ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В СТАРШЕЙ ШКОЛЕ

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ                            СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЕ

ЭФФЕКТИВНОСТЬ                                     ПРОЕКТИРОВАНИЕ

Эффект от образования для                              Концептуально-смысловое

самого обучающегося                                  содержание образования

 

Системное и внесистемное                            Компетентностное обучение

образование с получением                                Социальная практика

образовательного эффекта                                Культурная практика

за счет разнообразных форм                          Образовательная рефлексия

 

  Ситуация успеха                                      Индивидуализация обучения

   HOMO SAPIENS                                         Индивидуальная учебная

   HOMO FABER                                                       программа

   HOMO LUDENS                                       Навигация по сетям знаний,

                                                                              коммуникаций и культур 

 

  Работа на задачу:                                             Одна команда

постановка, решение,                                      сменяет другую за

переход к следующей                                        «игровым столом»

           задаче                               

                                          Сменная команда -

                                     ученик, учителя, тьютор,

                                       сетевой администратор,

                                           социальный продюсер,

                                                    коучер.  

 

Права и ответственности Договор об Переговорный  Взятие на себя

         сторон              образовании   процесс       ответственности

 

«ОБРАЗОВАНИЕ ЕСТЬ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ»

 

Заключение

Проект «Индивидуализация обучения в условиях трансформации образования на примере старшей школы» позволил рассмотреть современное образование и изменения в нем с точки зрения полипарадигмального подхода, провести оценку состояния образования.

Было проведено социологическое исследование «Отношение к современному образованию» среди учителей и работников ВУЗов, творческих работников культуры г. Перми.

Целью проектной работы являлось построение системы претензий и ожиданий по отношению к старшей школе. Внимание было уделено использованию механизма индивидуализации обучения, выявлению особенностей старшей школы и поиску решений при ее построении и принятию ее новой организационной структуры. Приведены модели старшей школы и эскизы вариантов.

Собранные материалы, их анализ позволяют сделать некоторые выводы:

  1. Школа всегда во все времена находится в проблемной ситуации, поскольку готовит к будущему в настоящем. Сегодня мы говорим о кризисе оснований, целей и ценностей образования. Но образование лишь эпицентр кризиса, центр его находится в культуре.

 

2. Современное образование, находясь на пересечении педагогических парадигм, вбирает в себя их черты и находится на границе перехода фактически от знаниевой (эпистемологической) к ценностной (аксиологической).

 

3. Образование есть особая система, которая сама себя сохраняет, как бы консервируется, и в тоже время внутри образования существует особый уклад, который являет собой основу для новых моделей и практик, новых способов в обучении. Сегодня этим полигоном является старшая школа.

 

4. Обращаясь к реальной практике школы, выявляется серьезное противоречие между поставленными высокими целями образования (нормативные документы) и итоговым контролем (ЕГЭ), служащим совсем иным целям, что порождает трудности в развитии и внедрении новых моделей и практик.

 

5. Для принципиального сдвига в образовательной ситуации от модели конвейера к проектному и сетевому образованию нужна структурная реорганизация и переориентация образовательной политики.

 

6. Будущая старшая школа – сконструированное пространство учебной свободы и учебной ответственности.

 

7. Индивидуализация образования (индивидуальная образовательная программа) – это право на выбор содержания, форм образования, развитие специфической человеческой способности делать собственную жизнь и себя предметом своих преобразовании.

 

8. Для развития образования нужны не столько изменения в области материально- инструментальной, сколько выращивание в течение двух-трех поколений нового типа учителя, с новым пониманием своей миссии в обществе; мобильных, способных индивидуально работать с учащимися.

 

9. При активном вхождении образования в рыночные отношения, когда рассматривается образование как услуга, важно не потерять понимание, что базовая функция образования есть передача культурных образцов, ценностей, традиций из поколения в поколение, что составляет основной закон социализации.

 

     10. Необходимо создание региональных образовательных полигонов вокруг инновационного центра развития систем образования, на которых бы отрабатывались передовые образовательные концепции, технологии и стратегии по созданию новой модели старшей школы.

 

     11. Для расширения роли общественных форм в управлении образованием необходима поддержка и создание профессиональной ассоциации, союза, сообщества учителей старшей школы.

