Предмет, цели и задачи социальной педагогики
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В настоящее время социальная педагогика является элементом структуры общей педагогики, и существует достаточно много ее определении. Приведем некоторые из них;

Социальную педагогику Ю.В. Василькова и Т.А. Василькова трактуют как теорию и практику обучения и воспитания отдельной личности или группы людей, иногда объединенных социальной бедой и нуждающихся в реабилитации или лечении, их социализации.

Социальная педагогика — отрасль педагогической науки, изучающая закономерности социального воспитания и социального обучения делен в процессе их социализации (М.А. Галагузова,).

Социальная педагогика — отрасль педагогики, исследующая социальное воспитание как социальный институт, т.е. воспитание всех возрастных групп

и социальных категории людей, осуществляемое как в организациях специально для этого созданных, так и в организациях, для которых воспитание не является основной функцией (А.В. Мудрик).

Под социальной педагогикой В.А. Никитин понимает теорию и практику познания, регулирования и реализации образовательно-воспитательными средствами процесса социализации или ресоциализации человека, результатом которого является приобретение индивидом ориентации и поведения (убеждений, ценностей, соответствующих чувств и действий) по отношению к обществу, различным слоям и группам населения и индивидам, обеспечение соответствующего уровня и вида социальной адаптации, социального функционирования.

Социальная педагогика, по мнению В. Д. Семенова, это наука о вос­питательных влияниях среды.

Данная отрасль науки исследует воспитание как общественное явление, изучает не только воспитательный потенциал общества, но и пути его актуализации на основе разнообразных форм интеграции воспитательных сил. Она рассматривает личность в органичном единстве индивидуально-психического и социального аспектов как открытую и постоянно изменяющуюся систему.

В поле зрения социальной педагогики попадают вопросы, связанные с осуществлением социально-педагогической деятельности с детьми, оставшимися без попечения v родителей, с детьми девиантного и делинкветного поведения, а также вопросы, имеющие отношение к личностной и профессиональной характеристике социального педагога.

Общественный смысл социальной педагогики в том, чтобы помочь ребенку найти путь жизненного самоопределения, развития в обществе в соответствии со способностями, стремлениями и общечеловеческими ценностями.

Цель способствовать социальному формированию личности, группы с учетом её своеобразия и социокультуры государства (общества), в котором ей предстоит жить. Под своеобразием понимается то, что отличает одного человека (группы) от другого.

Объектом социальной педагогики, во-первых, является человек, а, во-вторых, социальные системы государственной, муниципальной, общественной и частной деятельности и воспитательно-образовательного взаимодействия. 

Предмет с.п. - исследование воспитательных сил общества, способов их актуализации, путей интеграции, возможностей общественных, государственных и частных организаций в целях создания условий для развития и самореализации.

Основные задачи социальной педагогики:

1) исследование проблем социума;

2) формирование в социуме гуманных отношений;

3) обеспечение выбора форм и методов социализации людей;

4) обеспечение социальной помощи и поддержки обществу и конкретному человеку.

Прикладные задачи с.п.

1. воспитывать в сознании ребенка понятие добра и справедливости, любви к ближнему, ко всему живому, к творчеству, взаимопониманию;

2. поставить цель самостоятельно выйти из кризиса, наметить пути выхода, научиться общению с окружающими людьми, определить цель жизни;

3. развивать стремление познавать окружающий мир, человека, его уникальность, физические, духовные особенности, права и обязанности в обществе;

4. развивать чувство собственного достоинства, самостоятельности, уверенности в себе;

5. прививать ребенку умение и желание общения с людьми в малых и больших группах, в объединениях сверстников, в семье, в труде, в школе.

воспитания. Выделяются общенаучные принципы, лежащие в основе междисциплинарного исследования социализации.

1) Социальный - принцип объясняет тот факт, что социализация протекает под воздействием общества, а также зависит от социально-экономических условий жизни общества.

2) Личностный принцип- человек в процессе социализации рассматривается не в качестве пассивного звена, а напротив, социализация предполагает активность человека по формированию своей личности.

3) Деятельностный принцип – основным способом усвоения социального опыта является деятельность и общение.

4) Системный принцип – рассматривает систему природных и социальных факторов, влияющих на социализацию.

