Тема исследования: отношение к современному образованию (его реальное состояние, изменения и возможные перемены).
В наше время о школьном образовании пишут и говорят очень много, причем оценки состояния, эффективности образования даются порой прямо противоположные.
Концепция советской школы была единой, научной и авторитарной. Современная российская школа практически унаследовала от советской школы ее содержание и многие организационные, методические элементы, но ситуация кардинальным образом изменилась. Конечно, следует признать, что Россия по сравнению с Советским Союзом потеряла ряд существенных позиций в образовании. Но восполнить эти потери простым возвращением к прежней системе образования невозможно: та система была приспособлена к потребностям другого государства. Для того чтобы создать новую модель школы, необходимо заново переосмыслить ее цели.
В образовании произошли кардинальные перемены, являющиеся следствием изменения типа и кризиса культуры и тех конкретных социальных изменений, которые переживает российское общество. Школьное образование не может не учитывать социальные процессы (как российские, так и мировые) и не отвечать им.
Прежде всего, возникла новая установка на образование как ценность («его должно быть много, и оно должно быть у всех»). Другой важной задачей является индивидуализация образования, разработка систем динамического, вариативного образования, отвечающих основному предназначению человека – максимально реализовать свою человеческую сущность, индивидуальность, быть самим собой или стать «тем, что я есть», то есть исполнить свое всеобщее и индивидуальное предназначение.
Однако школа все больше характеризуется усиливающимися противоречиями, порождающими кризисную ситуацию, и разрешение которых связано с путями выхода из кризиса. Эти противоречия касаются внутренних противоречий, связанных с собственной природой школьного образования (субъект-объектные отношения в образовании, трансформации связей между учеником, учителем и родителями и др.), консерватизм учителей, малоэффективные формы организации учебного процесса, предметоцентризм и.т.д.
Не менее трудны и внешние противоречия, складывающиеся между образованием и обществом или его отдельными структурами.
Наиболее заметными и проявляющимися в жизни являются такие внешние противоречия как:
- между потребностями школы в превращении ее в приоритетный институт и не соответствующий этой потребности социальной политики государственных органов;
- между необходимостью социальной защиты школы в условиях рыночной экономики и отсутствием реальных механизмов этого, как на федеральном, так и на региональном уровнях;
- между стремлением школы к финансовой и хозяйственной самостоятельности и жесткой, централизованной регламентацией ее деятельности;
- между пониманием социокультурной значимости профессии учителя и устойчивым падением престижа данной профессии. [8]
Перечисление противоречий можно продолжить. Важно, что, обе группы противоречий (внутренние и внешние) взаимосвязаны и активно влияют друг на друга. При этом внешние противоречия больше воздействуют на внутренние. Школа должна понимать, какие социообразовательные тенденции существуют в мире.
Проведение исследований, посвященных изучению процессов, происходящих в школьном образовании, представляется актуальным. Исследование способно отразить отношение учительства к тем изменениям, которые происходят в системе образования, выявить те основания, на которых возможно построение современной школы.
Цель исследования: охарактеризовать общую ситуацию отношения к образованию как социальному институту у учителей образовательных учреждений, преподавателей ВУЗов г.Перми.
Задачи:
1. Рассмотреть социально-демографические, профессиональные характеристики учителей.
2. Выявить отношение учителей к кардинальным изменениям в области образования.
3. Проанализировать оценку реального состояния современного образования.
4. Выявить принципы, основания для построения «новой школы».
Объект исследования: учителя образовательных учреждений г. Перми.
Предмет исследования: профессиональная деятельность учителей с точки зрения их отношения к образованию как социальному институту.
Гипотезы :
1. Профессиональное сообщество работников образовательных учреждений структурировано по группам в зависимости от их отношения к современному образованию.
2. Оценивая ситуацию в современном образовании, учителя считают, что будущие преобразования лежат больше в рамках материально-инструментальной деятельности.
3. Основания построения новой старшей школы связаны, прежде всего, с изменением ценностных ориентаций.
Метод исследования: анкетный опрос учителей школ г. Перми, проведение интервью с преподавателями ВУЗов, творческими работниками культуры.
Характеристика исследуемой совокупности.
В исследовании приняло участие 121 человек. По профессии все учителя, все женщины, все имеют высшее образование. По учебным предметным областям половина из них гуманитарии, а половина – математики.
