Международный уровень нормативно-правовых основ социально-педагогической деятельности представлен Конвенцией ООН о правах ребенка (1989).
Дан.док-т охватывает шир.круг вопросов, касающихся законных прав и условий существования детей. Осн.цель К.состоит в макс.защите интересов реб-ка. Она призывает гос-во создать условия, при кот. дети могут принимать активное и творческое участие в соц-полит.жизни; содержит конкр. положения о защите прав детей, вовлеченных в преступную д-ть. К. признает первостеп. роль семьи и родителей в заботе о детях и их защите, а также обязанность гос-ва помогать им в выполнении их обязанностей. Согласно дан.документу основные права ребенка — право на выживание, право на развитие и право на защиту.
К осн.междунар. договорам, связанным с проблемой защиты прав детей, можно также отнести: Всемир.Дек., Миним.стандар.правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несов-их («Пекинские правила» 1985), Декларацию о защите женщин и детей в чрезвычайных обстоятельствах и в период вооруженных конфликтов (1974) и др.
Федер.уровень представлен пакетом норм-прав.актов, разрабатываемых в рамках реализации осн.направлений гос.соц.политики по улучшению положения детей в РФ до 2000 года (Национальный план действий в интересах детей) (1995). Как указано в этом док-те, необходимость реализации прав детей на полноценное физ-е, интел-е, дух-е, нрав-е и соц.развитие в соответствии с нормами Констит. РФ и междунар.обязательствами, а также конкр. проблемы совр.положения детей обусловили выбор след. приоритетных направлений гос.соц.политики по улучшению положения детей: укрепление правовой защиты детства ; поддержка семьи как естественной среды жизнеобеспечения детей; обеспечение безопасного материнства и охраны здоровья детей; улучшение питания детей; обеспечение воспитания, образования и развития детей; поддержка детей, находящихся в особо трудных обстоятельствах.
Др.програм док-ми яв-ся През.федер программы «Дети Р» и «Молодежь Р».
Программа «Дети России», состоящая на сегодняшний день из целевых программ «Д.Севера», «Д.-сироты», «Д.Чернобыля», «Д.-инвалиды», «Планирование семьи», «Развитие индустрии дет.питания», «Одаренные д.», «Д. семей беженцев и вынуж.переселенцев», «Безопасное материнство», «Развитие соц.обслуживания семьи и детей», «Профилактика безнадзорности и правонарушений несов-их», «Организация летнего отдыха». Ее цель — создание условий для норм.развития детей, обеспечения их соц.защиты в период коренных соц-эконом.преобразований. Структура каждой целевой программы вкл-т характеристику проблемы, цели и задачи программы, осн. направления реализации и оценку эффективности реализации.
Программа «Молодежь России» была принята в 1994 году. Она была направлена на формирование правовых, экономических и организационных гарантий и условий для становления личности молодого человека, развития молодежных объединений, движений и инициатив. В 1998 году Программа побрела статус президентской. По структуре Программа разделена на отдельные целевые программы, объединенные по направлениям:
- формирование условий для воспитания чувства гражданственности, духовно-нравственного и патриотического воспитания молодежи
- решение социально-экономических проблем молодежи
- интеллектуальное и физическое развитие молодежи
- социальная поддержка и защита молодежи
Очередным этапом становления нормативно-правовой базы социальной защиты детства стало принятие в 1998 году Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», объединившего ранее разрозненные положения в единый свод. В качестве важнейших приоритетов государственной заботы о детях названы: подготовка детей к полноценной жизни в обществе; развитие у детей общественно значимой и творческой активности; воспитание у детей высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности.
Логическим продолжением законотворческой деятельности в интересах детства стало принятие др.Фед.закона — «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несов-их» (1999). Более полное определение получили такие направления соц-пед.д-ти, как инд.профилак.работа, процессуальные действия по подготовке материалов о помещении несов-их в учреждения различной ведомственной принадлежности в профил-их, корр-ых пли реаб-ых целях. В законе уточнены осн.понятия, обозначены категории лиц, в отношении которых проводится инд.профила.работа, а также задачи и субъекты профилактической работы, круг полномочий последних.
К осн.федер.законам и подзаконным актам, регламентирующим д-ть соц.педагога, можно также отнести федеральные законы РФ «Об образовании» (1996), «О дополнительных гарантиях по соц.защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (1996), «О соц.защите инвалидов в РФ» (1995), Основы законодательства РФ«Об охране здоровья граждан» (1993) и др.; указы Президента РФ «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав» (1993), «О мерах по соц.поддержке многодетных семей» (1992) и др.; постановления Правительства РФ«О Типовом положении о специальном уч-восп.учреждении для детей и подростков с девиантным поведением» (1995), «О межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних при Правительстве РФ» (1994) и др. Отдельное значение имеют подведомственные акты и законотворчество органов местного самоупр-я.
отечес.школы и педагогики на каж. этапе соц-исторического развития.
На региональном уровне можно выделить следующие нормативно-правовые документы, косвенным образом касающиеся защиты детей группы риска:
1. «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Постановление Правительства Саратовской области от 19 января 2005 года №20-П. В данном документе устанавливаются социальные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; находящихся в приемных семьях; в детских лечебно-профилактических учреждениях; специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в
Дата: 2019-12-22, просмотров: 287.