Функции педагога (воспитателя)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой
Анализ и выбор парадигмы, подходов, соответствующих технологий, теорий, методов Концептуальная

Новая позиция:

 

управление учебной деятельностью ученика, а НЕ управление учеником.

 

 

Три задачи педагога:

 

1. Внимание к самостоятельной познавательной деятельности (организация учебной деятельности) учащегося.

2. Обеспечение эмоциональной поддержки учащегося, создание ситуации успеха.

3. Проведение экспертизы полученного результата учениками и педагогом.

Новые функции:

- функция обеспечения индивидуального целеполагания;

- функция сопровождающего обучения;

- функция обеспечения рефлексивных действий учеников по выявлению собственных изменений.

Отбор, систематизация целей и задач Целевая
Разработка средств, создание условий для развития учащихся Обучающая
Организация деятельности Организаторская
Планирование, отбор и структурирование форм, методов, проектирование Планирование
Активизация деятельности, формирование внутренней и внешней мотивации Стимулирование
Интерактивная взаимодеятельность, беседы, диалоги, дискуссионные игры, коммуникативное взаимодействие Коммуникативная
Анализ, учет, оценка результатов, акцент на самоконтроль и самооценку Контрольно-оценочная
Наблюдение, анкетирование, тестирование, социометрия Диагностическая
Коррекция деятельности Коррекционная
Моделирование возможных ситуаций, прогнозирование хода учебного процесса Прогностическая
Анализ деятельности Аналитико-рефлексивная

Наш совместный разговор начался с озабоченности качеством обучения в старшей школе. Исторически и культурологически были рассмотрены парадигмы, типы обучения, подходы, позиции ученика и учителя. Такое обилие накопленного материала, аккумулированного в разные эпохи, казалось бы, дает уверенность в том, что педагогическая деятельность есть и будет успешной. К сожалению, такого не происходит. Теперь перейдем к оценке современного состояния образования.


 2. Оценка состояния образования

2.1. Кризис современного образования

 

В педагогической и публицистической литературе многие статьи начинаются с констатации трудностей, наличествующих в школьном образовании. Предлагаем тоже повести разговор о трудностях, но не о трудностях вообще, а только о тех, которые ощущаемы, осязаемы, уже артикулированы с позиции педагогической эффективности. Наверное, каждый педагог в начале года, встречаясь с учениками, испытывал два чувства. Одно – «понимания» ситуации, когда ученики не демонстрировали явных успехов, стыдно признаться, но думалось, «понятно, ведь обучались не у меня». Второе – «недоумения», думалось, «что же случилось, нет, не только блеска, но порой и знаний, а ведь столько вместе работали, старались, стремились,…».

Замечательные строки встретились в романе нобелевского лауреата Дж. Кутзее: «Он продолжает преподавать, потому что это дает ему средства к существованию, и еще потому, что преподавание учит его смирению, открывая ему глаза на то, кто он в этом мире. Ирония происходящего не ускользает от него: тот, кто приходит учить, получает горчайший из уроков, а те, кто пришел учиться, не научаются ничему». [3]

Постоянно думается, почему не строится успешность ученика, которая прямо связана с педагогической эффективностью. Начинается поиск трудностей, мешающих обучению. К трудностям можно отнести:

- предметоцентризм как базовый принцип образования;

- форма организации учебного процесса малоэффективна, можно сказать, что передача информации осуществляется «поверх голов»;

- монологичность высказываний, преобладающая как у педагогов, так и у учеников;

- консерватизм преподавателей;

- перегруженность учебного материала;

- завышенность требований;

- трансляция готового, можно сказать, архивного знания;

- непроблематизированное обучение;

- отсутствие индивидуализации в обучении – обучение «всех и всему»;

- неиспользование современных педагогических технологий;

- низкий престиж педагогической профессии.

Можно было бы продолжить перечисление, но даже такое число приведенных позиций говорит о неординарной ситуации в образовании. Специалисты указывают на кризис в образовании. Кризис оснований, целей и ценностей образования. Произошли изменения, сдвиги в обществе, культуре. Но не образование породило кризис, образование лишь эпицентр кризиса, центр - кризис культуры в целом. Отшатнувшись от страшного ХХ века, человечество не обрело гармонии, проблемы насилия вместо реальной гуманизации, противоречивость глобализации, энергетические проблемы, мировая паутина, проблемы биоэтики – многое требует решений. «Мир взвешивается ценностями», требуется позитивное социальное действие. «Глубочайшим содержанием наполняются два призыва: Сократа – человек, пробудись; Лотреамона – приходящий в мир да защитит человека». [4] В современной культуре возрастает роль ценностей. Они являются необходимыми условиями существования человечества и ориентиром саоопределения человека. Так педагогика становится основным механизмом создания условий для:

- вхождения в культурное пространство;

- формирования ценностей и выбора приоритетов;

- развития собственного культуротворчества;

- социокультурного проектирования.

Образование переходит от репродуктивного к продуктивному, творческому. Возрастает интерес к внутреннему миру учащихся. Ученик как носитель отношений с собственно внутренним и внешним миром относительно образования становится в новую позицию самоопределения. В традиционном образовании самоопределение основывается на выборе того или иного образца, социально одобряемого и разделяемого большинством людей. В современном образовании выбор по образцам не имеет самодовлеющего значения. Важным становится собственное проектирование себя, своей деятельности, что исходит из проективности человеческого способа существования, основанного на самореализации и самосуществовании в многовариантном, полифоничном мире, каким он и становится в постиндустриальном, информационном обществе.

