Новые тенденции в гимназическом образовании
Образование в современном мире выполняет глобальную миссию, его основная задача воспитать свободного гражданина и культурную индивидуальность. Общее состояние современного образования вызывает много вопросов у всех и, прежде всего, у учителей, учащихся, родителей.
У каждого человека есть своя школа. Воспоминания о ней возникают либо добрые, радостные, либо, к сожалению, грустные, а порой и трагические. На всю жизнь у людей складываются устойчивые представления о школе, о том, какой она должна быть или какой не должна быть. Школа, будучи живым, динамичным организмом постоянно изменяется и приобретает новые черты. При этом именно в школе хорошо охраняются и сохраняются черты, ставшие и становящиеся традиционными. Это и школа Я.А.Коменского, которая на протяжении 3-х веков устраивала весь мир, школа конвейерного способа обучения, строгой иерархии, сортировки детей на классы, группы. Действительно, школа, как социальный институт, призвана всегда больше сохранять и транслировать, чем изменять и конструировать. Школьная система кумулятивная. Она веками накапливала структуры организации, формы деятельности, методы обучения, способы объяснения и передачи знаний. Но, несмотря на открытость образования, как системы, она является, в достаточной степени, статичной и медленно поддающейся изменениям.
Однако, изменения в образовании неизбежны, они связаны, прежде всего, с изменениями в обществе, науке, культуре. Наиболее ярко они выражены в точках «кризисного роста». Обозначим некоторые из них:
- Во-первых, цели и средства школы всегда вытекали из запросов общества и государства, и только теперь приходит понимание, что все это должно вытекать из сущности самого человека.
- Во-вторых, в сегодняшней школе нарушена главная культурная преемственность поколений, образовался поколенческий разрыв. Сознание учителей, родителей оказалось намного более расколото, поляризовано и дезорганизовано, чем даже сознание учеников, детей, они в силу естественных причин обладают более целостным сознанием или потенциально более целостным, чем учителя и родители. Если раньше за преемственность отвечала философия, древние языки, закон божий, потом идеология, классическая литература, то ныне поддержание преемственности требует новых механизмов.
- В-третьих, в современном обществе массовая школа оказалась в стороне от основных процессов трансформации и модернизации, оставаясь традиционной в большей степени. Вне внимания школы оказалась смена типов мышления.
Рассмотрим последнее несколько подробнее. Человечество создало классическую рациональность. Под рациональностью понимается исследовательская и мыслительная культура. Как преобладающая тенденция она реализовала себя с XVII до начала ХХ века. В образовании она не только преобладает, а можно сказать, является единственной до сегодняшнего дня. Для классической рациональности характерны установки:
- выявление первоосновы мира,
- рассмотрение знания как финалистской системы;
- зеркальное соответствие знания действительности;
- всесторонне обоснованное знание;
- однозначное истолкование событий;
- оценка знания, входящего в фонд науки, как абсолютно достоверного и непроблематизируемого.
В мире произошел мировоззренческий, общекультурный тектонический переход от классики к неклассике и далее к неонеклассике. [1] В ходе этого перехода произошло переосмысление классики и традиций, изменилось качество мысли. Для современного мышления в качестве главной стратегии характерен плюрализм – «нетривиальный взгляд на мир как нелинейное, нестационарное, неравновесное, поливариантное, самоорганизующее многообразие». [1]
Так обстоит дело в науке. Изменяется и культура, переходя от классики к модерну, от модерна к постмодерну. Осуществляется настоящая революция – переход от законодательного разума к разуму интерпретативному. Интерпретация выступает как накопление смысла того или иного текста (в широком понимании), вне определения «правильности» соответствия исходному значению. Интерпретация рассматривается как эквивалент созданию текста, то есть являет собой творчество.
Можно обозначить общие признаки постмодерна: антиутопизм, вероятностный детерминизм, тактика компромиссов, примирение непримиримого, глобальный полицентризм, философский релятивизм, коэволюция природы и общества, деидеологизация сферы знания, множественность становящейся истины – смыслопорождение, мир как текст, вместо структуры – ризома, деконструкция культурного интертекста, практика языковых игр, оперирование симулякрами и пр.
Меняется понимание места человека в мире, меняются его поведенческие модели. Понимание смещается от « человек есть производное мира» к «миру, который есть производное человека». Можно зафиксировать при этом переходы: от героического - к будничному; от века героев - к веку людей; от сокровенного к откровенному; от кумиротворчества - к самотворчеству.
