Дошкольный возраст от 3 до 7 лет
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Ведущая деятельность. Ролевая. Это деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых людей и в обобщенной форме, в иг­ровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отноше­ния между ними. Помимо необходимого уровня развития предметных действий, для появления игры нужно коренное изменение отношений ребен­ка со взрослыми. Около 3 лет ребенок становится гораздо более самостоятельным, и его совместная деятельность с близким взрос­лым начинает распадаться. В то же время, игра социальна и по своему происхождению, и по содержанию. Она не сможет разви­ваться без частого полноценного общения со взрослыми. Речь. К 7 годам язык становится средством общения и мышления ребенка, а также предметом сознательного изучения, поскольку при подготовке к школе начинается обучение чтению и письму. Развивается звуковая сторона речи. Младшие дошкольники на­чинают осознавать особенности своего произношения. Интенсивно растет словарный состав речи. Развивается грамматический строй речи. Восприятие становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. В нем выделяются произвольные действия — наблюдение, рассматривание, поиск. Значительное влияние на развитие восприятия оказывает в это время речь — то, что ребенок начинает активно использовать названия качеств, признаков, состояний различных объектов и отношении между ними. Мышление. Основная линия развития мышления — переход от наглядно-действенного к наглядно-образному и в конце периода — к словесному мышлению. Основным видом мышления, тем не менее, является наглядно-образное. К концу дошкольного возраста появляется тенденция к обобще­нию, установлению связей. Память. У младших дошкольников память непроизвольна. В среднем дошкольном возрасте (между 4 и 5 годами) начинает формироваться произвольная память.  

Младший школьный возраст (от 7 до 11 лет). В младшем школьном возрасте учебная деятельность ста­новится ведущей.

Доминирующей функцией в младшем школьном возрасте стано­вится мышление. Завершается наметившийся в дошкольном возрасте переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению. У ребенка появляются логически верные рассуждения: рассуждая, он исполь­зует операции. Однако это еще не формально-логические опера­ции, рассуждать в гипотетическом плане мл.школьник еще не может. Память развивается в двух направлениях — произвольности и осмысленности. Дети непроизвольно запоминают учебный матери­ал, вызывающий у них интерес. Но, в отличие от дошкольников, они спо­собны целенаправленно, произвольно запоминать материал, им не интересный. С каждым годом все в большей мере обучение стро­ится с опорой на произвольную память.

В младшем школьном возрасте развивается внимание. По сравнению с до­школьниками младшие школьники гораздо более внимательны. Они уже способны концентрировать внимание на неинтересных дей­ствиях, но у них все еще преобладает непроизвольное внимание.

Подростковый возраст (от 11 до 13 лет).. Развитие на этом этапе идет быстрыми темпами, особенно много измене­ний наблюдается в плане формирования личности. И, пожалуй, главная особенность подростка — личностная нестабильность. Среди многих личностных особенностей, присущих подростку, особо выделим формирующиеся у него чувство взрослости и «Я концепцию».

Когда говорят, что ребенок взрослеет, имеют в виду становление его готовности к жизни в обществе взрослых людей, причем — как равноправного участника этой жизни. Конечно, подростку еще далеко до истинной взрослости — и физически, и психологически, и социально. Он объективно не может включиться во взрослую жизнь, но стремится к ней и претендует на равные со взрослыми права. Новая позиция проявляется в разных сферах, чаще всего во внешнем облике, в манерах.

Одновременно с внешними, объективными проявлениями взрос­лости возникает и чувство взрослости — отношение подростка к себе как к взрослому, представление, ощущение себя в какой-то мере взрослым человеком.

 Чувство взрослости становится центральным новообразованием младшего подросткового возраста, а к концу периода, примерно в 15 лет, ребенок делает еще один шаг в своем личностном разви­тии. После поисков себя, личностной нестабильности у него фор­мируется «Я-концепция» — система внутренне согласованных представлений о себе, образов «Я».

Юность (от 13 – 16 до 21-25лет) - период после отрочества до взрослости. В юности у молодого человека возникает проблема выбора жизненных ценностей, они стремятся сформировать внутреннюю позицию по отношению к себе («Кто я?» «Каким я должен быть?»). В этот период молодые люди продолжают рефлексировать на свои отношения с семьей в поисках своего места среди близких. Юноша и девушка – каждый по своему – стремятся к идентификации с собой, со сверстниками того же пола, друг с другом. В юности происходит становление человека как личности. В это время обостряется потребность к обособлению, стремление оградить свой уникальный мир. Поиск профессии – важнейшая проблема юности. В юности некоторая часть молодежи начинает тяготеть к лидерству, как к предстоящей деятельности. Эта категория людей стремится научиться оказывать влияние на других, изучает соц. процессы.