Из них 80% занимают в школе административную должность – они заместители директора по учебно-методической работе. Их профессиональная деятельность связана, прежде всего, с реализацией стратегии развития школы, с организацией управленческой и педагогической деятельности. Непременным условием эффективности деятельности заместителя директора являются его знания (философские, социологические, культурологические, словом гуманитарные), формирующие его общую культуру. В нашем исследовании ценностные установки, общая культура учителя прямо связаны с его отношением к проблемам современного образования. Отношение к процессам, происходящим в образовании, есть показатель управленческой, педагогической культуры учителя, его личностной характеристики. Исследование выявило достаточный уровень общей культуры учителей.
По возрасту и педагогическому стажу респонденты разделились:
Возраст
Педагогический стаж
Такая возрастная и профессиональная структура в целом соответствует реальной ситуации в образовании, где основными работниками являются женщины с высшим образованием, в возрасте 40-60 лет, с педагогическим стажем работы 20-30 лет. Опрос показал, что учебный предмет, который ведет учитель, не влияет на взгляды на образование как социального института.
В опросе приняли участие учителя из разных общеобразовательных учреждений. 29% учителей представляют гимназии, лицеи, школы с углубленным изучение предметов. Исследование показало, что тип учебного заведения особе не влияет на взгляды учителей на образование. Единственно можно отметить, учителя из учебных заведений нового типа дали больше ответов на вопросы, касающиеся претензий и ожиданий, связанных со старшей школой.
Оценка реального состояния современного образования
При оценке реального состояния образования условно можно говорить о двух позициях:
1. Школа – один из самых традиционных институтов общества и несмотря на постоянные реформы образования (у каждого поколения – своя реформа), школа стоит, как скала, и не требует серьезных изменений.
2. Школа связана с принятием изменений в образовании, как необходимых в условиях модернизации российского образования и изменений культуры в целом.
Ясно, что вторую позицию выбирают абсолютное большинство опрашиваемых учителей. (93%) Другое дело, какова оценка этих изменений, что признается безоговорочно, а что подвергается сомнению или вообще не признается.
Согласны с тем, что в образовании произошли изменения, соответствующие запросам современного общества 55% респондентов. Большинство учителей не согласно (62%) с тем, что в современном образовании уже осуществлен переход от традиционной, стабильной системы образования к динамической, вариативной. Учителя понимают, что этот процесс, конечно, только начинается.
Мы указали на средний возраст, педагогический стаж участников опроса и видим, что становление их личностных и профессиональных качеств происходило в рамках традиционной школы. С другой стороны, профессия учителя требует постоянной работы над собой, осмысление нового, что объективно и неизбежно
Прошлая модель школы по сути своей массовая. Даже не коллективная, а именно массовая. Не случайно, даже у лучшего учителя, представителя недавней плеяды учителей-новаторов, В.Ф.Шаталова, был образ школы как банки с рассолом, а ученика – как огурца, что непременно просолится. В наследство нам досталась довольно высокого уровня начальная школа, замечательные специализированные языковые, физико-математические школы, которые не решали задачи изменения образования повсеместно, и массовая однотипная, авторитарная школа. Убрав из школы авторитарность, мы обрекли ее на гибель. На ее место приходит вариативная динамическая школа. Развитие традиционной школы, по сути, завершено.
Совершенно ясно, что тенденция индивидуализации образования это естественный процесс. С развитием цивилизации общество все больше индивидуализируется, повышается роль личности. Чем развитее страна, тем больше в ней ценится отдельный человек.
Современная школа характеризуется альтернативностью образовательных форм, которые выражаются в свободе выбора образовательного учреждения, содержания образования, способов обучения, качества разнообразных образовательных услуг за счет гибкости организационных структур и т.д., то есть большей дифференциации образовательных институций.
С другой стороны, сильны интегративные процессы, создание различных образовательных объединений, комплексов, округов, ассоциаций, сетей.
Современные учителя хотят, чтобы в образовании развивалась система вариативности. То, что она уже сложилась, с этим мнением 29 % учителей, а на то, что ее пока еще нет, указывает 62 % опрашиваемых.
