Логическая структура псих-пед. исследования
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Выделяют 3 этапа конструирования логики:

1.от выбора темы до определения задач и разработки гипотезы – осуществляется по общей для всех исследований логической схеме (проблема-тема-объект-предмет-научные факты - исходная концепция-ведущая идея и замысел-гипотеза-задачи исследования)

2.собственно исследовательский этап – работа задана только в самом общем виде, вариативна и неоднозначна (отбор методов-проверка гипотезы-конструирование предварительных выводов-их апробация и уточнение-построение заключительного вывода)

3.апробация (обсуждение выводов, их представление общественности), оформление работы (отчеты, доклады, книги, диссертации, рекомендации, проекты и т.д.) и внедрение результатов в практику.

Исследовательская работа начинается с выбора объектной области исследования, т.е. той сферы действительности, в которой накопились важные, требующие разрешения проблемы.

Последующие, тесно связанные между собой шаги – определение проблемы и темы. По сути, сама тема должна содержать проблему, следовательно, для выявления темы необходимо выявление проблемы. Проблема понимается как синоним практической задачи (проблема организации свободного времени детей) или как нечто неизвестное в науке. Источником проблемы обычно являются узкие места, затруднения, конфликты, рождающиеся в практике. Возникает необходимость их преодоления, отражающаяся в выявлении насущных практических задач. Чтобы перейти от практической задачи к научной проблеме, необходимо совершить по крайней мере две процедуры:

- определить, какие научные знания необходимы, чтобы решить данную практическую задачу

- установить, имеются ли эти знания в науке.

Проблема может быть заключена в теме и в завуалированном виде, т.е. проблемность темы может обнаруживаться при ее расшифровке.

Понятие объект исследования тождественно понятию «объективная реальность». В качестве объекта познания выступают связи, отношения, свойства реального объекта, которые включены в процесс познания. Объектисследования – это определенная совокупность свойств и отношений, которая существует независимо от познающего, но отражается им. Объект исследования в педагогике – некий процесс, явление, которое существует независимо от субъекта познания и на которое обращено внимание исследователя. В предметеисследования фиксируется то свойство или отношение в объекте, которое в данном случае подлежит глубокому специальному изучению. В одном и том же объекте могут быть разные предметы.

Предмет исследования формируется на объективной основе самим исследователем, придающим ему определенную логическую форму выражения. Сделать это можно только опираясь на определенные исходные положения, гипотетическую концепцию изучаемого.

Цель исследования – это результат преобразующей деятельности, проектирующей целенаправленную преобразующую деятельность субъектов образования; это обоснованное представление об общих конечных или промежуточных результатах поиска.

Задача представляет собой цель преобразования конкретной ситуации или ситуации, требующая своего преобразования для достижения определенной цели. Задача всегда содержит известное и неизвестное.

Среди значительного количества задач, подлежащих решению, важно выделить не более 5-6.Однако обязательно должны быть выделены 3 группы задач.

Чаще всего первая группа задачисторико-диагностическая – связана с изучением истории и современного состояния проблемы, определением или уточнением понятий; втораятеоретико-моделирующая – с раскрытием структуры, сущности изучаемого, факторов и способов его преобразования; третья практически-преобразовательная - с разработкой и использованием методов, приемов, средств рациональной организации педагогического процесса и с разработкой практических рекомендаций.

Поставив задачи, исследователь подготавливает свое открытие, а все последующие логические этапы будут представлять ступени к проверке истинности и воплощению этого открытия. Формой такого предвосхищения результатов выступает гипотеза – обоснованное предположение о том, как, каким путем, за счет чего можно получить искомый результат.

Предвидение осуществляется в виде ретроспекции, анализа прошлого, выявления его тенденций и распространении этих тенденций в будущем. В логическом плане происходит движение от анализа научных фактов, не объясняемых имеющейся теорией, к ведущей идее преобразования и новому замыслу, которые затем развертываются в гипотезу.

78. Истолкование, апробация и оформление результатов исследования.

Заключительный этап исследования связан с систематизацией результатов, их интерпретацией и изложением. Систематизация результатов заключается в их представлении в виде упорядоченной взаимосвязанной структуры, элементы которой могут соответствовать поставленным в исследовании задачам или представлениям о логической структуре, отраженной в логической схеме, объекте исследования или его понятийной матрице. Систематически представленные результаты должны быть корректно интерпретированы.

Интерпретация – (в науке) толкование, раскрытие смысла, разъяснение.