 



Литература

 

1. «Аналитический доклад. «Преподавание социально-гуманитарных дисциплин в ВУЗах России», М.: «Логос», 2001.

2. Селевко Г.К. «Современные образовательные технологии», М.: «Народное образование», 1998.

3. Кутзее Дж. «Бесчестье», М.: «Амфора», 2002.

4. Ильин В.В. «Философия», М.: «Академический проект», 1999.

5. Арсеньев А.С. «Философские основания понимания личности», М.: «Академия» , 2001, с.489.

6. Курганов С.Ю. «На пути к подростковой школе», ж. «Перемены» №2, 2003, с.74-79.

7. Черемных М. «Какой быть старшей школе?», ж. «Директор школы» №5, 2006, с.10.

8. Зборовский Г.Е. «Образование от ХХ к ХХI веку», Екатеринбург, 2000.

9. Черемных М. «Образовательные стандарты современной старшей школы» ж. «Народное образование» № 2, 2007

 

 


 


Педагогическая копилка

 

Работы педагогов и участников центра инновационного опыта
МОУ «Гимназия №5»

        

        

 

 


                                                                                                     Шайдарова Е.С.



Образование в XXI веке

 

В наши дни образование, все целиком и во всех его видах и ступенях - повод для горячих дискуссий, реформирования, столкновения мнений, часто - прямо противоположных. Притом большинство высказывающихся недовольны тем, как идут дела в сфере образования. К этой сфере сейчас привлечено внимание науки, особенно социологии. Высказывается, да и практически реализуется (в том числе на уровне федеральных законов) множество рекомендаций, советов, всяческих новаций; но, в то же время, присутствует ощущение какой-то неуверенности, боязни: так ли делаем, находим ли истину в преобразовании этой сферы? Такая ситуация - верный признак того, что следует обратиться, прежде всего, не к частностям, а к теоретико-методологическим основам образования, проверить и, если надо, обновить их, исходя из соотнесения образования с требованиями современности, с теми проблемами, задачами, которые решает общество сейчас и в ближайшем будущем. В данной статье хотелось бы, не заявляя никаких особых претензий, выполнить хотя бы самую скромную часть этой работы.

В XXI веке обнаруживается повышенная потребность в образовании: его должно быть много и оно должно быть у всех. Эта потребность, проявляясь как личная, формируется под мощным давлением требований времени. Ведь наше время - это поиск путей выхода из цивилизационного кризиса (экологического, ресурсного, философского, социального и т.д.); поиск образа новой цивилизации, формирования ее организационных основ; это время, когда, по сравнению с прошлыми эпохами, резко меняется соотношение традиций и новаций, опыта (в смысле опытно-практически находимых решений) и науки, научной обоснованности предпринимаемых шагов. Во всех технологиях, производственных и социальных, резко возрастает роль науки. Ей отводят большую роль в преодолении повышенной катастрофичности (природной, техногенной, социальной) условий развития со­временного общества. В конечном счете, нужен человек, обладающий качествами, отвечающими всем этим требованиям, особенностям времени, и нужна система воспитания, социализации, которая бы формировала такого человека, а центром такой системы является образование. Очень важно сознавать, что новый человек и соответствующая система его формирования - не какая-то абстрактная заявка, а вопрос жизни или смерти человечества уже сейчас, и общество уже опаздывает с решением этой задачи. Все сказанное в полной мере относится и к России[1]. Что же из этого следует в плане образования? Мы считаем, что, прежде всего речь должна идти о всеобщности образования и о том, что уровень образования, который обеспечивается всем, должен быть весьма высоким. В.В. Путин абсолютно прав, заявив недавно о необходимости для всех всеобщего полного среднего образования. Необходимость его давно доказана и в мире, и в России, а вот введение какого-то «основного» (9 классов), или чего-то подобного, выглядит необоснованным экспериментом, либо ответом на крайнюю экономическую нужду недавних лет. Необразованный либо малообразованный человек в наше время (тем более - в будущем) не только малопригоден профессионально, он социально опасен, он представляет, потенциально, угрозу для общества. Это не значит, конечно, что образованность гарантирует обществу, миру безопасность, но она существенно повышает степень безопасности. Американцы в свое время «попали в точку», назвав свою программу совершенствования образования «Программой национальной безопасности».