Особо учителей волнуют вопросы отношений школы и государства, изменение места, статуса школы в жизни общества. Так школа еще в начале ХХ века включилась в процесс формировании «нового человека». И здесь мы имеем в виду не только большевиков, но и, например, символистов, первых рыцарей Серебряного века, которые явились, чтобы поразить чудище натурализма и выстроить великий хрустальный замок новой Вселенной. Как проходило формирование «нового человека», что было первично, что вторично? Как задумывалось в чертеже, и что оказалось в работе? Как строились процессы взаимоотношения школы с властью? Школа была, прежде всего, государственным институтом. Устами педагогов государство диктовало свой социальный заказ. Все имеет огромное значение.
Современное образование имеет сложные отношения с государством. Сегодня есть взгляд на образование как индивидуальное и общественное благо. Другая установка, которая превалирует, считает образование только частным благом, а главное услугой. Если услуга сравнивается с товаром, на образование смотрят с узко экономической точки зрения. Тогда как образование более сложная и тонкая субстанция, нежели чем просто услуга и товар. Здесь мы выходим на проблему платного и бесплатного образования. Сейчас мы видим, как постепенно увеличивается та часть образования, которую оплачивают родители. Учителя к этому относятся негативно, считая, что это не соответствует тому уровню жизни, который у нас достигнут.
С одной стороны, государство почти «отошло» от образовательной политики, оставив школу наедине со своими проблемами. Так считают большинство наших респондентов - 75 %. С другой стороны, мы не можем не признать, что сама школа (прежде всего учителя и родители) не готовы работать в новых условиях, когда провозглашены принципы вариативности, свободы творчества и др. Людей наделили ответственностью, но не дали ресурсов.
Понятно, что в стране, создающей рыночные отношения, школа не может развиваться в искусственных, инкубационных условиях только за счет государственного финансирования. Наверное, школа должна учиться жить в условиях конкуренции общеобразовательных учреждений, быть способной к инновациям, просчитывать и знать способы снижения инновационных рисков.
Однако даже реализация Национальной доктрины образования, на которую возлагают большие надежды, не будет иметь положительной динамики, если не будут поставлены следующие задачи – как получение качественного образования подрастающим поколением, так и создание условий повышения престижа профессии учителя. Это, прежде всего, дело государства.
Кардинальные изменения, необходимые в современном образовании
Какие же кардинальные изменения необходимы сегодня в образовании? При ответах на этот вопрос мы нашли подтверждение нашей гипотезы о том, что учителя будущие изменения связывают, прежде всего, с конкретными шагами в области материально- инструментальной деятельности:
- сначала надо решать экономические проблемы, а потом проблемы образования 83 %.
Нам представляется, что за этим суждением стоят две экономические проблемы – привлекательность бесплатного образования и отсутствие достойной оплаты труда учителя.
Среди опрашиваемых учителей 61% считает, что, прежде всего, необходимо создавать современную материальную базу образования (здание, оснащение).
Положительно относятся учителя так же к тому, что необходимо широкое внедрение педагогических технологий и повышение педагогической эффективности. За это высказалось 89%. С этим связаны серьезные изменения в содержании образовании, необходимость которых понимают учителя. Традиционная знаниевая парадигма образования, которая нацелена на освоение молодым поколением накопленных человечеством знаний о мире, как единственная сдает свои приоритетные позиции, занимая определенное место в ряду других позиций и других парадигм. В образовании на лицо ситуация полипарадигмальности.
Знания стали легко доступны, очень быстро нарастают в объеме, чрезвычайно быстро меняются. По этой причине, накопить какие либо знания на всю жизнь вперед невозможно. Кроме того, учитель перестал быть важным и единственным источником.
Итак, грядет революция в содержании образования и в способах передачи знаний. Содержание образования будет все дальше уходить от предметной структуры образования, все большее значение будут приобретать научение способам взаимодействия с миром, с мирами разных культур, с самим собой, с другими в этом мире. Как передать знания и образцы, научить «оспособить» человека к жизни? Вот задача, которая стоит перед современным учителем.
В последнее время большое значение придается внедрению в образование современных компьютерных технологий. Мнения по отношению к ним, среди наших учителей, разделились почти поровну. Согласны, что информационно-компьютерные технологии относятся к числу наиболее важных шагов в изменении образования, - 46% и не согласны с этим утверждением - 50%.
Не нашли у учителей отклик и такие «спорные» мнения, как необходимость создания новой структуры образования – самостоятельные начальная, средняя и старшая школы. С этим утверждением согласны всего 29 % учителей. Хотя нахождение старшей школы в рамках традиционно сложившейся российской городской системы образования как единого общеобразовательного учреждения «под одной крышей» сегодня ставится многими под сомнение. Аргументы приводятся самые разные. Существует и опыт, представляющий интерес западной модели обучения старшеклассников.
