровне: районная целевая программа «Дети Аркадакского района на 2008-2010г.г.», «Молодежь Балашовского района на 2006-2008г.г.»
38. Основное содержание работы социального педагога с детьми-сиротами
Дети – сироты - это лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель.
Социальный сирота – это ребенок, который имеет биологических родителей, но они по каким-то причинам не занимаются воспитанием ребенка и не заботятся о нем. В этом случае заботу о ребенке заботу о детях берет на себя общество и государство.
Согласно закону РФ «О дополнительных гарантиях по соц. защите детей –сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» опека и попечительство – форма устройства таких детей для содержания, воспитания, образования, защиты их прав и интересов. Опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста 14 лет, попечительство устанавливается над этой категорией детей в возрасте от 14 до 18 лет.
Семейные формы устройства детей дают ребенку возможность получить положительный опыт семейной жизни,.Усыновление (удочерение) - это специальная мера защиты ребенка, при которой юридически устанавливаются родственные связи между ребенком и человеком или супружеской парой, не являющимися его родными отцом и матерью. Опека и попечительство - это формы устройства и защиты прав детей- сирот и интересов недееспособных или не полностью дееспособных граждан Государственно-общественные формы устройства детей сирот – это такие формы устройства детей-сирот, при которых они имеют долговременное или кратковременное пребывание ребенка в семье с его полным государственным обеспечением и выплатой денежного пособия лицам, взявшим на себя заботы об их воспитании. Семейный детский дом (приемная семья) - форма организации жизнедеятельности детей-сирот, созданная по инициативе Советского детского фонда в 1988 году. Граждане (супруги или отдельные лица, не состоящие в браке), взявшие на воспитание не менее 8 детей, именуются родителями-воспитателями; дети, передаваемые на воспитание в приемную семью, именуются «приемными детьми», а такая семья – «приемной семьей». Дети находятся на полном государственном обеспечении, родители- воспитатели получают денежное пособие. Работа приемных родителей включается в трудовой стаж. В семейных детских домах создаются условия, приближенные к нормальной семейной жизни. В семьях воспитываются дети от 3 до 18 лет. Выпускники пользуются льготами воспитанников детских домов. Детские деревни - SOS -это особый тип детского дома с семейным воспитанием. В детских деревнях воспитывают детей в соответствии с общечеловеческими нравственными ценностями и культурными традициями каждой конкретной страны вне рамок определенной религии. Первая детская деревня была создана в 1949 г австрийским педагогом
Германом Гмайнером. Во всем мире в основе деятельности детских деревень лежат следующие основные принципы: мать в детской деревне - глава семьи. Работа в этом качестве - одновременно призвание и профессия. На эту роль по конкурсу отбирают одиноких женщин, готовых отдать свою любовь обездоленным детям. Перед тем, как возглавить семью,мамы-воспитательницы проходят необходимое обучение; в детской деревне воспитываются дети разного возраста, родных братьев и сестер при приеме в детскую деревню никогда не разделяют; каждая семья постоянно проживает в уютном отдельном доме, самостоятельно ведя хозяйство. Деревня состоит из 12-15 семейных домов. Детская деревня - это не просто комплекс зданий для постоянного проживания воспитанников и мам - воспитательниц, но, прежде всего, это общество единомышленников; руководство нетрадиционным детским учреждением осуществляет директор детской деревни, который со своей семьей живет в деревне, активно помогая каждой семье. Временная приемная семья - форма устройства ребенка, когда его на время помещают в семью до разрешения его проблем или до определения его дальнейшей судьбы. Временную приемную семью отличает от опекунской или семьи усыновителя прежде всего то, что это семья профессиональных специалистов: психологов, педагогов, медиков, социальных работников. Фостеровская (замещающая) семья. Это одна из разновидностей приемной семьи, новое явление для нашего общества. Как правило, деятельность такой приемной семьи необходима тогда, когда дети в срочном порядке изымаются из семьи в силу различных обстоятельств, таких как кризисная ситуация в родной семье, болезнь или отсутствие родителей и др. Временная приемная семья является чрезвычайно распространенной в ряде развитых стран как форма защиты детства. В России временная приемная семья пока не нашла повсеместного внедрения и распространения. Это связано с экономическими, социальными и политическими катаклизмами, переживаемыми в нашей стране. Патронатная семья. Под патронатом понимается специальная форма устройства ребенка, нуждающегося в государственной защите, на воспитание в семью патронатного родителя при сохранении части обязанностей опекуна (попечителя) в отношении ребенка у органа опеки и попечительства (уполномоченного органа). В патронатную семью ребенок может помещаться временно до решения его дальнейшей судьбы: возврат к биологическим родителям, усыновление или опекунство, устройство в учреждение интернатного типа. В таком случае патронатная семья выполняет функцию как бы «скорой помощи», в которую помещаются дети, в срочном порядке изъятые их кризисных семей по причине угрозы для их здоровья и жизни. Главная цель приемной и патронатной семьи - создать благоприятные условия для временного пребывания ребенка. Государственные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей наиболее развитые и наиболее широко используемые в нашей стране. Дом ребенка - учреждение здравоохранения, предназначенное для воспитания и оказания медицинской помощи детям-сиротам, подкинутым детям, детям родителей, не имеющих возможности воспитывать своих детей, и детям с дефектами физического или психического развития. В доме ребенка воспитываются дети от рождения до 3-х лет, дети с дефектами физического или психического развития до 4-х лет. Дети попадают в дом ребенка из роддомов (отказные дети), из больниц и из семей. Детский дом - государственное образовательно-
Дата: 2019-12-22, просмотров: 262.