Влияние нарушений семейных отношений на социализацию детей.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Семейное воспитание отвечает не только обще­ственной заинтересованности в социализации личнос­ти ребенка, но и индивидуальной заинтересованности родителей в духовном воспроизведении себя в детях, а детей — в покровительстве, защите, нравственной по­мощи со стороны родителей. В семейной жизни складываются соц-био­логические, хозяйственно-бытовые, нравственно-пра­вовые, психологические и эстетические отношения.

Как свидетельствует статистика, семьи с двумя-тремя детьми более стабильны, т. к. дети сближают, скрепляют супружеский союз и повышают ответствен­ность за семью. Супруги реже прибегают к разводам в случаях конфликтных вспышек, носящих, как правило, временный характер. В таких семьях больше семейных дел, совместных проблем и трудностей, а равно и радо­стей, которые несет с собой общение не только между лицами разного пола, но и разного возраста. Важное значение в воспитании имеют родствен­ные связи между братьями и сестрами. Кровные бра­тья остаются братьями, даже когда у каждого своя жизнь, свои стремления, потому что в их сознании выработался «рефлекс соучастия», который лежит в основе отношений между ними.

Если в семье один ребенок, его детство и дальней­шая жизнь во многом обеднены, т. к. он лишается край­не важных родственных связей (брат — сестра), кото­рые делают человека эмоционально богаче, являются ценной психологической поддержкой. Вместе с тем воспитатели детских садов и педагоги отмечают как закономерность хорошую способность к обучению у единственных детей. Объясняется это тем, что родители единственного ребенка часто имеют выс­шее образование, интеллектуальную творческую рабо­ту.

Воспитание ребенка в неполной семье осуществ­ляется в более трудных условиях. Поэтому чрезвычай­но разумно поступает родитель, один воспитывающий ребенка, когда осмысливает, понимает ситуацию и ищет правильные пути для определения препятствий, чтобы избежать опасности. Необходимо осознать, что источ­ником многих трудностей является сам воспитатель, поэтому он и должен их ликвидировать. Например, одинокая мать остро переживает свои жизненные об­стоятельства, осмысливает их и передает ребенку в виде своих пожеланий, требований, воспитательных мето­дов и т. д. Она создает атмосферу дома, которую ребе­нок впитывает всем своим существом, сохраняя ее на протяжении всей последующей жизни.

Большое воспитательное влияние на детей оказы­вают бабушки и дедушки, факт их совместного или раздельного проживания. Если дети младшего возраста испытывают ост­рую потребность в общении с бабушками и дедушками, то подростки и молодые люди все реже обращаются за советом к старшему поколению. У внуков есть другие советчики по всем жизненно важным вопросам, обла­дающие более широкой эрудицией и абсолютным авто­ритетом: писатели, газеты, журналы, телевидение — весь этот могучий арсенал просвещения, который ак­кумулирует общечеловеческий опыт. Но помимо общих сведений и суждений ч-ку важен опыт, накопленный собст.семьей.

Решающей в воспитании ребенка является нрав­ственно-психологическая атмосфера семьи, отношения между поколениями и между самими супругами: Сотрудничество — идеальный случай взаимоотноше­ний, предполагающий взаимопонимание и взаимопод­держку. Паритет — ровные, «союзнические» отноше­ния, основанные на взаимной выгоде членов союза. Соревнование — желание добиться большего и лучшего в благожелательном соперничестве. Конкуренция — стремление главенствовать над другими, подавлять их в каких-либо сферах. И, наконец, антагонизм — резкие противоречия между членами группы, при которых их объединение носит явно вынужденный характер, сохра­няется из-за сильного давления извне. Естественно, что наилучшим видом для семьи выступает сотрудничество.

Стили семейных взаимоотношений делятся на три основных: попустительские (либеральный), авторитарный и демократический..

Важной и неотъемлемой частью семейной педагогики является любовь родителей к детям. Дефицит родительской любви, особенно в младенчестве, часто ведет к невротическим последствиям в подростковом возрасте. Для полноценного развития ребенку необходима любовь обоих родителей. Встречается немало семей, отцы которых устраня­ются от воспитания детей. У них «нет времени» зани­маться детьми, посещать родительские собрания. Вме­сте с тем, роль мужчины в воспитании детей очень важна.

