Исторически сложилось, что именно начальное образование концептуально определяло всю школу, дальнейшее образование лишь углублялось и расширялось, при этом основания оставались одинаковыми. В настоящем времени напряжения, возникающие в большей степени в старшей школе, о чем говорилось ранее, и при сопряжении старшей школы с вузом, социумом ведут к кардинальному переосмыслению целей образования, соответствующему определению миссии старшей школы, созданию образа выпускника.
Именно острота в понимании новых целей образования, в поиске оснований и приводит к концептуально ведущей роли старшей школы по отношению к другим ее ступеням (средней и начальной школе). Возможно, что построение нового содержания образования приведет к новым решениям в принятии новой организационной структуры школы.
Осмысление изменений, происходящих в мире, культуре, образовании, привело к появлению представлений о новой школе. Наряду с попытками оформления соответствующих целей и задач существуют целые направления и творческие коллективы, которые занимаются проектной деятельностью, разрабатывая модели старшей школы, соответствующие вызовам времени. Например, с 2005 г. инициативная группа лидеров инновационных школ Москвы, Ростова-на-Дону, Ижевска,…приступили к разработке проекта «Модель старшей школы для РФ», [9]. Интересное представление о «сетевой» школе и обучении как «навигации» приводится в аналитическом докладе «Преподавание социально-гуманитарных дисциплин в вузах России: состояние, проблемы, перспективы», [1]. Материалы, публикующиеся в педагогических изданиях, обращены к опыту построения старшей школы в других странах, что говорит об едином процессе переосмысления образования и проектирования обучения.
Для лучшего понимания идей новой старшей школы приводится таблица, посвященная описанию образовательных моделей в историческом контексте.
Под моделью нами, достаточно традиционно, понимаются разные типы взаимодействия между учителем и учеником. Доминирующий в той или иной модели тип взаимодействия ведет к изменению педагогических функций, выбору образовательных практик, типов управления и финансирования. С этих позиций исторически выделяются три образовательные модели: классическая, неклассическая и неонеклассическая. Это соответствует смене типов рациональностей. В традициях европейской философии рациональность рассматривается как культура мыслительной деятельности, способов постановки проблем, приемов исследований, характера обоснований и выводов. Можно указать на соответствие сменяющихся типов рациональностей сменяющимся культурным эпохам: классика, модерн, постмодерн.
Образовательные модели
Массовая классическая | Проектная неклассическая | Сетевая неонеклассическая |
- конвейер - передача знаний. классических образцов - готовые знания, упакованные в предметы - преимущественно - трансляция | Этажи: своя программа обучения способы деятель- ности знания- предметы Профильная школа, готовящая учащихся к тому или иному профессиональному направлению | Индивидуальная образовательная программа и трансфессия по принципам соорганизации: - субъектность - самоопределение - самоорганизация - событийность Трансфессия – способность плавать по сетям мирового знания, по коммуникациям и культурам Трансфессионал – ведущий поиск, путник-навигатор, идущий по лабиринту – траектории своего образования, возделывающий себя и постоянно проблематизирующий, не останавливающийся в своем становлении взрывающий себя. Профессия - трансфессия |
Традиционной и наиболее распространенной является массовая классическая модель. Образно говоря, ее можно определить как конвейер обучения для передачи знаний и классических образцов. При этом знания носят твердый и глубокий характер. Они «упакованы» в предметы. С увеличением объема информации такая передача затруднена и мало эффективна. Механизм передачи знаний оценивается как сугубо трансляционный, бессубъектный, монологичный, преимущественно устный, «поверх голов». Управление носит государственный характер, построено по иерархическому принципу.
В целом отмечается консерватизм и инерционность этой модели. Ученик-ведомый, учитель-ведущий, культуртрегер, несущий знания и культурные образцы.
Проектная неклассическая модель представляет собой ступени лестницы: знания-предметы; способы деятельности; своя программа обучения. Модель такого типа сравнительно недавно используется в образовании, приходя, исчезая и возвращаясь вновь. Это и спецшколы, например, физико-математические, языковые, политехническая школа и, наконец, профильная школа. Модель является практико-ориентированной, нацеленной на профессиональную ориентацию. Если говорить о «своей программе обучения», то в модели реализуется как групповая индивидуальная программа (школа, класс), так и индивидуальная образовательная траектория (обучение по индивидуальным учебным планам с широким выбором предметов). Внедряемая в настоящем профильная школа реализуется в рамках этой модели.
К особенностям функционирования проектной модели можно отнести: принцип отбора содержания образования остался прежним, приближенным к классическому; неклассическая рациональность проявляется минимально; в способах деятельности преобладают имитационные практики; сохраняется принцип предметоцентризма в качестве базового; продолжается трансляция готового знания; применяется непроблематизированное обучение.
Важно отметить то, что одновременно используются в педагогической практике обе модели – классическая и неклассическая с приоритетным распространением первой.
Возникший кризис оснований, целей и ценностей образования оказался системным, всеобщим и потребовал создания принципиально новой модели образования, построенной на сетевой модели.