82. Технология ре6ализации соц. педагогом коммуникативной функции: налаживание межличностных отношений, взаимодействия между различными организациями и людьми в интересах ребенка.

Соц. педагог должен развивать коммуникативные умения (установление, поддержка контакта, речь и т.д.), эмпатичность, перцепция (умение воспринимать, принимать ребенка), внешняя привлекательность.

Овладение искусством общения является важнейшим и главнейшим навыком, которым должен овладеть человек, по роду деятельности непосредственно занятый работой с людьми. Общение можно разделить на два блока: стихийное общение в процессе жизнедеятельности человека и целенаправленный процесс, осуществляемый специальными учреждениями и отдельными людьми. Общение бывает прямым (непосредственные контакты и влияние людей друг на друга, обладает большой силой эмоционального воздействия) и опосредованным (когда человек сталкивается с духовными и материальными продуктами деятельности других людей).

Функции профессионального общения социального педагога: функция социальной защиты, катализатор, корректирующая, адаптирующая, целедостигающая.

Принципы и задачи применительно к проблеме общения, возлагаемых на работников социальной сферы: 1)оказывать помощь индивидам и группам, осознавать и устранять затруднения личного, социального и духовного характера, неблагоприятно влияющих на них; 2)помогать людям справляться с этими затруднениями путем поддерживающего, реабилитирующего, защитного или корректирующего воздействия; 3)защищать беспомощных людей в соответствии с законом; 4)способствовать более широкому использованию каждым клиентом собственных возможностей для самозащиты.

Общение выступает как социальный и личностно-ориентированный процесс, в котором реализуется не только личностные отношения, но установки на социальные нормы. Вместе с тем, общение – социальный процесс, через который общество влияет на индивида.

Структура общения, можно выделить три стороны общения: 1)коммуникативная сторона, состоит в обмене информацией между общающимися индивидами; 2)интерактивная сторона, состоит в организации взаимодействия между общающимися индивидами, не только знаниями, но и действиями; 3)перцептивная сторона, означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.

Функции общения:контактная (установление контакта), информационная (обмен сообщениями), побудительная (стимуляция активности партнера для выполнения определенных действий), координационная (взаимное ориентирование и согласование действий), функция понимания (адекватное взаимное восприятие и понимание смысла сообщений), эмотивная (возбуждение в партнере необходимых эмоциональных переживаний), функция управления (изменение состояния, моделей поведения партнера).

Типы общения: взаимодействие в общем представляет собой систематическое устойчивое выполнение действий, которые направлены на то, чтобы вызвать ответную реакцию партнера.

Взаимодействия бывают: внутриличностные, межличностные, личностно-групповые, межгрупповые.

В структуру взаимодействия входят: субъекты взаимодействия, взаимная связь субъектов общения, взаимное воздействие субъектов, взаимные изменения субъектов общения.

То есть функции общения многоплановы: информативная, воспитательная, нравственно-этическая, психолого-педагогическая.

Общение - важнейший инструмент социального педагога. Отечественный и зарубежный опыт, позволяет очертить тот круг коммуникативных умений, навыков, которыми должны овладеть социальные педагоги.

Умения: выслушать других с пониманием и целенаправленно; выявить информацию и собрать факты, необходимые для анализа и оценки ситуации; создавать и развивать отношения; наблюдать и интерпретировать вербальное и невербальное поведение, применять знания по теории личности и диагностические методы; добиться доверия клиентов; обсуждать острые проблемы в позитивном эмоциональном настроении; посредничать и улаживать отношения между конфликтующими индивидами, группами; активизировать усилия клиентов по решению собственных проблем.

Социальный педагог должен быть чутким, умеющим предвидеть воспитательные последствия предпринимаемых в отношениях клиента мер, гибко и тактично реагирующим на изменение в поведении и настроении человека.

Таким образом, в работе с клиентом необходимо: ориентироваться на лучшее, что в нем есть; отмечать положительные сдвиги; побуждать самого преодолевать недостатки; необходим индивидуальный подход к каждой отдельной личности.

Дата: 2019-12-22, просмотров: 229.