Вся возникающая полнота нового не может не затронуть оснований образования. Ростки этого нового можно увидеть во многих школах. В гимназии, где ведется целенаправленная работа по освоению нового, внесению его в существующую жизнь, это новое становится четким, выпуклым и осязаемым. Так
в области содержания образования:
- наличие концептуализма;
- реализация программ повышенной сложности, фундаментализация образования;
- введение спецкурсов – философия, эстетика, политология, социология;
- внимание к аксиологической антропологии;
- создание условий для развития авторского творчества, консолидации педагогического сообщества;
- развитие форм интеграции образования;
- плюрализм и позиционирование;
- рассмотрение вероятностных процессов, неравновесных, нелинейных систем.
в области воспитания:
- «человекосберегающая» функция воспитания как сбережение и укрепление физического и психического здоровья;
- воспитание личности разумно-гуманной, свободной и ответственной, с гражданской позицией;
в сфере ведения учебного процесса:
- разработка новых демократических принципов управления ОУ;
- расширение классно-урочной системы или развитие альтернативы к ней;
- развитие и укрепление знаний, ведущих к самостоятельным усилиям учеников, развивающих ассоциативность и креативность мышления;
- введение учеников в культурные контексты предметных знаний;
- поддержка индивидуальности, развитие индивидуализации образования;
- обучение исследовательским навыкам, широкое использование перспективных информационных и коммуникационных технологий;
- толерантная педагогика.
Много и плодотворно говорится в педагогической среде о современном уроке, его многозначности, о традиционном и ином подходах к нему в рамках «незыблемой» классно-урочной системы. Но при этом у зрелых и молодых педагогов при анализе ее эффективности возникают мысли о необходимости изменения данной системы. Причины, лежащие в основе такой необходимости, можно указать следующие:
- индивидуализация образования требует адекватной организации учебного процесса;
- классно-урочная система тяготеет к фронтальным формам работы;
- ей свойственно применение процесса обучения вместо развития процесса учения;
- управление учебной деятельностью, как правило, принадлежит учителю, ученик не научается управлению собственной деятельностью;
- процесс усвоения материала строится на восприятии малых доз;
- обучение ведется в сравнении полученных учебных результатов с известным « правильным» результатом или ответом и т.п.
Возникающий соблазн разрушения классно-урочной системы сменяется поиском путей и форм ее расширения в соответствии с конкретной задачей. Как пример такого подхода можно привести работу по элективному курсу «Эстетика».
Принимается решение о проведении своеобразного эксперимента – «погружения» в эстетику для учащихся 10-х классов». Учащиеся не изучали эстетику, не слушали пропедевтического курса. Однако, изучение профильно-ориентированных курсов предполагает наличие сформированный системы эстетических знаний, ценностей, вкусов у учащихся, построенного культурного пространства, собственных траекторий в нем.
Погружение состоит из 4-х циклов и осуществляется в режиме: установочная лекция, индивидуальные занятия-консультации с преподавателями, заключающий цикл-семинар, проводящийся в той или иной, но эмоционально-наполненной, оригинальной форме, усиливающей качество восприятия и изучения.
Большой объем осваиваемого материала, небольшой промежуток времени, сложность задач и многоцелевые установки потребовали продуктивно концептуальной идеи формирования содержания и организации курсов в целом. Выбирается концепт: «Эстетика в процессе развития – классика, модерн, постмодерн». Не просто выделение трех структурных частей, а отслеживание процесса развития культуры – от классики к модернизму, от модернизма к постмодернизму. При таком подходе учащиеся создают систему координат, позволяющую не только получить достаточно обширный материал, а построить объемное культурное пространство с исторической ретро- и перспективой, населенное героями, образами, персоналиями, пронизанное сложными связями.
Первый цикл «Введение в классическую эстетику» начинается с видео- слайд- лекции.
После лекции учащимся предлагается перечень оригинальных тем для собственной разработки. Выбрав тему, они получают индивидуальное задание для работы над ней. Темы посвящены эстетическим категориям – прекрасное, выразительное, возвышенное, низменное, ужасное, трагическое и комическое и т. д; художественному образу; человеку в искусстве.
На индивидуальных консультациях тема проблематизируется, подбирается литература и видеоряд. Заканчивается цикл семинаром-обсуждением.
В целом этот цикл является научно-философским, знакомит учащихся с эстетикой, частью философской науки.
Второй цикл «Основные направления в мировой культуре» в этом курсе играет интегральную роль, основываясь на знаниях учащихся по истории, литературе, музыуке, изобразительному искусству, МХК. Рассмотрение эстетических устремлений античности, средневековья, художественных стилей – романский и готический, погружение в бурную эпоху Возрождения, сравнение и анализ барокко, рококо, классицизма, романтизма и, наконец, полистилизма ХХ века позволяют учащимся увидеть единый культурный процесс в развитии.