Сетевая модель построена на принципе максимального обеспечения субъектного участия подростка в его личностном развитии и образовании, [1].
Организационно это приводит к созданию подлинно индивидуальной образовательной программы, реализующей принцип индивидуализации обучения.
Образовательная программа согласуется с принципом соорганизации, предполагающим субъектность, самоопределение, самоорганизацию, событийность.
Говоря о субъектности, мы имеем в виду собственное участие ученика в создании образовательной программы, ведущей к его развитию. Как отмечают специалисты здесь важно понимание того, в какой степени старшеклассник может и должен стать субъектом своего подлинного развития и образования.
В самоопределении присутствует как простраивание своей роли, своей позиции, так и соотнесение себя с другими участниками социума.
Тогда оправдано и совсем не случайно обращение к принципу самоорганизации, который предполагает запуск и формирование всех механизмов само- :
идентификации,
образования,
воспитания,
развития,
реализации,
контроля,…
Насколько принцип соорганизации реализуется в процессе обучения, настолько определяется успешность ученика, т.е. собственно педагогическая эффективность. При этом приходим к пониманию новой педагогической функции – фасилитации (facilitate – облегчать, содействовать, способствовать, продвигать), что приводит к изменению сущности роли педагога, можно сказать что педагог переходит от роли капитана к роли штурмана, лоцмана, от роли диктатора к роли советчика, от роли учителя к роли гуру.
И, наконец, событийность. Событийность в обучении ведет к использованию и формированию индивидуального опыта через со-бытие и со-участие.
Как уже говорилось, образование и культура находятся в кризисе. Выходом из кризиса представляется реализация идеи «мировой навигации» в культуре и образовании, навигации по знаниям, коммуникациям и культурам. Разработчики этого подхода соотносили устройство образования по сетевому принципу с нормами соорганизации в постиндустриальном, информационном обществе. Навигация – способность строить и перестраивать массивы знаний и практик под проекты и двигаться по сетевым образовательным лабиринтам. Вместо понятия профессионала-специалиста, жестко привязанного к норме, вводится понятие навигатора, трансфессионала-специалиста, ведущего постоянный поиск, идущего по лабиринту-траектории своего образования, возделывающего себя и постоянно проблематизирующего. Трансфессионал – это мировой навигатор, который находясь в мировой паутине использует ее как информационную, проектно-программную ресурсную сеть. Таким образом, сетевая модель представляет собой открытое пространство, в котором обучающийся создает сугубо свой вариант образования.
Тогда трансфессионалом становится как ученик, так и учитель, только ученик в активной позиции развития субъектности, а учитель в позиции поддержки (здесь речь не идет о развитии учителя и его собственной субъектности как навигатора – трансфессионала, а идет только о взаимодействии ученик – учитель).
Желая подчеркнуть особенности образования – постоянный поиск, неудовлетворенность и незавершенность, а также разницу в позиции учителя и ученика, приведем пример из античной культуры:
«Гуляя в тенистой роще, Анаксимен беседовал со своим учеником. «Скажи мне, - спросил юноша, - почему тебя часто одолевают сомнения? Ты прожил долгую жизнь, умудрен опытом и учился у великих эллинов. Как же так, что и для тебя осталось столь много неясных вопросов?» В раздумье философ очертил посохом перед собой два круга: маленький и большой. «Твои знания – это маленький круг, а мои – большой. Но все, что осталось вне этих кругов, - неизвестность. Маленький круг мало соприкасается с неизвестностью. Чем шире круг твоих знаний, тем больше его граница с неизвестностью. И впредь, чем больше ты станешь узнавать нового, тем больше будет возникать у тебя неясных вопросов».».
Понимая новизну «сетевой модели», ее кардинально иной характер, можно говорить:
- модель носит изыскательские черты;
- как целостный культурный феномен школа, построенная как сетевая модель еще не состоялась, хотя любой состоявшийся творческий человек являет собой трансфессионала;
- на реальную практику построения старшей школы можно пока лишь смотреть с позиции идей индивидуальной образовательной программы, соорганизации и трансфессии;
- несомненно, что привлекательность сетевой модели послужит ее использованию в качестве методологического основания для конкретного проектирования моделей старшей школы;
- именно сетевая модель старшей школы будет определять цели и задачи всего образования в целом.
И все-таки черты новой старшей школы начинают проявляться все отчетливее. Вновь обращаясь к публикациям М. Черемных по результатам работы проектно-аналитического семинара «Модель старшей школы для Российской Федерации»[7], хотелось бы остановиться на том, что:
- старшая школа занимает ключевое место в современном образовании. имеет доминирующую значимость;
- старшая школа, определяя будущее профессиональной деятельности молодых людей, является основным узлом модернизации образования и трансформации российского общества.
А далее остановимся на основных точках проектного поля:
- образовательное пространство рассматривается как совокупность процесса обучения, социальной практики и образовательной рефлексии;
- в процессе обучения вместо традиционной трансляции учителем культуры в виде знаний и образцов предлагается компетентностный подход – умение самостоятельно решать встающие задачи;
- социальная практика – процесс обретения социального опыта через социальные и профессиональные пробы;
- образовательная рефлексия – понимание учащимся своей образовательной истории и построение проекта и программы собственного образования в соответствии с осмыслением себя в будущем.
