Медведева Н.А., Шелепаева Е.Н
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Расширение образовательного пространства учащихся как средство подготовки к профилизации на III ступени

 

Единственный путь, ведущий к знаниям, - это деятельность. Ничто не может заменить её.

Б.Шоу

 

В последнее время в практике работы школы всё больше внимания уделяется всепредметным и надпредметным направлениям, реализуемым в различных видах деятельности, которые не только интегрируют предметные области, но и дают учащимся возможность использовать свои компетенции в реальных жизненных ситуациях (или максимально приближенных к ним).

Не секрет, что в современных условиях преподавание не может вестись, как в прежние годы, «поточным методом», с расчётом на некого усреднённого ученика.

Долгие годы учителя-предметники своей основной задачей полагали вооружить учащихся определенной суммой знаний по своему предмету, и редко кто из нас задумывался, какая доля этих вложенных знаний будет учеником востребована, не ляжет ли она мертвым грузом в недра его памяти.

Возможно, именно поэтому во многих школах, гимназиях пришли к необходимости введения профилизации на третьей ступени. Говоря об этом, мы осознаём, что уже на второй ступени обучения школьник должен попробовать себя в разных сферах развития, чтобы к 10-му классу он мог сделать осознанный выбор и не тратить время и силы на зазубривание сведений, которые никогда не будут им востребованы.

В этой связи чрезвычайно возрастает работа в среднем звене по расширению образовательного пространства учащихся. Под образовательным пространством мы понимаем осваиваемую учащимися окружающую среду для достижения ими целей образования. Это не просто их окружение, а то окружение, которое они воспринимают, на которое реагируют, с которым вступают в контакт, взаимодействуют в процессе образовательной деятельности.

Поскольку урок был и остаётся основной формой обучения, то важно, чтобы педагог не просто передавал знания, а помогал учиться и развиваться, был не источником информации, а организатором мыследеятельности.

Поиски разных форм и методов, обеспечивающих прочные знания учащихся, приводят многих преподавателей к обновлению традиционной методики. Мы не призываем отказаться от того доброго, что наработано сторонниками традиционного обучения, полагаем, что имеют право на существование и классические формы урока, требующие механического воспроизведения полученных знаний. Но на первое место должна выйти иная форма общения педагога с учащимся: преподаватель должен управлять познавательной деятельностью учащихся, пробуждать и поддерживать интерес к учению, развивать интеллект и творческие способности учеников.

В качестве примера форм современного урока хотелось бы назвать урок-взгляд, урок-размышление, урок-экскурсию, диспут, дебаты, фантазию… Более того, считаем необходимым отметить следующее: не стоит пугаться уроков, форму которых довольно трудно определить. Полагаем, что именно нестандартные уроки литературы способствуют выработке самостоятельного мышления, развитию плюрализма мнений, расширению кругозора учащихся, а, следовательно, их образовательного пространства, что в конечном итоге и приведет подростков к выбору дальнейшего пути развития.

Рамки статьи не позволяют говорить о формах нестандартных уроков подробно, но опытом своей работы использования нестандартных заданий на уроках русского языка и литературы мы не раз делились на семинарах опорной школы классов РО системы Л.В.Занкова, Д.Б.Эльконина- В.В.Давыдова, на конференциях, проводимых ЗУУНЦем и ЦРО г. Перми, комитетом по образованию и науке г. Перми, а конспекты отдельных уроков опубликованы нами в сборнике «Современные подходы к преподаванию русского языка в школе» (Пермь, издательство ПОИПКРО, кн. 2, с.29-31)

Одной из форм расширения образовательного пространства учащихся мы считаем использование проектного метода в обучении. В практике современной массовой школы он не получил еще должного применения, хотя известен в мире более 100 лет, а в России применяется с 70-х годов прошлого века.

Понятие проекта включает в себя самостоятельно планируемую и реализуемую познавательную творческую активность учащихся, имеющую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на создание продукта.

Идея проектирования очень эффективна: ученик работает над какой-то темой определенное время, имеет конкретную цель, использует знания, приобретенные в различных областях образования.

При работе с проектами педагог выступает, прежде всего, организатором познавательной деятельности учащихся. Его задача - научить детей учиться самостоятельно. Подросток вместо пассивного слушателя становится личностью, способной использовать те средства информации, которые ему доступны.

Учащиеся гимназий и ОУ повышенного статуса изначально ориентированы на получение высшего образования, углубления знаний в определённых областях науки. Проектная деятельность как нельзя лучше позволит им расширять свое образовательное пространство, вырабатывать исследовательские навыки, умение защищать выдвинутые идеи. Проект позволит учащимся написать работу на стыке разных учебных дисциплин, например, литературы, истории, информатики, и уже в ходе создания проекта определить для себя, какой именно вид деятельности ему ближе и интереснее, что опять приводит его к осознанной профилизации на третьей ступени.

