Анализ и выбор парадигмы, подходов, соответствующих технологий, теорий, методов | Концептуальная | Новая позиция:
управление учебной деятельностью ученика, а НЕ управление учеником.
Три задачи педагога:
1. Внимание к самостоятельной познавательной деятельности (организация учебной деятельности) учащегося. 2. Обеспечение эмоциональной поддержки учащегося, создание ситуации успеха. 3. Проведение экспертизы полученного результата учениками и педагогом. Новые функции: - функция обеспечения индивидуального целеполагания; - функция сопровождающего обучения; - функция обеспечения рефлексивных действий учеников по выявлению собственных изменений. |
Отбор, систематизация целей и задач | Целевая | |
Разработка средств, создание условий для развития учащихся | Обучающая | |
Организация деятельности | Организаторская | |
Планирование, отбор и структурирование форм, методов, проектирование | Планирование | |
Активизация деятельности, формирование внутренней и внешней мотивации | Стимулирование | |
Интерактивная взаимодеятельность, беседы, диалоги, дискуссионные игры, коммуникативное взаимодействие | Коммуникативная | |
Анализ, учет, оценка результатов, акцент на самоконтроль и самооценку | Контрольно-оценочная | |
Наблюдение, анкетирование, тестирование, социометрия | Диагностическая | |
Коррекция деятельности | Коррекционная | |
Моделирование возможных ситуаций, прогнозирование хода учебного процесса | Прогностическая | |
Анализ деятельности | Аналитико-рефлексивная |
Наш совместный разговор начался с озабоченности качеством обучения в старшей школе. Исторически и культурологически были рассмотрены парадигмы, типы обучения, подходы, позиции ученика и учителя. Такое обилие накопленного материала, аккумулированного в разные эпохи, казалось бы, дает уверенность в том, что педагогическая деятельность есть и будет успешной. К сожалению, такого не происходит. Теперь перейдем к оценке современного состояния образования.
2. Оценка состояния образования
2.1. Кризис современного образования
В педагогической и публицистической литературе многие статьи начинаются с констатации трудностей, наличествующих в школьном образовании. Предлагаем тоже повести разговор о трудностях, но не о трудностях вообще, а только о тех, которые ощущаемы, осязаемы, уже артикулированы с позиции педагогической эффективности. Наверное, каждый педагог в начале года, встречаясь с учениками, испытывал два чувства. Одно – «понимания» ситуации, когда ученики не демонстрировали явных успехов, стыдно признаться, но думалось, «понятно, ведь обучались не у меня». Второе – «недоумения», думалось, «что же случилось, нет, не только блеска, но порой и знаний, а ведь столько вместе работали, старались, стремились,…».
Замечательные строки встретились в романе нобелевского лауреата Дж. Кутзее: «Он продолжает преподавать, потому что это дает ему средства к существованию, и еще потому, что преподавание учит его смирению, открывая ему глаза на то, кто он в этом мире. Ирония происходящего не ускользает от него: тот, кто приходит учить, получает горчайший из уроков, а те, кто пришел учиться, не научаются ничему». [3]
Постоянно думается, почему не строится успешность ученика, которая прямо связана с педагогической эффективностью. Начинается поиск трудностей, мешающих обучению. К трудностям можно отнести:
- предметоцентризм как базовый принцип образования;
- форма организации учебного процесса малоэффективна, можно сказать, что передача информации осуществляется «поверх голов»;
- монологичность высказываний, преобладающая как у педагогов, так и у учеников;
- консерватизм преподавателей;
- перегруженность учебного материала;
- завышенность требований;
- трансляция готового, можно сказать, архивного знания;
- непроблематизированное обучение;
- отсутствие индивидуализации в обучении – обучение «всех и всему»;
- неиспользование современных педагогических технологий;
- низкий престиж педагогической профессии.
Можно было бы продолжить перечисление, но даже такое число приведенных позиций говорит о неординарной ситуации в образовании. Специалисты указывают на кризис в образовании. Кризис оснований, целей и ценностей образования. Произошли изменения, сдвиги в обществе, культуре. Но не образование породило кризис, образование лишь эпицентр кризиса, центр - кризис культуры в целом. Отшатнувшись от страшного ХХ века, человечество не обрело гармонии, проблемы насилия вместо реальной гуманизации, противоречивость глобализации, энергетические проблемы, мировая паутина, проблемы биоэтики – многое требует решений. «Мир взвешивается ценностями», требуется позитивное социальное действие. «Глубочайшим содержанием наполняются два призыва: Сократа – человек, пробудись; Лотреамона – приходящий в мир да защитит человека». [4] В современной культуре возрастает роль ценностей. Они являются необходимыми условиями существования человечества и ориентиром саоопределения человека. Так педагогика становится основным механизмом создания условий для:
- вхождения в культурное пространство;
- формирования ценностей и выбора приоритетов;
- развития собственного культуротворчества;
- социокультурного проектирования.
Образование переходит от репродуктивного к продуктивному, творческому. Возрастает интерес к внутреннему миру учащихся. Ученик как носитель отношений с собственно внутренним и внешним миром относительно образования становится в новую позицию самоопределения. В традиционном образовании самоопределение основывается на выборе того или иного образца, социально одобряемого и разделяемого большинством людей. В современном образовании выбор по образцам не имеет самодовлеющего значения. Важным становится собственное проектирование себя, своей деятельности, что исходит из проективности человеческого способа существования, основанного на самореализации и самосуществовании в многовариантном, полифоничном мире, каким он и становится в постиндустриальном, информационном обществе.