 34. Основные аспекты и функции профессиональной деятельности социального педагога в школе.

Социальный педагог в школе - это специалист-профессионал, который призван обеспечивать взаимодействие семьи, образовательного учреждения, различных социальных институтов в воспитании ребенка, помогать ему адаптироваться в сложных современных условиях.

Школьный социальный педагог:

 - изучает психологические и возрдс1ные особенности ребенка;

 - организует различные виды социально значимой деятельности (спорт, досуг, деятельность молодежных и подростковых организаций и т.д.);

 - учитывает и приводит в действие социально-правовые, юридические, психологические, экономические механизмы предупреждения и преодоления негативных влияний на развитие личности (профилактическая функция);

 - обеспечивает реализацию системы правовой защиты, социально-педагогической поддержки ребенка и семьи (правозащитная, реабилитационная функция).

Обязанности школьного социального педагога:

- содействие в формировании гуманных отношений в образовательном учреждении;

- организация соц. - пед. деятельности в социуме, различных видов сотрудничества взрослых и детей;

- выявление и разрешение конфликтных социально-сложных ситуаций;

- представление и защита интересов детей во взаимоотношениях с различными государственными и общественными структурами;

- проведение работы только в рамках своей компетенции;

- качественное выполнение своих функций.

Социальный педагог имеет следующие права:

- представлять и защищать интересы детей;

- собирать информацию, связанную с детскими проблемами;

 - делать официальные запросы в общественные организации, государственные учреждения с просьбой о решении тех или иных вопросов;

 - вести активную работу по изучению опыта семейного воспитания.

Критерии эффективности деятельности социального педагога:

- оценка изменения социально-педагогической обстановке в школе, социуме до работы социального педагога;

- анализ проблем детей за прошедший год и результатов их решения;

- динамика включенности детей и взрослых в различные виды деятельности в школе, по месту жительства;

- динамика изменений в отношениях детей и родителей к социально-педагогической деятельности школьного социально педагога;

- изменения уровня профессионального роста социального педагога как специалиста.

Обязательные документы:

- соц. пед. характеристика детского коллектива школы;

- медико-психолого-педагогические характеристики детей;

- перспективный план работы на год, утвержденный руководством школы

Можно выделить следующие направления работы:

- изучение медико-психологических и социально-педагогических особенностей личности учащихся, условий их жизни, специфики микросреды;

 - выявление детей группы риска;

- осуществление профилактической работы по предупреждению школьной и социальной дезадаптации, девиантного и делинквентного поведения;

- осуществление правового просвещения учащихся;

- разработка и реализация программ коррекции и реабилитации отклоняющегося поведения учащихся;

- взаимодействие с семьями учащихся с целью совместного решения проблем воспитания и развития личности ребенка;

 - взаимодействие с психологами, учителями, классными руководителями с целью создания условий для реализации прав и свобод обучающихся;

 - профилактика и разрешение конфликтных ситуаций с участием несовершеннолетних;

 - взаимодействие с правоохранительными органами, службами социальной защиты и занятости населения, медицинскими учреждениями, общественными, благотворительными организациями;

- участие в работе педагогических советов и методических объединений.

Выделяют следующие функции социального пе­дагога.

Образовательно-воспитательная. Он обеспечивает це­ленаправленное пед.влияние на поведение и деятельность детей и взрослых, стремится полноценно ис­пользовать в восп.процессе средства и возмож­ности соц.институтов, возможности лич­ности как активного субъекта восп.процесса.

 Диагностическая. Он изучает медико-психол. и возрастные особенности, способности человека, вника­ет, в мир его интересов, круг общения, условия жизни, выявляет позитивные и негативные влияния, проблемы.

Организаторская. Организует соц-пед.деятельность детей и взрослых, их инициативу, творче­ство; влияет на содержание досуга, содействует в вопросе трудоустройства, проф.ориентации и адап­тации, осуществляет взаимодействие мед, обра­зов., культурных, спортивных, правовых учреж­дений в соц-пед.работе.

Прогностическая. Участвует в программировании, про­гнозировании и проектировании процесса соц.раз­вития конкретного микросоциума, деятельности различ­ных институтов, занимающихся соц.работой."

Предупредительно-профилактическая и социально-тера­певтическая.

Дата: 2019-12-22, просмотров: 307.