Действительно, перед нами три разные ступени обучения, три возрастные градации, их надо учить разным вещам и по-разному. Сторонники этой модели указывают на современные демографические проблемы, на необходимость обеспечения психофизической безопасности, предотвращение столкновений на одном пространстве принципиально различных возрастных структур, высококвалифицированное обеспечение доступной сети и др. Можно сделать предположение, что сегодня учителя еще не готовы к обсуждению данной проблемы.
Не согласны респонденты и с утверждением, что школа, в основном ориентируется на поступление в ВУЗ и не решает других проблем, которые ставит общество. (69%).
Однако, обеспечением единых требований (школа-ВУЗ, техникум, профессиональный лицей), взаимодействием этих формирований обеспокоено абсолютное большинство анкетируемых. (97%). Такое единодушие вызвано многими причинами. Это проявляется в несоответствии уровня знаний, предъявляемых школьниками на выпускных и вступительных экзаменах. 2/3 опрашиваемых называют нарушение преемственности образовательных программ среднего и высшего звена образования как одну из наиболее болезненных проблем.
Введение ЕГЭ решает многие накопившиеся проблемы (объективность оценки, возможность поступления в престижные вузы и т.д.), но нуждается в совершенствовании.
Какой быть старшей школе.
Обозначив рамки изменений образования, оценив реальное состояние образования, мы попытались определить те основания, на которых возможно построение современной школы.
Среди наиболее важных из девяти предложенных позиций учителя на первые три места поставили необходимость:
1. Развития ценностных ориентаций учащихся - 82%
2. Появления нового типа учителя - 70 %
3. Смены классно-урочной системы, как единственной, на разнообразные формы обучения - 61%
Вплотную к последнему суждению приближаются такие мнения:
- сформированность готовности учащихся старшей школы,
учителей и родителей принять новые условия и новые требования
в образовании - 60%;
- применение и поиск новых научных механизмов
передачи знаний - 50 %.
Последнее место в системе изменений современного образования занимает место мнение о широком развитии и использовании школьно-ориентированных информационных технологий – 31%.
Прокомментируем наше понимание представленного ранжированного ряда суждений. То, что, что значительное большинство учителей связывает, прежде всего, изменения в старшей школе с воспитанием ценностей, нравственности учащихся, выражает стремление учителей выйти на взвешенное соотношение между обучением и воспитанием на основе новых отношений с другими социальными институтами общества. Они видят школу в социокультурной системе, с четко обозначенными ценностными ориентирами.
Важно так же понимание учителями необходимости расширения пространства как учебной, так и социальной реализации учащихся. Переход от «знаниевого» к «оспособляющему» содержанию образования.
Мы не ожидали, что не получит широкой поддержки мнение о необходимости создания условий против агрессивного воздействия информационных технологий, рекламы СМИ (39%).
Обобщая ответы, на вопрос: каковы основные претензии к уровню подготовки выпускников школы, можно отметить, что учителей тревожат в выпускниках школ следующие черты:
- неготовность самостоятельно добывать знания, ставить задачу и добиваться результата, приспособленчество, поиски легких способов обучения;
- незрелость, инфантилизм, социальная недисциплинированность, завышенная самооценка;
- нежелание мыслить, неумение анализировать и рассуждать,
- не умеют пользоваться библиотечными каталогами, работать с литературой;
- не обладают элементарными навыками публичных выступлений;
- не умеют задавать вопросы;
- не умеют рационально распределять свое время.
Если говорить о болевых точках в образовании, учителей волнуют вопросы коммерциализации образования, излишняя ориентация на тестовые формы контроля, широкое введение ЕГЭ, падение престижа профессии учителя.
Среди ожиданий и предложений по старшей школе выделяются следующие направления деятельности:
- переход на обучение по индивидуальным образовательным программам;
- профильное обучение;
- отказ от ЕГЭ по гуманитарным предметам;
- повышение престижа, зарплаты учителя;
- снижение почасовой нагрузки в старших классах;
- широкое развитие проективной деятельности;
- усиление гуманитарной, культурологической направленности в образовании;
- замена оценок на другие формы контроля;
- увеличение доли самостоятельной работы в часовой нагрузке старшеклассников;
- пересмотр учебных программ, отказ от наукообразности, информативной перегруженности.