Тогда новое образование – это системное самоопределение со следующих позиций: «Я – в мире», «Я – с другими», «Я – для других», что созвучно идеям М.М. Бахтина, опередившего свое время и помогающего осмыслить его сегодня в понимании человека, культуры, ее диалогичности. При переводе этих философских и культурологических оснований в педагогическую деятельность возникают собственно педагогические задачи, которые призвана решать старшая школа.
Педагогически будет верно, если мы обратимся к самому старшекласснику, главному субъекту образования. Определим его социальный статус.
Старшеклассники – социальная группа молодежи 16-18 лет. В педагогической, психологической литературе их относят к старшей подростковой группе, юношеству. Каковы же его особенности? Прежде всего, это большое разнообразие. Целостность социальной группы сочетается с многообразием проявлений групповых свойств молодых людей, при этом усиливаются дифференцирующие факторы. Основной социальный ресурс старшеклассника – образовательный и социально статусный.
Статус – это определённая позиция в социальной структуре группы или общества, связанная с другими позициями через призму прав и обязанностей. Статус подростка неразрывно связан с другими статусами родителей, родственников, учителей, друзей и осуществляется в процессе взаимодействия с ними. Каждый подросток обладает множеством статусов, статусным набором. Но главный его статус, тот, с которым он сам себя идентифицирует – это статус, связанный с его возрастом, т.е. его главный статус относителен. Именно этот возраст определяет стиль, образ его жизни, его манеру общения, знакомства.
Статус подростка, как и любой другой, уникален. В чём же заключаются особенности этого статуса? Прежде всего, переход из детства в мир взрослых сам по себе противоречив. Факторы, которые обычно исследуются, связаны с двумя переломными моментами этого возраста: психофизиологическим – половое созревание и все, что с ним связано и социальным – конец детства. Происходит процесс перехода от одних социальных ролей к другим. Все дело в том, что подросток – это уже не ребенок, но еще и не взрослый. В этом возрасте наиболее остро звучит противоречивость проявлений личности и социальности. Это противоречие связано с развитием в сознании подростка критического рефлексирующего мышления в рассудочной форме,…оно создает ведущее противоречие в жизни подростка. [5]
Подросток находится на границе: он и хочет быть взрослым и одновременно боится этого, боится брать на себя ответственность. Жизнь ставит молодого человека перед необходимостью принятия ряда важнейших решений в условиях дефицита жизненного опыта. В этом возрасте возникает множество вопросов: где продолжить обучение; и стоит ли его продолжать; как получить хорошую специальность и сделать карьеру; как пробиться через толпу таких же, как я?
Этот период сопряжен с мучительно трудным процессом самопознания, самовыражения, обретения собственного Я. Старшекласснику нужно определить границы своих реальных возможностей, понять, на что он способен, утвердить себя в обществе.
Проблема возникает тогда, когда кристалл взросления не взращен (прежде всего, в учебной деятельности) ни школой, ни родителями, ни самим подростком. Это почва реального конфликта с взрослыми. Рождение и укоренение «самостроительства » в учебной деятельности возможны лишь при условии, что содержание деятельности старшеклассника составляет проблему, в решении которой участвуют ученик, родители, учителя. Совместно со взрослыми построение новой старшей школы – это новая деятельность, на основе которой формируется веер других деятельностей, которые присущи данному возрасту.
Как вырастить таких учеников, которые уже в средней школе выдвигают собственные образовательные инициативы? Сегодня в педагогической литературе и практике упор делается на организацию предпрофильного обучения (8-9 классы), где формируется умение делать выбор и нести ответственность. Не подвергая сомнению, значимость такой программы обучения, мы ставим проблему несколько иначе. Речь идет о изменении содержания, а главное средств обучения, начиная с 5 класса. Здесь мы ссылаемся на опыт школы «диалога культур». [6]
Современному подростку, для его самоопределения, необходимы такие черты характера:
- уверенность в себе, постоянное расширение своих возможностей и отсутствие боязни их реализовать;
- умение действовать в постоянно меняющихся и непредсказуемых ситуациях жизни;
- способность к профессиональной мобильности;
- способность к непрерывному самообразованию;
- умение адекватно оценивать свои силы и находить возможности их применения;
- умение принимать решения и достигать результата в соответствии с поставленной целью;
- умение брать на себя ответcтвенность за свои поступки, не ущемляя прав и свобод других;
- умение быть терпимым к людям, не похожим на него;
Главным является то, что именно в этот период должен быть мощно запущен механизм «само», механизм самостроительства.
С другой стороны, социологи предупреждают педагогов, что современной молодежи свойственна потребность в возрастающем самоутверждении и самостоятельности. У них уже практически сложилась ориентация на выбор образа жизни, профессии, референтной группы. Молодежь «стремится к партнерским отношениям со взрослыми, к независимости от родителей в источниках дохода. В ее действиях усилилась роль прагматической мотивации». [7]
Таким образом, педагоги должны одновременно учитывать стремление к академической и профессиональной мобильности и способствовать ее развитию.
Возвращаясь к образованию как социальному институту, важно подчеркнуть, что кризисные черты его связаны, прежде всего, с тем, что школа перестала быть единственным источником обучения. Это же свидетельствует и о снижении престижа учителя. В первой главе было показано, каким огромным арсеналом обладает учитель. Сейчас необходимо построить новые цели образования, выйти на индивидуализацию в обучении, построить новые модели обучения, оценить новые роли ученика и учителя, использовать накопленный педагогический потенциал, а самое главное понять, что образование есть ответственность и нести ее учителям, ученикам, родителям и государству.
2.2. Социологическое исследование «Отношение к современному образованию (его реальное состояние, изменения и возможные перемены)».
Дата: 2019-12-22, просмотров: 299.