Оценивание учебных достижений учащихся в старших классах
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

В соответствии с концепцией модернизации образования переход на профильное обучение становится обязательным условием модернизации школы, в связи с чем, в корне пересматривается сущность всех компонентов педагогического процесса – целей, содержания, форм, методов, системы контроля и оценивания учебных достижений учащихся. Основная идея обновления третьей ступени школьной практики заключается в поиске и создании необходимых условий, способствующих расширению возможности выбора и определения каждым школьником необходимого содержания образования, его объёма, индивидуальной траектории движения в образовательном пространстве школы.

Оценка в школьной практике, бесспорно, является одним из основных, но не всегда действенных стимулов. В центре оказывается необходимость обучения детей самоорганизации деятельности, что и порождает требования заменить учительские оценки содержательной самооценкой, которая запускает мобилизационно-побудительный механизм саморегуляции ученической деятельности и является залогом ее успешности. Учитель, с одной стороны, понимает, что сложившаяся в школе система оценивания не соответствует полноте всех функций, ожидаемых от ее функционирования. Система оценивания выпадает из сложного процесса управления качеством образования в конкретном учебном заведении, та как не работает главный механизм управления – обратная связь. С другой стороны, учитель обладает собственными наработками, своеобразной копилкой определенных форм и методов оценивания.

Проблема, общая для большинства образовательных учреждений, заключается в том, что существующая пятибалльная система оценки ориентирована исключительно на констатацию уровня сформированности знаний, умений и навыков ребёнка, а не на выявление и стимулирования динамики роста его успешности в процессе учебной деятельности и уж тем более не на его индивидуальное развитие. Очевидно, пришло время отказаться от неё как малофункциональной и неэффективной с точки зрения личностного роста ученика либо найти альтернативу, которая позволила бы на практике реализовать принципы личностно-ориентированного образования. В то же время следует учитывать, что «не сам факт использования пятибалльной системы оценивания является главным злом в отечественном образовании, а то, как и в каких целях её используют в образовательном процессе».

Система оценивания и регистрации достижений учащихся, являясь частью образовательного процесса, играет нем серьезную роль, которая определяется ее особенностями. Она, прежде всего, носит интегральный характер, вбирающий диагностику проблем обучения, осуществление обратной связи, включение и проявление основополагающих принципов образовательного процесса в целом. Система оценивания является механизмом осуществления контрольно- диагностической связи между учителем, учеником и родителями по поводу успешности образования конкретного ученика.

Причем оценивание и самооценивание составляют механизм регуляции и саморегуляции образовательного процесса. Каждый балл тоже является интегральным показателем уровня обученности и обучаемости ученика относительно эталона, уровня класса и относительно самого ученика предшествующего периода времени.

Отдавая должное многофункциональности системы оценивания, необходимо отметить, что понимание функциональной наполненности должно вести к развитию педагогической культуры педагога, а не к усилиям механистического исполнения.

При этом необходимо понимать, что система оценивания должна быть единой для учеников класса, обеспечивать прозрачность критериев, их опубликованность, универсальность критериев для всех предметов и совместимость требований и результатов обучения с другими учебными заведениями внутри единого образовательного пространства. Традиционно работает критерий – успеваемость по предмету, предметам. Можно предложить совокупность критериев:

- успеваемость (уровень знаний и навыков, уровень владения способами умственных действий);

- способность к саморазвитию;

- умение управлять своей деятельностью (целеполагание, выбор решения, планирование деятельности, реализация плана, оценивание результативности, рефлексия);

- умение получать результат и представлять его;

- коммуникативные способности, умение работать в группе.

В этом случае оценка становится интегральной, но в то же время разносторонне ориентированной.

 



Дата: 2019-12-22, просмотров: 269.