Целостное образовательное пространство старшеклассника рассматривается как сочетание компетентностного обучения, социальной практики и образовательной рефлексии.
Институционально можно провести сравнение «старой» и «новой» школы.
Сравнение старой и новой школы
Параметры сравнения | Старый институт | Новый институт |
Базовая форма | Школа | Индивидуальная образовательная программа (сеть) |
Роли | Учитель - ученик | Учитель – тьютор, социальный продюсер. Ученик – носитель индивидуальной программы обучения |
Процесс | Учение | Образовательная рефлексия |
Организационные условия | Класс, аудитория, коллектив | Образовательное событие (индивидуальное или групповое) |
Концепт | Программа обучения | Программа образования: компетентностное обучение, социальная практика, образовательная рефлексия |
Цель | Формирование знаний, умений, навыков | Развитие мышления, деятельности, образовательной мобильности |
Смысл | Передача культурных образцов | Подготовка к продуктивному решению жизненных проблем |
На основании приведенных новых взглядов на старшую школу, их изучения и обсуждения, родились эскизы вариантов старшей школы, которые с комментариями приводятся ниже.
1. Школа с индивидуальным учебным планом и построением собственной образовательной программы. Такая школа сопрягается с концепцией профильного обучения. Участники учебного процесс: ученик – носитель образовательной программы, учитель, куратор.
2. Школа с экстернатом и индивидуальной образовательной программой. Участники: ученик, учитель-консультант, куратор – родители.
3. Открытая школа, основанная на сочетании основного и дополнительного образования, с фиксацией индивидуальной образовательной траектории. Участники: ученик, учитель, педагог дополнительного образования, тьютор.
4. Сетевая школа с построением обучения в образовательной сети по индивидуальной образовательной программе Участники: ученик, учитель, сетевой педагог, сетевой администратор.
5. Школа дистанционного обучения в компьютерной сети, с построением индивидуальной образовательной программы. Участники: ученик, сетевой учитель, сетевой администратор.
6. Школа коучинга (коучинг - сопровождение)– школа социально-культурных практик с индивидуальной образовательной программой, выбором практических стажировок, консультаций с представителями той или иной профессии и индивидуальным сопровождением. Участники: ученик, учитель, коучер (сопровождающий), консультант-профессионал.
В основе всех этих моделей лежит единый подход – совокупность компетентностного обучения, социально-культурных практик и образовательной рефлексии. Ученик – носитель индивидуальной образовательной программы. Обучение – навигация по сетям знаний, коммуникаций, культур.
Старшая школа, понимаемая и реализуемая по-новому, должна принести плоды. При этом важно очертить и новый взгляд на педагогическую эффективность.
Речь идет об эффекте от образования для самого обучающегося. Структурно можно говорить о системном и внесистемном образовании, главное, необходим образовательный эффект от использования разнообразных форм обучения, складывающихся в современную образовательную практику. Как задача возникает организация образовательной сети (не исключающей взаимодействие с мировой сетью знаний, коммуникаций и культур).
Индивидуализация рассматривается как механизм достижения эффективности при обучении по индивидуальной образовательной программе. Показателем педагогической эффективности является получение эффекта от образования для самого обучающегося. Возникает вопрос, что обеспечивает успех обучающемуся сейчас и в дальнейшем? Ответ – никаких гарантий успеха дать нельзя. Но создавать условия для достижения успешности возможно в рамках нового образования, навигационного подхода, компетентностного обучения.
Педагогическая эффективность не предполагает осуществление бесконечного наращивания знаний (важно не познание само по себе), а предполагает работу на задачу. Обучение проводится дискретно, в отрезках - задача ставится, решается, затем осуществляется переход к следующей задаче. В корне меняется темпоральность обучения. При организации хода учебного процесса ученик выступает интегрально как HOMO SAPIENS (человек разумный), HOMO FABER (деятельный) и HOMO LUDENS (играющий). Местом обучения становится «игровой стол», одна команда сменяет другую. Обучение становится социально-культурным проектированием. Все это способствует повышению педагогической эффективности.
Меняются и роли всех участников образовательного процесса. Ранее государство являлось заказчиком. Ныне родители становятся заказчиками образовательной услуги. Ранее дети находились в зоне ответственности школы и государства. Ныне дети должны находиться в зоне ответственности родителей. Такова тенденция. Однако, ни де-юре, ни де-факто такая система отношений еще не сложилась. Действуют пока только традиции. Возникающий особый тип отношений, права и ответственности сторон необходимо оформлять договором об образовании, скрупулезно ведя переговорный процесс.
Возникает ситуация, когда целая группа людей должна взять на себя ответственность за образование старшеклассника – родители, учителя, сетевой администратор, тьютор, социальный продюсер, наконец, сам ученик, школа и все-таки государство. Каждый берет свою часть. Как говорят современные философы, образование есть ответственность. Без ответственности нет и педагогической эффективности.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 299.