Тогда новое образование – это системное самоопределение со следующих позиций: «Я – в мире», «Я – с другими», «Я – для других», что созвучно идеям М.М. Бахтина, опередившего свое время и помогающего осмыслить его сегодня в понимании человека, культуры, ее диалогичности. При переводе этих философских и культурологических оснований в педагогическую деятельность возникают собственно педагогические задачи, которые призвана решать старшая школа.

Педагогически будет верно, если мы обратимся к самому старшекласснику, главному субъекту образования. Определим его социальный статус.

Старшеклассники – социальная группа молодежи 16-18 лет. В педагогической, психологической литературе их относят к старшей подростковой группе, юношеству. Каковы же его особенности? Прежде всего, это большое разнообразие. Целостность социальной группы сочетается с многообразием проявлений групповых свойств молодых людей, при этом усиливаются дифференцирующие факторы. Основной социальный ресурс старшеклассника – образовательный и социально статусный.

Статус – это определённая позиция в социальной структуре группы или общества, связанная с другими позициями через призму прав и обязанностей. Статус подростка неразрывно связан с другими статусами родителей, родственников, учителей, друзей и осуществляется в процессе взаимодействия с ними. Каждый подросток обладает множеством статусов, статусным набором. Но главный его статус, тот, с которым он сам себя идентифицирует – это статус, связанный с его возрастом, т.е. его главный статус относителен. Именно этот возраст определяет стиль, образ его жизни, его манеру общения, знакомства. 

Статус подростка, как и любой другой, уникален. В чём же заключаются особенности этого статуса? Прежде всего, переход из детства в мир взрослых сам по себе противоречив. Факторы, которые обычно исследуются, связаны с двумя переломными моментами этого возраста: психофизиологическим – половое созревание и все, что с ним связано и социальным – конец детства. Происходит процесс перехода от одних социальных ролей к другим. Все дело в том, что подросток – это уже не ребенок, но еще и не взрослый. В этом возрасте наиболее остро звучит противоречивость проявлений личности и социальности. Это противоречие связано с развитием в сознании подростка критического рефлексирующего мышления в рассудочной форме,…оно создает ведущее противоречие в жизни подростка. [5]

Подросток находится на границе: он и хочет быть взрослым и одновременно боится этого, боится брать на себя ответственность. Жизнь ставит молодого человека перед необходимостью принятия ряда важнейших решений в условиях дефицита жизненного опыта. В этом возрасте возникает множество вопросов: где продолжить обучение; и стоит ли его продолжать; как получить хорошую специальность и сделать карьеру; как пробиться через толпу таких же, как я?

Этот период сопряжен с мучительно трудным процессом самопознания, самовыражения, обретения собственного Я. Старшекласснику нужно определить границы своих реальных возможностей, понять, на что он способен, утвердить себя в обществе.

Проблема возникает тогда, когда кристалл взросления не взращен (прежде всего, в учебной деятельности) ни школой, ни родителями, ни самим подростком. Это почва реального конфликта с взрослыми. Рождение и укоренение «самостроительства » в учебной деятельности возможны лишь при условии, что содержание деятельности старшеклассника составляет проблему, в решении которой участвуют ученик, родители, учителя. Совместно со взрослыми построение новой старшей школы – это новая деятельность, на основе которой формируется веер других деятельностей, которые присущи данному возрасту. 

Как вырастить таких учеников, которые уже в средней школе выдвигают собственные образовательные инициативы? Сегодня в педагогической литературе и практике упор делается на организацию предпрофильного обучения (8-9 классы), где формируется умение делать выбор и нести ответственность. Не подвергая сомнению, значимость такой программы обучения, мы ставим проблему несколько иначе. Речь идет о изменении содержания, а главное средств обучения, начиная с 5 класса. Здесь мы ссылаемся на опыт школы «диалога культур». [6]

Современному подростку, для его самоопределения, необходимы такие черты характера:

- уверенность в себе, постоянное расширение своих возможностей и отсутствие боязни их реализовать;

- умение действовать в постоянно меняющихся и непредсказуемых ситуациях жизни;

- способность к профессиональной мобильности;

- способность к непрерывному самообразованию;

- умение адекватно оценивать свои силы и находить возможности их применения;

- умение принимать решения и достигать результата в соответствии с поставленной целью;

- умение брать на себя ответcтвенность за свои поступки, не ущемляя прав и свобод других;

- умение быть терпимым к людям, не похожим на него;

Главным является то, что именно в этот период должен быть мощно запущен механизм «само», механизм самостроительства.

С другой стороны, социологи предупреждают педагогов, что современной молодежи свойственна потребность в возрастающем самоутверждении и самостоятельности. У них уже практически сложилась ориентация на выбор образа жизни, профессии, референтной группы. Молодежь «стремится к партнерским отношениям со взрослыми, к независимости от родителей в источниках дохода. В ее действиях усилилась роль прагматической мотивации». [7]

Таким образом, педагоги должны одновременно учитывать стремление к академической и профессиональной мобильности и способствовать ее развитию.

Возвращаясь к образованию как социальному институту, важно подчеркнуть, что кризисные черты его связаны, прежде всего, с тем, что школа перестала быть единственным источником обучения. Это же свидетельствует и о снижении престижа учителя. В первой главе было показано, каким огромным арсеналом обладает учитель. Сейчас необходимо построить новые цели образования, выйти на индивидуализацию в обучении, построить новые модели обучения, оценить новые роли ученика и учителя, использовать накопленный педагогический потенциал, а самое главное понять, что образование есть ответственность и нести ее учителям, ученикам, родителям и государству.


2.2. Социологическое исследование «Отношение к современному образованию (его реальное состояние, изменения и возможные перемены)».



Дата: 2019-12-22, просмотров: 249.