В настоящее время социальная педагогика является элементом структуры общей педагогики, и существует достаточно много ее определении. Приведем некоторые из них;
Социальную педагогику Ю.В. Василькова и Т.А. Василькова трактуют как теорию и практику обучения и воспитания отдельной личности или группы людей, иногда объединенных социальной бедой и нуждающихся в реабилитации или лечении, их социализации.
Социальная педагогика — отрасль педагогической науки, изучающая закономерности социального воспитания и социального обучения делен в процессе их социализации (М.А. Галагузова,).
Социальная педагогика — отрасль педагогики, исследующая социальное воспитание как социальный институт, т.е. воспитание всех возрастных групп
и социальных категории людей, осуществляемое как в организациях специально для этого созданных, так и в организациях, для которых воспитание не является основной функцией (А.В. Мудрик).
Под социальной педагогикой В.А. Никитин понимает теорию и практику познания, регулирования и реализации образовательно-воспитательными средствами процесса социализации или ресоциализации человека, результатом которого является приобретение индивидом ориентации и поведения (убеждений, ценностей, соответствующих чувств и действий) по отношению к обществу, различным слоям и группам населения и индивидам, обеспечение соответствующего уровня и вида социальной адаптации, социального функционирования.
Социальная педагогика, по мнению В. Д. Семенова, это наука о воспитательных влияниях среды.
Данная отрасль науки исследует воспитание как общественное явление, изучает не только воспитательный потенциал общества, но и пути его актуализации на основе разнообразных форм интеграции воспитательных сил. Она рассматривает личность в органичном единстве индивидуально-психического и социального аспектов как открытую и постоянно изменяющуюся систему.
В поле зрения социальной педагогики попадают вопросы, связанные с осуществлением социально-педагогической деятельности с детьми, оставшимися без попечения v родителей, с детьми девиантного и делинкветного поведения, а также вопросы, имеющие отношение к личностной и профессиональной характеристике социального педагога.
Общественный смысл социальной педагогики в том, чтобы помочь ребенку найти путь жизненного самоопределения, развития в обществе в соответствии со способностями, стремлениями и общечеловеческими ценностями.
Цель способствовать социальному формированию личности, группы с учетом её своеобразия и социокультуры государства (общества), в котором ей предстоит жить. Под своеобразием понимается то, что отличает одного человека (группы) от другого.
Объектом социальной педагогики, во-первых, является человек, а, во-вторых, социальные системы государственной, муниципальной, общественной и частной деятельности и воспитательно-образовательного взаимодействия.
Предмет с.п. - исследование воспитательных сил общества, способов их актуализации, путей интеграции, возможностей общественных, государственных и частных организаций в целях создания условий для развития и самореализации.
Основные задачи социальной педагогики:
1) исследование проблем социума;
2) формирование в социуме гуманных отношений;
3) обеспечение выбора форм и методов социализации людей;
4) обеспечение социальной помощи и поддержки обществу и конкретному человеку.
Прикладные задачи с.п.
1. воспитывать в сознании ребенка понятие добра и справедливости, любви к ближнему, ко всему живому, к творчеству, взаимопониманию;
2. поставить цель самостоятельно выйти из кризиса, наметить пути выхода, научиться общению с окружающими людьми, определить цель жизни;
3. развивать стремление познавать окружающий мир, человека, его уникальность, физические, духовные особенности, права и обязанности в обществе;
4. развивать чувство собственного достоинства, самостоятельности, уверенности в себе;
5. прививать ребенку умение и желание общения с людьми в малых и больших группах, в объединениях сверстников, в семье, в труде, в школе.
воспитания. Выделяются общенаучные принципы, лежащие в основе междисциплинарного исследования социализации.
1) Социальный - принцип объясняет тот факт, что социализация протекает под воздействием общества, а также зависит от социально-экономических условий жизни общества.
2) Личностный принцип- человек в процессе социализации рассматривается не в качестве пассивного звена, а напротив, социализация предполагает активность человека по формированию своей личности.
3) Деятельностный принцип – основным способом усвоения социального опыта является деятельность и общение.
4) Системный принцип – рассматривает систему природных и социальных факторов, влияющих на социализацию.