В целом мы отмечаем недостаточное количество ответов на открытые вопросы по старшей школе. Ответили только 11%,что говорит о необходимости развития рефлексивной культуры учителя.
Частью проектной работы в рамках программы исследования явилось проведение интервью с ведущими преподавателями пермских ВУЗов – докторами и кандидатами наук – философами и культурологами, физиками и математиками, специалистами по русскому и иностранным языкам, а также с известными творческими работниками культуры. В контексте проводившегося исследования, направленного на выявление претензий к школьному образованию и определение ожиданий по отношению к нему, были сформулированы следующие вопросы:
- испытываете ли Вы профессиональное удовлетворение при встрече в учебных ситуациях с выпускниками средних школ;
- какую главную позитивную/негативную черту в образовании молодых можете отметить;
- что из важного не сформировано у учащихся при обучении в школе;
- что считаете катастрофическим;
- что вызывает оптимизм;
- каковы особенности культуры молодых, учет которых мог бы сказаться на качестве обучения?
Форма целенаправленной беседы, интервью позволила получить целый спектр ответов на вопросы от шуточных до серьезных. Так, например, что «в ВУЗе уже давно учатся бабушки вместе или за своих внуков – студентов» и то, что «из образования ушла трудность, а за нею и нравственность».
На вопрос о профессиональном удовлетворении при встрече с новоиспеченными студентами прозвучали ответы в основном достаточно единодушно утверждавшие, что «встреча оставляет удручающее впечатление в целом, правда, единицы из выпускников школ, ставшие студентами, замечательно, а порой и блестяще образованы».
Как главная позитивная черта называлось – наличие желания получить высшее образование; как главная негативная – неумение управлять собственной учебной деятельностью.
Катастрофическим казалось, что усилия старшей школы не принесли результатов: знания разрознены, выявляются пробелы в знаниях, дефициты в умениях, не сформировано умение продуктивно использовать старые знания для получения новых.
Однако, как явление было замечено то, что впервые сложилась ситуация, когда представители старшего поколения, чтобы быть не просто современными, а профессиональными должны обучаться у молодых, например, владению компьютером, умению существовать в сети, работать на задачу.
Отмечалось, что молодые принадлежат к иной культуре, старшие – носители книжной культуры, молодые – представители визуальной культуры. Именно учет этих принадлежностей к разным культурам, учет визуальности обязательно сказался бы на качестве обучения. Молодежь отказывается от пересказа, зато с легкостью воспринимает визуально поданную, переформатированную информацию в таблицы, схемы, диаграммы.
От раздумий респонденты переходили к называнию конкретных претензий. Они фиксировали:
- отсутствие начитанности («созданная тысячелетиями литература оказывается для выпускников школ TERRA INCOGNITA, не о чем говорить!»);
- нет кругозора;
- отсутствует ассоциативное мышление, ничего не связывается;
- отсутствуют навыки обобщать, рассуждать, не включаются никакие анализаторы;
- при работе с текстом не умеют выделять, не идентифицируют пишущего, а так же того, на кого ссылаются, тем самым, приписывая себе авторское «я»;
- отсутствует культура цитирования;
- отсутствует порождение как устного, так и письменного высказывания (текста);
- речь необращенная;
- отсутствует умение вести информационный поиск.
Преподаватели точных наук говорят о склонности первокурсников к готовым решениям, о желании угадывать ответ вместо сомнения, размышления, сравнения, оценки и т.д.
Представители творческих профессий очень серьезно говорили о собственной ответственности: «Нельзя грозить пальчиком молодым, если взрослые не приобщили детей к музыке, театру, литературе». Они же отмечали важность наличия и проявления собственной привлекательности взрослых перед молодыми. Если ты сам не интересен другому, то уже никакой пьедестал взрослого не способствует конструктивному общению, истинному диалогу.
Среди ожиданий прозвучало то, что учитель должен стать человеком культуры, готовым думать по-новому, чтобы работать по-новому.
В оценках школе отводилась особая роль. Это единственный институт, через который проходит каждый человек, приобретая широкое образование, приходит к осознанию всего своего существа.
Педагогическое сообщество должно понимать степень серьезности задач, стоящих перед ним, и необходимость ответственности.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 235.