Происходящие в стране политические, экономические и социальные преобразования создали ситуацию, связанную с поиском принципиально новых подходов, ведущих к изменению образовательной парадигмы. Приоритетной задачей школы в этой связи в настоящий момент становится развитие творческого потенциала личности, обеспечение условий для самореализации каждого учащегося. Решение этой задачи связано с обеспечением оптимальных условий становления ребенка как субъекта учебной деятельности. В контексте названных проблем со всей очевидностью встает проблема развития учащихся в процессе обучения познавательного интереса, который обладает мощными побудительными и регулятивными возможностями в саморазвитии школьника.
Известно, что по результатам образования школьников из 32 стран, Россия занимает 28-е место по качеству чтения, т.е. выпускники школ не умеют качественно извлекать всю необходимую учебную информацию из текстов. Практически у учеников не развита функциональная грамотность как основная компетентность.
Поэтому в программе развития российской школы, модернизация предполагает последовательный переход от сегодняшнего учебно-предметного, ЗУНовского содержания образования, строящегося на так называемых "основах науки", к другому его ядру - личностно-ориентированному, деятельностному, к поиску средств формирования ведущих компетенций учащихся.
Под ключевыми компетентностями применительно к школьному образованию понимается способность учащихся самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем.
Понятие компетенции относится к области умений, а не знаний. Компетенция - это общая способность, основанная на знаниях, опыте, ценностях, склонностях, которые приобретены благодаря обучению. Компетенция не сводится ни к знаниям, ни к навыкам.
Предполагается, что настройка человеческого поведения на бесконечное разнообразие жизненных ситуаций связана с общей способностью "мобилизовать в определенной ситуации знания и опыт, приобретенные" в личной биографии. Кроме того, нужно различать компетенцию и умения. Умения - это действия в специфической ситуации. Это проявление компетенции или способностей. Умения проявляются как компетенция в действии. Компетенция - это то, что порождает умение, действие.
Компетенцию можно рассматривать как возможность установления связи между знанием и ситуацией или, в более широком смысле, как способность найти, обнаружить процедуру, подходящую для проблемы.
История в некоторой степени показала неспособность школы, ориентированной на инструкции и предметные знаний, подготовить учащихся к действию или точнее, подготовить их к проявлению интеллектуальных и практических компетенций, соответствующих различным условиям и обстоятельствам жизни.
При поиске основных или приоритетных компетенций внимание привлекается к тому, что можно было бы назвать компетенциями "широкого спектра". Такие компетенции представляют определенную универсальность, условие реализации их не являются не слишком ограниченными, ни слишком специализированными. Ключевыми компетенциями их можно назвать в том смысле, что они открывают дверь другим компетенциям, более специфического применения.
Ключевые компетенции должны быть определены таким образом, чтобы они были пригодными для использования в процессе обучения. Формулирование намеченных компетенций всегда выражает ожидания и цели образовательной деятельности.
Можно выделить компетенции:
- политические и социальные,
- компетенции, касающиеся жизни в многокультурном обществе,
- компетенции, касающиеся владения устной и письменной речью,
- компетенции, связанные с возникновением общества информации. Владение новыми технологиями, понимание их применения, их силы и слабости, способность критического отношения к распределяемой по каналам СМИ информации и рекламе. Приобретение компетенции базируется на опыте, деятельности обучающегося. Чтобы научиться работать, нужно работать. Чтобы научиться общению, бесполезно слушать научные доклады об общении, нужно общаться; доклады могут, возможно, помочь в будущем или настоящем, навести порядок в уже приобретенном опыте.
Под универсальными компетенциями понимается не строго технологизированный способ действия, которым пользуются все люди в любой культуре, а, прежде всего, такой способ, который может быть применен в познании, освоении и преобразовании как нескольких образовательных областей, так и разных сфер деятельности. Выращивание такого способа с учетом своей индивидуальности производит сам ребенок, задача же педагога - создать условия для выращивания и осознания детьми своего способа и возможных границ его применения. Такие условия невозможно разработать в кабинетах или лабораториях. Их должны создавать учителя на уроках, за пределами уроков, в школьной и внешкольной среде. Уровень развития личности зависит от формирования у учащихся ключевых компетенций.
Можно выделить следующие компетенции:
1) Учебно-познавательные:
- находить адекватные способы решения учебных задач на основе заданных алгоритмов;
- определять наиболее рациональную последовательность при выполнении практических и лабораторных работ;
- самостоятельно оценивать свою деятельность;
- уметь выделять причинно – следственные связи;
- творчески решать практические задачи;
2) Коммуникативная компетенция:
- вести диалог, вести диалог в паре, малой группе, учитывать сходство и различие позиций выступать публично;
- участвовать в коллективной мыслительной деятельности, понимать, создавать, сохранять, изменять уклад жизни малой группы, класса и т.д.
- владеть языком как средством коммуникаций: убеждать, доказывать, формировать выводы;
- ориентироваться и корректировать свои действия и поведение;
- занимать в соответствии со своими ценностями и ситуацией позиции и роли, понимать позиции и роли других людей;
3) Общекультурная компетенция:
- управлять своим поведением, своими потребностями и желаниями, сочетая их с интересами коллектива;
- соблюдать правила техники безопасности при проведении практических и лабораторных работ.
4) Информационная компетенция:
- конспектировать прочитанное, делать пометки, выписки, цитировать письменный текст, составлять тезисы;
- описывать полученные результаты во время практических, лабораторных работ, делать выводы;
- получать, отбирать информацию, использовать ее для достижения цели;
5) Деятельностная компетенция:
- строить индивидуальную и коллективную деятельность;
- создавать для себя нормы деятельности и поведения;
- пользоваться или критически относиться к нормам, созданными другими;
- осуществлять в целях собственного образования выбор своих действий, объектов и предметов труда;
- действовать по алгоритму, самому создавать алгоритм;
- выражать себя, мир своих чувств и представлений в искусстве, пластике, других видов творчества.
6) Социокультурная компетенция:
-способность общаться в ситуациях с различными культурными контекстами. Способность общаться осваивается через различные социальные роли. Ценностные ориентиры личности не меняются по указанию. Они являются результатом социального опыта, приобретаемого при общении с людьми.
Создаваемое в школе информационно-коммуникативное пространство способно расширить границы этого общения. Планируя развивать школьное информационно-коммуникативное пространство, мы предполагает решать на новом уже уровне многие учебные и воспитательные задачи. Но новые компьютерные интерактивные технологии дают высокий эффект при условии, что они подкреплены передовыми педагогическими технологиями, разрабатываемыми не только в учебной, но и во внеучебной внеклассной деятельности. В современных образовательных программах на первое место помещена деятельностная компонента процесса образования.
В этих условиях на первый план выходит личность ученика, его способность к самостоятельному принятию решений, доведению их до исполнения, к рефлексивному анализу собственной деятельности.
В последние годы в связи с вариативностью образовательных систем остро встала проблема согласования технологий и учебного содержания. Но есть то, что объединяется все имеющиеся технологии обучения (по крайней мере - развивающего) - это понятие деятельности. Любая система деятельности, в том числе и система образования, функционирует в соответствии с целями, которые реально контролируются в данной системе.
Для перехода учителей школы на компетентстное образование в условиях развивающейся информационно-коммуникативной среды требуется время. И важным моментом является разработка проектов организации совместной работы учителей по проблемам школы, проведение семинаров, обсуждения задач на заседаниях школьных кафедр, организации творческих инициативных групп.
Ярышева Н.А.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 278.