Яковлева А.Л., Червонных А.В.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Билингвальное образование и развитие Европейской Двуязычной Школы российского варианта.

Интегративные процессы в социально-экономической и политической сферах жизни современного общества создали благоприятные условия для  изучения иностранных языков и наполнили обучение этому предмету новым содержанием. Одной из основных целей стала подготовка школьников к жизни и деятельности в демократическом мультинациональном, мультикультурном обществе.

Поэтому основной задачей российской школы на пороге XXI века является подготовка учащихся к взаимодействию с полилигвальным и поликультурным миром и, следовательно, перед школьниками стоит задача овладения иностранными языками (как правило, двумя-тремя), ибо от этого во многом будет зависеть как личная, так и профессиональная карьера жителя новой Европы.

Постановка новых задач потребовала от учителя перехода от обучения иноязыч­ному общению в традиционном плане к обучению межкультурной дидактике, при использовании которой  обучение языкам международного общения осуществляется в контексте еврообразования и социокультуры.

Данное положение нашло отражение и в законе о российской школе, согласно которому отдельным регионам и школам было предоставлено право определять стратегию и тактику обучения и воспитания учащихся по самостоя­тельно разработанным концепциям и программам.

Наиболее интенсивно переход на общеевропейские стандарты и концепции образования и воспитания начал осуществляться в школах с углубленным изучением иностранных языков.

К числу таких школ относится и школа № 22 г. Перми, включившаяся в эксперимент с 1994 года. До этого периода школа существовала многие годы в качестве школы с углубленным изучением французского языка.

Цель эксперимента предполагала выявление, разработку педагогических средств, обеспечивающих становление рос сийского варианта Европейской двуязычной (билингвальной) школы и их эксперимент альную проверку .

Коллективу школы прежде всего предстояло определиться с понятиями «билингвизм» и «билингвистическое развитие».

В современной педагогической литературе под термином «билингвизм» («полилингвизм», двуязычие) понимается владение и применение более чем одного языка, причем степень владения тем или иным языком может быть различной. Не одинаковой может быть степень владения языками и функ­циональное распределение языков в той или иной сфере взаимодействия и общения [7]. Возможно говорить о билингвизме:

• рецептивном (когда человек владеет только умениями воспри­ятия содержания текста на иностранном языке);

репродуктивном (когда изучающий язык может не только воспринимать, но и воспроизводить вслух или про себя прочитанное или услышанное);

продуктивном (т.е. человек умеет не только слушать, читать и воспроизво­дить услышанное или прочитанное, но и активно говорить на иностранном языке).

Кроме таких понятий, соотносимых со степенью (уровнем) владения языков «билингвом» в научно-педагогической литературе существуют понятия «чистый би­ лингвизм» (т.е. приобретенный в естественной двуязычной среде) и «смешан­ный билингвизм» (когда в одной и той же речевой ситуации человек употреб­ляет то один, то другой язык). В зависимости от того, когда и в какой после­довательности человек овладевает речевыми механизмами на иностранном языке, можно го­ворить также о координативном билингвизме (овладение вторым языком на­чинается в детстве в условиях двуязычной среды) и о субординативном би­лингвизме (т.е. второй язык изучается в искусственных условиях и через по­средство родного языка) [4].

Становление овладевающего несколькими (двумя) иностранными языками сопровождается билингвистическим развитием личности, под которым понимается процесс перестройки речевых меха­низмов человека для взаимодействия, а позже и для параллельного использо­вания двух и более языковых систем, что на первых этапах усвоения языка требует формирования навыка переключения с языка на язык, а на более поздних - нейтрализации одной системы для создания более благоприятных условий функционирования другой системы.

Концептуальной основой для определения целевого назначения, содержания и обучающих стратегий билингвистического развития учащихся дву­язычных школ в контексте еврообразования и еврокультуры послужил социокультурный подход к языковому образованию [5, 6]. Именно этот подход позволяет осуществлять коммуникативно-ориентированное обучение иностранному языку как средству международного общения в тесной взаимосвязи с интенсивным использовани­ем его как элемента познания мировой культуры, национальных культур и со­циальных субкультур; познания духовного наследия стран и народов и их историкокультурной памяти; способа достижения межкультурного понимания.

Социокультурное билингвистическое развитие способно пронизывать учеб­но-воспитательный процесс по всем учебным дисциплинам и направлено на развитие миропонимания школьников, совершенствования их коммуникативной культуры и духовного потенциала, на развитие общепланетарного мышления, развития потребности в самообразовании и саморазвитии.

При двуязычной модели обучения предусматривается использование родного языка и иностранного языка как языков преподавания, что создает благоприятную возможность для интеграции. Интеграция иностранного языка осуществляется по принципу: «сколько можно - на другом языке и сколько необходимо - на родном языке» [7]. Все модели двуязычного обучения имеют одну общую черту: иностранный язык является не объектом изучения, а средством получения знаний, средством познания. Достигается двойной эффект: одновременно приобретаются новые знания, совершенствуются навыки и развиваются умения владения иностранным языком.

Поэтому, говоря о российском варианте двуязычных (билингвальных) школ, мы имеем в виду не воспитание и образование «чистых» билингвов, а билингвистическое развитие учащихся субординативного типа средствами всех школьных предметов.

Экспериментальная работа в школе № 22 состояла из нескольких этапов, каждый из которых имел определенную цель и задачи по разработке модели билингвального образования и развития учащихся европейской двуязычной школы российского варианта, в реализации которого учитывались условия, опыт, материальная база школы и т. д…

Анализ экспериментальной деятельности педагогического коллектива школы № 22 и ее результатов позволил определить:

1) предметы, в которых иностранный язык наряду с родным языком может быть использован как язык преподавания

2) технологии обучения в школах билингвального типа

3) цели каждого этапа обучения в современной российской школе


 


Дата: 2019-12-22, просмотров: 258.