34. Основные аспекты и функции профессиональной деятельности социального педагога в школе.
Социальный педагог в школе - это специалист-профессионал, который призван обеспечивать взаимодействие семьи, образовательного учреждения, различных социальных институтов в воспитании ребенка, помогать ему адаптироваться в сложных современных условиях.
Школьный социальный педагог:
- изучает психологические и возрдс1ные особенности ребенка;
- организует различные виды социально значимой деятельности (спорт, досуг, деятельность молодежных и подростковых организаций и т.д.);
- учитывает и приводит в действие социально-правовые, юридические, психологические, экономические механизмы предупреждения и преодоления негативных влияний на развитие личности (профилактическая функция);
- обеспечивает реализацию системы правовой защиты, социально-педагогической поддержки ребенка и семьи (правозащитная, реабилитационная функция).
Обязанности школьного социального педагога:
- содействие в формировании гуманных отношений в образовательном учреждении;
- организация соц. - пед. деятельности в социуме, различных видов сотрудничества взрослых и детей;
- выявление и разрешение конфликтных социально-сложных ситуаций;
- представление и защита интересов детей во взаимоотношениях с различными государственными и общественными структурами;
- проведение работы только в рамках своей компетенции;
- качественное выполнение своих функций.
Социальный педагог имеет следующие права:
- представлять и защищать интересы детей;
- собирать информацию, связанную с детскими проблемами;
- делать официальные запросы в общественные организации, государственные учреждения с просьбой о решении тех или иных вопросов;
- вести активную работу по изучению опыта семейного воспитания.
Критерии эффективности деятельности социального педагога:
- оценка изменения социально-педагогической обстановке в школе, социуме до работы социального педагога;
- анализ проблем детей за прошедший год и результатов их решения;
- динамика включенности детей и взрослых в различные виды деятельности в школе, по месту жительства;
- динамика изменений в отношениях детей и родителей к социально-педагогической деятельности школьного социально педагога;
- изменения уровня профессионального роста социального педагога как специалиста.
Обязательные документы:
- соц. пед. характеристика детского коллектива школы;
- медико-психолого-педагогические характеристики детей;
- перспективный план работы на год, утвержденный руководством школы
Можно выделить следующие направления работы:
- изучение медико-психологических и социально-педагогических особенностей личности учащихся, условий их жизни, специфики микросреды;
- выявление детей группы риска;
- осуществление профилактической работы по предупреждению школьной и социальной дезадаптации, девиантного и делинквентного поведения;
- осуществление правового просвещения учащихся;
- разработка и реализация программ коррекции и реабилитации отклоняющегося поведения учащихся;
- взаимодействие с семьями учащихся с целью совместного решения проблем воспитания и развития личности ребенка;
- взаимодействие с психологами, учителями, классными руководителями с целью создания условий для реализации прав и свобод обучающихся;
- профилактика и разрешение конфликтных ситуаций с участием несовершеннолетних;
- взаимодействие с правоохранительными органами, службами социальной защиты и занятости населения, медицинскими учреждениями, общественными, благотворительными организациями;
- участие в работе педагогических советов и методических объединений.
Выделяют следующие функции социального педагога.
Образовательно-воспитательная. Он обеспечивает целенаправленное пед.влияние на поведение и деятельность детей и взрослых, стремится полноценно использовать в восп.процессе средства и возможности соц.институтов, возможности личности как активного субъекта восп.процесса.
Диагностическая. Он изучает медико-психол. и возрастные особенности, способности человека, вникает, в мир его интересов, круг общения, условия жизни, выявляет позитивные и негативные влияния, проблемы.
Организаторская. Организует соц-пед.деятельность детей и взрослых, их инициативу, творчество; влияет на содержание досуга, содействует в вопросе трудоустройства, проф.ориентации и адаптации, осуществляет взаимодействие мед, образов., культурных, спортивных, правовых учреждений в соц-пед.работе.
Прогностическая. Участвует в программировании, прогнозировании и проектировании процесса соц.развития конкретного микросоциума, деятельности различных институтов, занимающихся соц.работой."
Предупредительно-профилактическая и социально-терапевтическая.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 307.