На семинаре представляется мини-справочник «Основные направления в мировой культуре», созданный совместными усилиями учащихся и педагогов. Каждое направление презентуется группой учащихся по следующим позициям: направление – период - особенности эпохи – характеристика направления – образцы. В игровой форме определяется порядок исторического следования культурных эпох и выбирается символ эпохи. Этот цикл в отличие от других в большей степени является историко-культурологическим.
Третий цикл посвящен малознакомой учащимся, малоизучаемой в школе эпохе модернизма. Модернизму присуще авторское начало, прогрессизм, спроецированный в культуру, идеология нового, идея личности. Самоутверждение личности достигает вершины.
Лекция по этой теме начинается с широкого философского анализа смены рациональности как культуры мышления, перехода от классики к неклассике. Учащиеся знакомятся с художественными манифестами великих творцов и широкой палитрой разноообразных художественных направлений в изобразительном и прикладном искусстве, музыке и литературе.
По результатам самостоятельной работы создается учебный справочник «Модернизм», включающий описание направлений в виде таблиц (импрессионизм, неоимпрессионизм, примитивизм, постимпрессионизм, фовизм, кубизм, футуризм, экспрессионизм, дадаизм. сюрреализм, абстракционизм, супрематизм, поп-арт, оп-арт, кинетическое искусство и др ) в следующих позициях: направление-время-эпоха- характеристика -персоналии-знаковая фигура-цитата.
Цикл заканчивается имитационно – ролевой игрой «Парижское кафе на Монмартре». Каждый посетитель получает буклет оформленный копиями графических работ Марка Шагала – трогательный скрипач, составляющий со своей скрипкой единое целое и художник со своей музой. К учащимся- посетителям кафе – обращены слова:
«Мы рады принять Вас в кафе «Модерн» на Монмартре, в Париже, в Художественной Мекке мира.
Встречаясь с Вами здесь и сейчас, мы проносим встречу сквозь годы и столетия и одновременно общаемся с нашими знаменитыми завсегдатаями – Поэтами и Писателями, Художниками и Музыкантами. Их имена: Г.Апполинер, Э.Мане, Э.Золя, К. Моне, К. Писарро, Ж.Сера, А. Сислей, П.Пикассо, А. Модильяни, М.Шагал, М.Равель…
Мы гордимся этими великими гражданами мира и никогда не забываем, что именно здесь рождались художественные идеи Модернизма с его неуемной жаждой новизны и разрушения канонов. Они были молоды, влюбчивы и любимы, блестящи и остроумны, шутливы и серьезны, живы и озорны, вдумчивы и гениальны, остро воспринимали трагизм и величие времени. Надеемся, что Вам у нас будет хорошо. Благодарим за радость общения».
Благодаря игре и знаниям участников этого проекта, оживают великие завсегдатаи этого стилизованного кафе, они говорят о своих произведения, творческих устремлениях, исканиях, сложностях судьбы. Антураж кафе тоже соответствующий – мягкая драпировка, портреты, картины, стихи. В целом этот цикл можно назвать эмоционально-выразительным.
Четвертый цикл « Постмодернизм» оказывается для учащихся настоящей революцией в понятиях, представлениях, идеях. Это и не удивительно, так как даже методологи называют постмодернизм «лингвистической революцией». На лекции учащиеся знакомятся с переоценкой ценностей эпохи модерна, им раскрываются предпосылки эпохи постмодернизма:
- потребность в глобальной мировоззренческой переориентации человечества;
- ХХ век – век мировых катастроф; человечество подошло к грани самоуничтожения.
В ходе беседы ведется обсуждение процесса трансформации общества, фундаментальных сдвигов в формах человеческого мышления. Соотносятся модернизм и постмодернизм, рассматривается переход от ценностной иерархии модернизма (новое всегда лучше старого) к постмодернистскому отказу от иерархии, оценок, сравнений… Заканчивается лекция описанием постмодернистских претензий и его новых правил, очерчиваются особенности философии постмодернизма.
После лекции, выбрав задание – тему доклада, все начинают готовиться к гимназической конференции «Постмодернизм – современная культурная эпоха» по уже описанному алгоритму. Заканчивается весь проект проведением конференции. На ней обсуждается большое число вопросов, таких как: интерпретативный разум, новое мышление, новое представление о пространстве и времени, деконструкция как метод, плюрализм как философская стратегия, герои и идеи постмодернизма. Демонстрируются тщательно подготовленные видеоматериалы с использованием электронного проектора. Этот заключительный цикл проекта можно назвать научным, а весь проект – мировоззренческим, способствующим формированию современной художественной картины мира у учащихся.