Полноценное всеобщее среднее образование должно стать очень важной составной частью того уравненного социального старта, который в социальном государстве гарантируется каждому. Всякие уклоны (физики-лирики и т.п.), дополнения, вообще какие-либо разделения и акцентирования, должны, по моему мнению, существовать за пределами той социальной нормы, которая обеспечивается каждому члену общества всеобщим полным средним образованием. То есть уклоны, специализация (речь идет о нормальных людях), какие-то добавки - это все реализуется сферой дополнительного образования, которое сопровождает нормативную среднюю школу, и в котором возникает вопрос о платности-бесплатности, спросе-предложении, вообще, об образовании, как о рынке. Всеобщее среднее должно быть, и, уверена, будет бесплатным. Право на образование и доступность образования должны быть вполне обеспечены законодательством. Кроме того, было бы весьма современно, если бы в нормативных актах государства, прежде всего - в Консти­туции, - закреплялось бы не только право на образование, но и обязанность гражданина быть образованным.

Однако образование может выполнить свою конструирующую и охраняющую роль в нашем мире только в том случае, если оно будет не только высоким и всеобщим, но и достаточно гуманизированным. Без этого не могут сформироваться те человеческие качества, те внутренние моральные запреты, табу, тот внутренний самоконтроль человека, который приходит на смену внешнего контроля: возможности последнего и его эффективность неуклонно сокращаются. Проблема гуманизации образования, знания - осознана в науке, ею активно занимается, в частности, наша кафедра, но в практическом отношении пока сделано мало, усилия направлены, в основном, на формирование соответствующего сознания педагогов. В сфере среднего образования формой, где гуманизация знания более или менее развита, традиционно является гимназия.

Накопленный здесь опыт следует, на­сколько возможно, внедрять в нормативной средней школе: последняя должна быть адаптирована к необходимости гуманитаризации знания. При этом следует отличать новейший гуманизм от весьма возвышенной, прекраснодушной, но малообязывающей гуманистической идеи прошлого. Чертами новейшего гуманизма являются (наметим некоторые из них сугубо приблизительно):

- использование современной «диалоговой» философии как теоретического основания, как общекультурной базы;

- четкие различия функционального и социального, средства и цели; понимание сущности технократизма, умение обнаруживать технократизм и преодолевать его;

- введение в сущность гуманизма необходимости ответственности и обязанностей каждого человека и всего человечества, самоограничений, самоконтроля и дисциплины, и т.д., и т.п. ...

«Действительность свободы сурова», - говорит один из героев А. и Б. Стругацких. Суров и нелегок, не «праздничен» современный гуманизм...

Социальный аспект присущ всему на свете: от уравнений Кеплера до любви к собственному ребенку. Следовательно, есть возможность соотнести с социальностью и гуманизмом любое явление. Проблема лишь в том, чтобы избежать поверхностности, формализма. Требование гуманизации образования означает, среди прочего, что ареал знаний каждого учителя-предметника должен значительно выходить за границы его предмета.

Далее. Принято различать два вида образования: профессионально-необходимое и социально-необходимое. В реальности они, по большей части, совмещены, переплетены, тем не менее, различать эти два вида - очень важно. Профессионально-необходимое образование включает тот комплекс знаний, умений, тот уровень и тип квалификации, которые необходимы для работы по той или иной профессии. Социально-необходимое образование - это тот комплекс знаний, который необходим, чтобы быть членом современного общества, отвечать его требованиям, понимать его проблемы, выполнять социальные роли гражданина, родителя и т.д., и т.п., активно строить свой мир и себя как личность. Социально-необходимое образование, таким образом, является образовательной базой всей системы социализации и воспитания, мировоззрения, формирования системы ценностных ориентации. Различение этих двух видов образования особенно важно для уровней от начального до полного среднего, среднего профессионального, среднего специального образования. Только на ступени высшего образования это различие трудно уловить, так как эта ступень гармонично включает то и другое, да и высшие ступени профессионального знания сами по себе включают многое из социально-необходимого знания.

