Оценивание учебных достижений учащихся в старших классах.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Достигнутый результат уже сам по себе побуждает…

к продолжению работы и к отысканию новой более сложной…

Лесгафт

В соответствии с концепцией модернизации образования переход на профильное обучение становится обязательным условием модернизации школы, в связи с чем, пересматривается система оценивания учебных достижений учащихся.

Оценка в школьной практике, бесспорно, является одним из основных, действенных стимулов для учащихся.

Проблема, общая для большинства образовательных учреждений, заключается в том что, существующая пятибалльная система оценки ориентирована исключительно на констатацию уровня сформированности знаний, умений и навыков учащихся, а не на выявление и стимулирования динамики роста его успешности в учебном процессе и уж тем более не на его индивидуальное развитие. Поэтому перед учителями старшей школы встала необходимость ответить на насущный вопрос: целесообразно ли дальнейшее использование пятибалльной системы в условиях вариативности профилей и индивидуальных учебных планов. Пришло время найти альтернативу этой системе оценки знаний учащихся, которая позволила бы на практике реализовать принципы личностно-ориентированного образования. В то же время следует учитывать, что «не сам факт использования пятибалльной системы оценивания является главным злом в отечественном образовании, а то, как и в каких целях её используют в образовательном процессе».

Следует выделить такие принципы системы оценивания знаний учащихся:

· Принцип объективности заключается в научно-обоснованном содержании диагностических тестов, задач, вопросов; ровном, дружеском отношении преподавателя к учащимся; точном, адекватном установленным критериям оценивании знаний, умений и навыков.

· Принцип наглядности заключается в проведении открытых испытаний всех учащихся по одним и тем же критериям. Рейтинг каждого ученика носит наглядный, сравнимый характер. Принцип требует оглашения отметок. Отметка- это ориентир, по которому ученики судят об объективности преподавателя. Необходимым условием реализации принципа является объявление результатов диагностических срезов, обсуждение и анализ их.

· Принцип системности в оценивании учебных достижений состоит в необходимости проведения контроля на всех этапах педагогического процесса.

Нельзя оставить в стороне и рейтинговую оценку. Рейтинг позволяет каждому объекту присвоить порядковый номер (ранг).

 

Принципы рейтинговой оценки:

· Оценка не зависит от характера межличностных отношений учителя и ученика;

· незнание не наказывается;

· стимулируется процесс познания;

· ученик волен выбирать стратегию своей деятельности, так как оценки видов деятельности определены заранее.

 

В современном оценивании можно использовать и 10 – балльную систему.

Функции 10 - балльной системы оценивания.

Контролирующая функция позволяет на разных этапах обучения достаточно объективно определить уровень, которому соответствует учебная деятельность учащегося и класса в целом при тематическом и итоговом контроле, а при текущем оценивании - учитывать проявление индивидуальных качеств и личностного отношения к усваиваемому учебному материалу, процессу учебной деятельности. Данная функция связана с определением учителем путей, методов и средств оптимизации процесса обучения в достижении требований образовательных стандартов и учебных программ в условиях разноуровневого обучения.

Образовательная функция в условиях применения 10-балльной интегральной оценочной шкалы ориентирует учителя на использование разнообразных методов и средств оценивания учебных достижений. Учащихся оцениваются адекватно уровням учебной деятельности, что не только активизирует их мышление, познавательную деятельность, мотивационную и волевую сферы, но и обеспечивает становление сферы саморегуляции, адекватной самооценки, поскольку в учебной и оценочной деятельности применяются индивидуально-групповые эталоны и демонстрируется положительное достижение каждого ученика в соответствии с его возможностями.

Стимулирующая функция заключается в феномене положительного оценивания "вложенного труда", фиксирующего и результат усвоения, и процесс его достижения (который всегда индивидуален), путем использования диапазона отметок или баллов адекватно установленному уровню учебной деятельности. Учет проявления индивидуальных качеств свойств личности при этом "снимает" состояние тревожности и страха у обучающихся и стимулирует их продвижение к достижению более высоких результатов.

Диагностическая функция заключается в анализе учебных достижений каждого учащегося, процессуальной стороны учебной деятельности, предоставлении свободы выбора, как уровня усвоения учебного материала, так и способа решения поставленной задачи для последующей в корректировки недочетов обучающихся. Эта функция связана как с ранжированием вопросов, заданий, дидактических тестов и других методов и средств оценивания по уровням учебной деятельности, так и с использованием дидактических средств, позволяющих фиксировать анализ учебных достижений каждого ученика, корректировать его учебную работу.

Социальная функция предполагает, что объективная оценка учебных достижений учащихся способствует достижению определенного уровня образования, востребованного обществом и государством, предопределенного образовательными стандартами. Оценивание достижений обучающихся, а не их недостатков, уровневая градация отметок от самого низкого (рецептивного) до высокого (продуктивного) обеспечивают дифференцированный подход к оценке процесса и результатов учебного труда учащихся, социальную справедливость и защищенность личности в соответствии с ее индивидуальными особенностями, возможностями и способностями, укрепляют статус ученика в образовательной среде и социуме.

Данные системы оценивания учебных достижений учащихся требует детальной проработки и согласования с членами всего педагогического коллектива.


 


Аронина С.Я., Падерина М.В.

Что такое классно-урочная система и стоит ли с ней бороться?!