Первоначальная интерпретация связана с объяснением результатов на основе рабочей гипотезы. В задачи интерпретации входит выявление объективного значения полученных результатов для теории практики обучения и воспитания, степени их новизны и предполагаемой эффективности в использовании, а также выявление смысла, т.е значения для самого исследователя или заинтересованного в исследовании лица.

Необходимый этап созревания работы – апробация.

Апробация – это установление истинности, компетентная оценка и конструктивная критика оснований, методики и результатов работы. Апробация может проходить в форме дискуссий, обсуждения, публичных докладов, в форме рецензирования (устного или письменного) представленных работ. Апробация стимулирует доработку, более глубокое и аргументированное обоснование или пересмотр ряда положений исследования и способов доказательства, помогает либо утвердиться в признании истинности или пересмотреть их.

Когда исследование в своей основной части завершено, прошло апробацию, его результаты должны быть обнародованы, без чего не возможно их широкое использование в науке и практике. Ведущую роль играет литературное оформление результатов исследования и подготовка публикаций (методических пособий, книг, статей). Оформление обычно выступает как заключительный этап исследовательского процесса.

Основные требования к содержанию излагаемого:

- концептуальная направленность определяется системой исходных положений и ведущих идей, служащих основой объяснения и преобразования действительности. Это может быть понимание воспитания как комплексного, интегративного явления. Это понимание целей воспитания как формирования личности, способной к самореализации, самоутверждению, умеющей адаптироваться к изменяющимся условиям. Это идея развития «открытой школы»

- сущностный анализ иобобщение призваны обеспечивать глубокое рассмотрение, анализ, объяснение и обобщение фактов с тем, чтобы не оставаться на поверхности явлений, а приходить к выяснению причин, факторов и перспектив развития.

- аспектная определенность предполагает рассмотрение проблемы, изложение опыта или поисковой работы в заданном ракурсе. Так, подростковый клуб может рассматриваться как поле развития способностей, как фактор социализации, как инструмент профилактики правонарушений.

- сочетание широкого социальногоконтекста рассмотрения с индивидуально-личностным. Это определяется пониманием сущности воспитания как единства процессов социализации и индивидуализации.

- определенность и однозначностьупотребляемых понятий и терминов. Данное требование не является абсолютным., т.к в педагогике многозначность терминологии пока не преодолена, а к каких-то случаях и неизбежна.

- четкое выделение нового, найденного в исследовательском поиске, и авторской позиции.

- мера в сочетанииоднозначности и вариативности (почти никогда нельзя утверждать, что найденное решение самое лучшее и единственное. Чаще говорят, возможны варианты.)

- конструктивность рекомендаций

Требования к логике и методике изложения

Возможны 3 основных методических варианта изложения:

1.воспроизведение основных этапов и логики проведенного поиска

2.воспроизведение истории происхождения (генезиса) объекта

3.теоретическое воссоздание предмета и объекта исследования

Основные виды изложения результатов исследования

Научный отчет – официальная форма подведения результатов научной работы. Выполняется в виде подробного описания предпосылок, задач, методики, содержания, хода и результатов поисковой работы (стиль деловой)

Доклад и сообщение – оформленное письменно, но предназначено для зачитывания вслух, изложение существа и выводов исследования (разговорный стиль)

Статья обычно содержит вводные замечания о значении темы, о задачах исследования, краткие данные о методике работы, анализ и обобщение ее результатов.

Рецензия – критическое рассмотрение одного или нескольких произведений в свете требований, представляющихся рецензенту обязательными.

Брошюра (до 4 л.) и монография (4 и более) – подробное рассмотрение одной проблемы, раскрытие ее значения, истории развития.

Методические рекомендации – краткое изложение современных научных данных и более развернутое – практических рекомендаций в какой-либо области.

Диссертация – в ней излагаются результаты научной работы, подготовленной для публичной защиты на соискание ученой степени кандидата или доктора наук. Обязательно должна содержать обоснование актуальности, ее связь с государственными, ведомственными, территориальными научными программами, характеристику проблемы, объекта и предмета исследования, формулировку гипотезы и выносимы на защиту положений, обоснование и описание методики, хода и результатов научных изысканий.

Любой вид развернутого изложения результатов работы содержит 6 основных

направление их активности в соответствии с целями и задачи обучения и воспитания.

- прикладные (реализация художественных, спортивных и иных способностей педагога) – пение, хореография, владение техническими средствами.

- рефлексивные умения – способность видеть себя со стороны, анализировать и оценивать свою работу, выявлять и исправлять ошибки и закреплять успехи.

4. черты характера (принципиальность, требовательность к себе и другим, критичность и самокритичность, честность, трудолюбие, терпимость, аккуратность, настойчивость, последовательность)

Дата: 2019-12-22, просмотров: 268.