Полное среднее образование в наше время следует считать низшей границей (ми нимальным уровнем) социально-необходимого образования. В этом - главная причина того, что оно должно быть всеобщим. В разные времена соотношение того и. другого вида образования было различным.

В наше время существенно возрастает роль и масштабы социально-необходимого образования, что соответствует переломному характеру исторической эпохи. Однако и сейчас раздаются голоса за то, чтобы учить, главным образом, только тому, что нужно для работы. Поскольку существует еще немало рабочих мест, для которых достаточно весьма ограниченных профессиональных знаний и навыков, возникает соблазн считать широкие социальные знания лишними, экономить на социально-необходимом образовании. Пойти по такому пути - значило бы оставить известную, значительную часть общества малограмотной социально, что имело бы серьезные негативные последствия для общества. Социально-необходимое образование шире и богаче содержанием, чем профессионально-необходимое, и это образует противоречие между тем и другим. Сегодняшние призывы усилить внимание к профессиональному образованию имеют свои причины и отражают некоторые общественные (производственные, экономические) потребности, однако, реализуя эти направления в образовании, нельзя допустить ни сокращения, ни излишней прагматизации, узости социально-необходимого образования. Считаю социально-вредным как слишком раннюю профессионализацию, так и раннее, чуть ли не с детсада, определение склонностей и способностей. За исключением относительно редких случаев, природа сама по себе многое закладывает в человека в скрытом, свернутом, зачаточном виде, и не ухищрения психологов, а разнообразие предлагаемой ребенку деятельности, возможность реально попробовать себя в том, в другом, в третьем. - позволяют ему, в конечном счете, определиться, и, главное, дают возможность выбора.

Чем выше технологии, чем выше требования к профессиональному – образованию. тем более сглаживается противоречие между тем и другим видом образования, однако в той или иной мере оно всегда будет существовать.

Высокие темпы технико-технологического и социального развития современного мира находят отражение в некоторых актуальных проблемах образования. Это. прежде всего, необходимость учиться всю жизнь, и, соответственно, построение системы перманентного образования, в котором большую роль играет институт всякого рода дополнительного образования, а также - самообразование. Отсюда следует, далее, проблема, чему учить: прямым знаниям или умению получать новые знания, то есть учить учиться? Проблема эта давно поставлена и в определенной мере реализуется, но надежной научной основы, в какой мере сочетать обе задачи, пока еще нет. Наконец, система образования должна подготовить в какой-то мере человека к тому, что, возможно, его профессия и сфера деятельности могут измениться в течение его трудовой жизни, и даже не раз. К этому должны быть приспособлены как система организации образования, так и что-то в его содержании.

В заключение хотелось бы сказать о том, что в перспективе вероятной тенденцией будет индивидуализация образования, сложно сочетаемая с безусловным выполнением для всех высокого всеобщего стандарта образования. Думается, эта тенденция будет проявляться по мере того, как наша страна будет становиться экономически более богатой, ибо индивидуализация – вещь весьма дорогая, но начинать решать эту проблему надо уже сейчас. Так, даже к сегодняшнему, довольно уравнительному пока, образованию не подходят распространившиеся способы контроля знаний: ЕГЭ, вообще чрезмерное распространение тестов. Тест, конечно, упрощает ситуацию контроля, но и уравнивает ее до предела. И не ко всем наукам тест применим. Наиболее удачно его можно применять в тех науках, где истина однозначна, где законы имеют линейный характер: в физике, в химии, да и то до определенных границ. Тест «отрезает» такую часть знания, науки, как сомнение, роль которого может быть весьма значимой, особенно в творческом освоении знания; в тех науках, где истина не слишком однозначна (в общественных науках, в той же социологии, в психологии и т.д.); тест убирает ассоциации, и сама тестированная истина выглядит в этих случаях какой-то куцей, обедненной. Увлечение тестами, даже в высшей школе, подчеркивает их удобство, но отнюдь не их правомерность, пригодность.

Изложенное в статье ни по перечню, ни по содержанию не исчерпывает, конечно, той задачи, которая была поставлена в ее начале.

 



Москалева Е.А.

Дата: 2019-12-22, просмотров: 228.