 

Что такое классно-урочная система все более или менее знают. Это организация учебных занятий в школе, при которой обучение проводится с классом учащихся по разработанным учебным программам школьных предметов и твердому расписанию. Основной формой обучения при этом является урок. Утверждение классно-урочной системы относят к деятельности страсбургской школы и. Штурма в 1538 году. В дальнейшем теоретическое обоснование системе дал чешский мыслитель гуманист педагог, писатель Ян Амос Коменский. Он ввел учебный год и разделил учащихся на классы, изобрел уроки и перемены. В последствии система была развита и дополнена К.Д. Ушинским, разработавшим стройную теорию урока, его организационное строение и типологию. Основным назначением классно-урочной системы является трансляция новым поколениям систематизированных предметных знаний об устройстве природы и различных сфер деятельности. Именно эта система господствует в народном образовании вот уже более 350-ти лет.

Стоит ли отвергать классно-урочную систему с ее вековой историей развития? Эта система технологически проста и минимально затратна, доступна даже экономически слабому государству. Она удачно моделирует обычную структуру общества: рядом живут и действуют люди с различными способностями, образовательными ориентирами, культурными запросами, социальными и психологическими особенностями. Эта система позволяет чередовать труд и отдых учащихся и тем самым содействовать внесению определенной четкости в работу школы, т.е. характеризуется рациональностью, систематичностью, последовательностью; дает возможность планировать учебный процесс на длительное время, а так же позволяет формировать коллективистские отношения, обладает большими воспитательными возможностями.

Но в современных условиях, «когда рушатся централизованные структуры, а социум чрезвычайно динамизируется, насыщаясь рыночным духом свободного обмена товарами и услугами» возникает необходимость преобразований в школе и острым становится вопрос об изменении традиционных форм обучения. Становится понятным, что классно-урочная система входит в противоречия с новыми тенденциями в образовании. Классно-урочная система сориентирована на некоего «среднего ученика». При этом «сильные» не могут реализовать свои способности в полной мере, а «слабые» не успевают, что приводит к определенному учебному дискомфорту тех и других.

По словам академика Скаткина, происходит «массовая деградация потенциальных талантов». Все более очевидным становится то, что классно-урочная система в ее традиционном понимании, не способна обеспечить ребенку индивидуальную образовательную траекторию развития. Школьные программы отстают от реалий современного мира, т.е. происходит «искусственное сужение информационного поля». Учителя все больше испытывают затруднения в осуществлении объективного контроля уровня обученности учащихся. Все это позволяет говорить о назревшей необходимости изменения классно- урочной системы обучения.

Во все времена существовали альтернативы принятой форме обучения. Это так называемый «дальтон-план» (Парккерт, США), черты которого нашли отражение в бригадно-лабораторной форме обучения; План другого американского ученого Ллойда Трампа (максимальная индивидуализация учебного процесса на основе широкого использования технических средств), а также метод проектов (У.Кильпатрик). Модернизацию классно-урочной системы осуществил учитель из Одесской области Н.П. Гузин. Он назвал ее «Лекционно-семинарской или, вернее, лекционно-лабораторной. Интерес вызывает образовательная система «школа-парк», известного российского ученого и педагога Милослава Балабана. Существует также практика организации обучения по индивидуальным планам на третьей ступени в некоторых гимназиях нашего города (например, гимназии № 1,4, 5)

Любая форма организации обучения представляет собой совместную деятельность учителя и ученика, осуществляемую в установленном порядке и определенном режиме. Прежде чем говорить об образовании классно урочной системы, наверно, нужно подумать, прежде всего об изменении сознания учителя и его отношение к своей деятельности, прежде всего к уроку. Может быть, и не стоит категорически отрицать классно урочную систему (особенно в младшем и среднем звене), а изменить форму урока, что впрочем, уже и делается многими творчески-мыслящими педагогами. Мы ведем речь о так называемых «нестандартных уроках», которые вызывают интерес учащихся, тем самым, стимулируя процесс познания и укрепляя мотивацию обучения. (Это «ролевые игры», интегрированные уроки, уроки панорамы, виртуальные уроки).

Современному учителю необходимо овладеть умением вести многомерный, полифункциональный урок. Думается, что сделать обучение интересным, познавательным и результативным можно и в рамках классно-урочной системы. Огромную роль в этом случае играет личность педагога. А еще лучше, если педагог не один, а целая команда единомышленников, которая сумеет создать особую творческую атмосферу в учебном заведении. Но для коренных изменений одного коллектива единомышленников, как бы творчески они не работали, недостаточно. Необходима прочная материальная база, поддержка государства. Для осуществления индивидуализации обучения, как альтернативы классно-урочной системе, нужна мобилизация дополнительных эмоциональных и умственных ресурсов, как учителя, так и ученика. И она в свою очередь требует «иррациональной компенсации». По мнению В.В. Гуленко «Чем стремительнее движется локомотив, тем выше требования техники безопасности».

Начиная преобразования, необходимо помнить о таком важном критерии как здоровье детей, не приведут ли нововведения к увеличению нагрузок на учащихся. Другим критериям какого-либо педагогического начинания является соответствие его социальному заказу. Исходя из современных требований, учащиеся должны обладать самостоятельным творческим мышлением, умеющим применять «ограниченное количество знаний на неограниченном множестве проблем в разных областях человеческой жизнедеятельности», он также должен обладать умением адаптироваться, перестраиваться, менять сферу деятельности.

Существует мнение об отказе от домашних заданий, направленных на заучивание фактологического материала; говорится о снижении объема детально изучаемого материала «за счет наращивания доли исследовательской работы». Все это правильно. Но как же быть учителю и ученику, если введенные ЕМТ, ЕГЭ и прочие тестовые формы контроля требуют как раз воспроизведения этого самого «фактологического материала»?! Тут уже без классно-урочной системы никак не обойтись.

Не вызывает сомнения, что изменения в классно-урочной системе необходимы. Этот вопрос требует тщательного осмысления не только учителей практиков, но и ученых - методистов.



Захарова Л.И.

Дата: 2019-12-22, просмотров: 260.