Помимо урочной деятельности учащийся может расширять свое образовательное пространство через внеурочную работу. Факультативы, спецкурсы и элективные курсы позволяют ему уже в среднем звене углублять свои знания в определенных областях изучаемого предмета. Более узкий круг участников, более свободное общение с преподавателем, более глубокое проникновение в суть предмета дают гимназистам возможность расширить свое образовательное пространство, продемонстрировать оригинальность мышления, раскрыть творческие способности, проявить компетенцию в изучаемом предмете.

Важным фактором, влияющим на развитие гимназистов и на выявление скрытых одаренностей и способностей, является система внеклассной воспитательной работы. Основой такой системы выступает «погружение в культуру». Организующим началом этой системы является игра.

Век технического прогресса дал современному ученику ощутимые преимущества: определенную сумму знаний он может получить индивидуально, занимаясь дома на компьютере по мультимедийным учебникам. Но ничто не заменит ребенку живого участия в массовых играх, общения с товарищем, ощущения его локтя.

Многие задания на интеллектуальных играх не просто требуют воспроизводства полученных ранее знаний, но так же, как нестандартные задания на уроках, вырабатывают у учащихся навыки самостоятельной исследовательской работы. Эта форма деятельности, несомненно, будет востребована ими при подготовке к научно-практическим конференциям.

НПК «Предки. Современники. Потомки» проводится в гимназии №8 уже в течение шести лет. В ней принимают участие учащиеся со 2-го по 11-ый класс. Преподаватели гимназии считают необходимым вовлекать в исследовательскую работу практически всех учащихся. Образовательное пространство должно быть многослойно и предоставлять возможность для реализации индивидуальной траектории любому школьнику. В течение учебного года каждый гимназист создает работу реферативного или исследовательского характера. Большая часть этих докладов заслушивается на уроках или классных часах. Наиболее яркие, интересные работы выносятся для защиты на различные секции общегимназической НПК.

В старших классах увеличивается доля самостоятельной работы учащихся, исследовательские методы постепенно вытесняют реферативное изучение темы. Однако уже на второй ступени школьник должен научиться работать с первоисточниками по исследуемой теме, формулировать позицию автора, искать свои аргументы для согласия или противоречия ей. Сам факт обращения школьника к различным источникам помимо учебников выводит его на новую орбиту, дает возможность развиваться по индивидуальной траектории, расширяет кругозор.

Построение образовательного пространства гимназии способствует реализации задач возрастного развития подростка не только через проектирование и исследование, но и через развитие его творческих способностей, через освоение культурного наследия предков. В этой связи возрастает роль таких форм внеурочной деятельности, как посещение музеев, выставок, театров, филармонии, концертов.

Живя в городе вековых культурных традиций, известном во всем мире своими театрами, мы имеем возможность приобщить гимназистов к шедеврам музыкального и драматического искусства. Однако обязательно нужно, чтобы посещения спектаклей не стали просто развлечением, а получили свое продолжение в дальнейшей работе: ею может стать обобщающая беседа, письменный отзыв на спектакль, рецензия на него, сопоставление на уроке литературы драматургического источника с его сценическим воплощением, анализ на интегрированном уроке литературы и музыки увиденного на сцене. Одной из форм работы над расширением образовательного пространства учащихся мы считаем инсценирование прозаических текстов классической литературы или написание инсценировок на заданную тему. Курс «Русской словесности», преподаваемый в нашей гимназии с 5-го по 9-ый классы, предполагает не только анализ драматургического произведения, но и создание самостоятельных текстов этого рода литературы. Навыки, полученные при выполнении заданий такого типа, позволяет учащимся реализовать различные творческие способности.

Нет сомнений в том, что внеклассные мероприятия зачастую получаются более яркими, зрелищными, находят живой отклик  в душах учащихся и надолго ими запоминаются. Но интерес к предмету закладывается, прежде всего, на уроке. Поэтому учебная и внеурочная деятельность должны протекать в нерасторжимом единстве.

Актуальность профилизации на третьей ступени представляется нам сегодня неоспоримой. Полагаем, что учащиеся старших классов могут и должны обучаться по индивидуальной образовательной программе. Под ней мы понимаем программу  образовательной деятельности учащегося, составленную на основе его интересов и образовательного запроса и фиксирующую образовательные цели и результаты. Если ОУ в целом еще не вышло  на такой тип организации учебной деятельности, то каждый педагог должен в своей работе учитывать образовательные запросы своих подопечных, помогать каждому из них разработать индивидуальный образовательный маршрут, чтобы лучше сориентировать их в одном из направлений образовательной деятельности.



Лузгина О.В

Дата: 2019-12-22, просмотров: 216.