Работать в гимназии – это работать в доказательном поле. Необходимо постоянно доносить до учителей, учащихся, родителей обоснование тех или иных дел и нововведений. Именно понимание рождает доверие и возможность совместной деятельности и ответственности.
Несомненно, что основу перемен в современном образовании может решать только массовое образование. Но для этого потребуется глобальное реформирование, к которому наше общество ни экономически, ни духовно не готово. Гимназия, являясь проектно-инновационным учебным заведением «отрабатывает» основные идеи реформирования, которые будут воздействовать на образование в ближайшем будущем.
[1] В.В.Ильин Философия. М., «Академический проект», 1999.
Клинцова С.К.
Индивидуальная образовательная деятельность
В Концепции модернизации при сохранении фундаментальности образования говорится об усилении его практической, жизненной направленности, а это предполагает создание условий для роста вариативности содержания и способов деятельности, приобретения индивидуального опыта, увеличения возможностей выбора. Необходим поиск методов и технологий обучения, которые способствуют формированию практических навыков самоорганизации, самообучения, управления собственной деятельностью.
В педагогической литературе и педагогической среде обсуждается переход от знаниевой парадигмы образования к личностно-деятельностной. Появилось понятие компетентности как интегрального качества выпускника, которое проявляется в умениях управлять ресурсами, находить решения в нестандартных ситуациях, работать с информацией, получать новые знания из старых. Современная культура основывается не только на следовании классическим образцам, но и на САМОстроительстве.
Новые понятия - «проективная культура», «проективное мышление» связываются с поиском и реализацией возможностей, ориентированных на самого себя.
Проективное мышление проявляется в следующих характеристиках:
- позиционирование (рассмотрение проблемы с разных точек зрения, оценивание внутренних и привлеченных ресурсов);
- проектирование (поиск способов реализации ресурсов);
- проблематизация и целеполагание;
- наращивание ресурсов.
Проективное мышление основано на новом принципе – принципе продуктивности непонимания. Ситуация непонимания при определенных условиях может стать исходной точкой самостроительства.
С позиции проективной культуры смысл имеет не только окончательный результат деятельности, но и сам путь, его логика, способы самоорганизации.
Если ранее понятие «зрелое сознание» ассоциировалось в большей мере с научным сознанием, то теперь оно приобретает новые ассоциации: самоопределение, самопроектирование, нравственная позиция, рефлексия.
Осуществление преобразований в деятельности, связанных с формированием проективного сознания, требует от учителя изучения многих новых методов организации учебной деятельности, изучения новых понятий, а также поиска новых способов взаимодействия учителя и ученика.
В современном понимании образование - это не только обучение и воспитание, но и УЧЕНИЕ, как особая индивидуальная деятельность ученика.
Меняются формы построения диалога между учителем и учеником, он направлен на совместное конструирование образовательной программы, которая создает возможность для индивидуальной избирательности ученика в образовании, использования полученных знаний самостоятельно, по собственной инициативе. В этом случае учитель превращается в ТЬЮТОРА - советника, помощника, консультанта и носителя культурной нормы одновременно. Программа развития (индивидуальная образовательная программа - ИОП) выступает как результат (или процесс) самоопределения и принятия разработчиком (учеником) ответственности за реализацию собственных замыслов и проектов.
Для классического учителя характеристиками продуктивности его деятельности являются знания и умения учащихся, для тьютора – уровень самоопределения ученика, уровень его самоорганизации, уровень владения техникой проектирования, уровень ответственности за реализацию своего собственного замысла.
Формой представления собственного замысла может быть проект.
Тьютору необходимо познакомиться с проектным методом, он наиболее соответствует целям индивидуализации, способствует приобретению навыков самоорганизации, управления собственной деятельностью.
В настоящее время этот метод стал активно использоваться в практической педагогике вкупе с другими нетрадиционными методами (метод мозгового штурма, метод абсурда, метод черного ящика, метод информационной недостаточности, метод информационной избыточности, алгоритмический метод и т.д.).
Основными характеристиками проектного метода являются:
- наличие социально или личностно значимой проблемы, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска, творческого решения;
- теоретическая, практическая, познавательная значимость предполагаемых результатов;
- самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся;
- структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов);
- использование исследовательских методов: определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотез, обсуждение методов исследования, оформление результатов, анализ полученных данных, выводы.