Существенным фактором воспитания являются материальные и бытовые условия семьи. Соц.расслоение общества привело к тому, что рядом сосед­ствуют семьи богатые и нищие, в них растут дети, рос­кошно обеспеченные и обездоленные. Разница прояв­ляется во всем: в питании, одежде, доступе к искусству и видеопродукции, в воспитании духовных ценностей.

Эффективность воспитания детей в семье зависит от единства требований к ребенку со стороны родите­лей и педагогов .Взаимодействие семьи и школы — важнейшее ус­ловие успеха в воспитании детей, но оно возможно в том случае, когда учителя и родители становятся еди­номышленниками, способными вовремя заметить и устранить причины тревожного поведения ребенка; найти эффективные средства включения его в личностно и общественно значимую деятельность, обеспечи­вающую развитие внутренних сил и нравственное ста­новление растущего человека.

86.. Методики диагностики соц. развития и окружающей микросреды ребёнка:

К основным видам диагностических методик относят: тесты специальных способностей разработанные службой занятости США для испрользования консультантами в гос учреждениях, включающие тесты способностей для конкретных профессий. На ряду с тестами интеллекта специальных и комплексных способностей возник еще один тип тестов широко применяемый в учебных заведениях- тесты достижений. В отличае от тестов интеллекта они отражают нестолько влияние многообразного накопленного опыта, сколько влияние специальных программ обучения на эффективность решения тестовых заданий. Особое направление в психологической диагностике связанно с разработкой различных опросников и проективных техник.

Опросники- это большая группа методик, задания которых представлены в виде вопросов или утверждений, а задачей испытуемого является самостоятельной сообщение некоторых сведений о себе, о своих переживаниях и отношениях в виде ответов. Они бывают: опросники личности (стандартизированные самоотчеты бывают открытого типа и закрытого). При закрытых заранее предусмотрены варианты ответов, а при открытых –свободные ответы. По содержанию личностные опросники могут быть подразделены на опросники личности, типологические, мотивов, интересов, установок; опросники анкеты служат для получения информации о человеке, не имеющей непосредственного отношения к его психологическим особенностям ( история его жизни).

Проективные техники- это группа методик, предназначенных для диагностики личности, для которых характерен в большей мере глобальный подход к оценке личности, а не выявление отдельных ее черт. Испытуемым предлагается интерпретировать содержание сюжетных картинок, завершать незаконченные предложения, давать толкование неопределенным очертаниям. Эти методики носят в основном индивидуальный характер, и в большей своей части это предметные или бланковые методики. Психофизиологические методики позволяют диагностировать природные особенности человека, обусловленные основными свойствами нервной системы. Следует обратить внимание на одну черту психофизических методик, они лишены оценочного подхода к индивиду, поскольку нельзя утверждать, какие свойства нервной системы лучше, а какие хуже. В одних обстоятельствах лучше проявят себя люди с одними свойствами нервной системы, в других- с другими.

 Тесты- стандартизированные и обычно краткие и ограниченные во времени испытания, преднозначенные для установления количественных и качественных индивидуально-психологических различий между людьми.

Тесты бывают: по форме: индивидуальные (когда взаимодействие экспериментатора и испытуемого происходит один на один), групповые (одновременное проведение испытания с очень большой группой людей), устные и письменные, бланковые, предметные, аппаратурные, компьюторные, вербальные(происходит операция с понятиями мыслительные действия в словестно-логической форме), невербальные (тестовый материал представлен в наглаядной форме); по содержанию: тесты интеллекта , способностей, личности, достижений.

1. Рисунок семьи – исследует межличностные отношения ребёнка с родителями (переживания и восприятие ребёнком своего места в семье, отношение к семье в целом и отдельным её членам).

2. Выявление уровня тревожности – (Тэмпл Р., Дорки М., Амен В. Выявляет степень тревожности у детей с нормальным и отклоняющимся развитием).

3. «Акцентуация характера» Шмишека - выявляет 10 типов акцентуации характера у личности.

3. Социометрия – Дж. Морено, выявляет лидеров, предпочитаемых, отверженных. Выявляет неформальные группы в коллективе.

4. Референтометрия – определяет круг лиц, чье мнение важно для данного человека и группы в целом.

Дата: 2019-12-22, просмотров: 282.