Метод проектов предполагает владение и ОВЛАДЕНИЕ определенными интеллектуальными умениями: анализа, сопоставления, синтеза, мысленного экспериментирования, прогнозирования и т.д., а также он рассчитан на развитие навыков работы с различными источниками информации.
В гимназии традиционно ведется индивидуальная работа с учащимися в разных формах. Но тьюторская практика - это новая форма деятельности учителя, она требует от учителя нового понимания педагогических целей, наверно, новых условий работы, и еще не освоена в полной мере. Существует проблема ответственности и свободы учителя и ученика в этой деятельности, проблема понимания родителей, а также немаловажная проблема оплаты труда тьютора. Являясь завучем и автором проекта "Создание системы тьюторства в гимназии", я столкнулась со всеми этими проблемами.
В форме тьюторства в гимназии осуществлялась в основном индивидуальная работа со старшеклассниками.
Решение - попробовать эту форму работы самой, с учащимися восьмого класса - основано скорее на желании ощутить себя учителем информатики-тьютором и, может быть, лучше понять трудности и проблемы, которые возникают в этой работе.
Совместная с ребятами работа по созданию ИОП (индивидуальных образовательных программ) давалась с большим трудом. Ребята не научились задумываться о целях и результатах своей деятельности, планировать свою работу на длительный срок. Особенность проектной деятельности в ее интегральном характере, компьютер – только инструмент, а информационные технологии – средства, необходим замысел, практическая или исследовательская цель.
Ребята не очень понимали, что такое ИОП, зачем надо планировать работу. Для ориентировки ребятам была предложена первичная рефлексия, которая предлагала подумать о будущем (кем хочу стать? что меня интересует?), оценить свои настоящие ресурсы (что умею? на что могу опереться?), определить цель создания ИОП (чего хочу достичь?) и т.д. Затем мы разобрались со структурой ИОП и алгоритмом работы по ней. Трудно было формулировать: тему, проблему и т.д. Но еще труднее составить план, оценить необходимое время на ту или иную работу.
Мои установки - не делать ничего за ребят, ничего не навязывать, только советовать, направлять, иногда оборачивались нулевым результатом. И, тем не менее, позитивные результаты на мой взгляд все же достигнуты: не утрачен интерес ребят к самостоятельной работе, есть желание ставить для себя новые задачи и решать их. Один из шести проектов получил первое место на НПК в школе и районе. Остальные ребята - в процессе. Важнее другое - индивидуальный проект обязательно должен строиться на интересе и приносить радость созидания.
А учитель - тьютор задает себе вопросы:
- какие навыки в сфере интеллектуальной деятельности и личностные качества приобрел его ученик в процессе индивидуальной работы?
- какие реальные результаты получены?
- достигнута ли цель и выполнены ли задачи, поставленные на год (если нет, то почему)?
- какие проблемы (психологические, педагогические, организационные) выявлены?
Ученику тоже можно предложить рефлексию, например, в форме векторной диаграммы саморазвития по следующим векторам:
- умение ставить образовательные цели;
- умение проектировать свою деятельность;
- умение вести исследовательскую работу;
- расширение круга чтения;
- умение работать с информацией;
- умение общаться;
- умение представлять (презентовать) свой проект.
Результаты индивидуальной работы могут быть представлены на разных уровнях для внешней оценки (урок, классный час, школьная научно-практическая конференция, семинар и т.д.).
Необходимо рассмотреть и возможности рисков, которые потенциально присутствуют в индивидуальной деятельности ученика.
Работа, связанная с реализацией собственных интересов требует дополнительных усилий и времени со стороны ученика. При этом возможно снижение успеваемости по предметам, менее привлекательным для него, осложнение отношений с учителями, не вовлеченными в сотрудничество по ИОП ученика, переоценка учеником своих возможностей, увлеченность внешней атрибутикой ИОП в ущерб содержанию, потеря интереса к самостоятельной работе или теме проекта. В этих случаях тьютор совместно с учеником, родителями, классным руководителем, учителями-предметниками может смягчить ситуацию, скорректировать вместе с учеником план, деятельность ученика, оказать помощь по доведению проекта, оказать психологическую поддержку, вывести ученика на рефлексию своего опыта. Задача тьютора состоит в соотнесении, сопряжении интересов, возможностей, притязаний, ученика и всех других участников образовательного процесса, в создании наиболее благоприятных условий.
Для тьютора эта работа - не только дополнительные заботы, но и возможность реализации своего собственного человеческого и профессионального интереса и радость со- трудничества, со- участия, со- бытия.
Антонова Е.А.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 275.