Все эти тонкости были изучены специалистами по развивающему обучению. Теперь педагогам как следующий шаг на пути к эффективной педагогике предлагается компетентностный подход, основанный на деятельностной технологии.
Под компетентностью понимается способность человека результативно действовать в нетипичных ситуациях. Интегративный характер такой способности предполагает, что одно умение может компенсироваться другим. Для решения одной и той же проблемы можно использовать совершенно разные средства и способы.
К пониманию компетенции необходимо подходить не только с позиции дефиниции понятия, а комплексно, например:
Компетенция
Основания компетенции можно представить в виде целого веера от ценностных ориентаций до самореализации:
В литературе встречается понятие «надкомпетентностные умения». Предполагается использовать иное – «основные компетентностные умения». Каковы они. Предполагаемые основные компетентностные умения вытекают из алгоритма деятельности субъекта.
Это есть:
Целеполагание | Планирование деятельности | Самостоятельность | Оценивание |
· С учетом внутренних ценностей позиций; · цель должна быть мотивирована. | · Сейчас планирует учитель; · необходимо обучать планированию своей деятельности учащегося. | · Поиск и использование всех необходимых ресурсов; · поиск решений и выбор решения. | · Необходимо обучать оцениванию; · приоритет самооценки. |
Такой подход к обучению изменяет позиции ученика и учителя, один становится в активную позицию собственной деятельности, другой становится в большей степени фасилитатором, то есть от прямого научения и управления учеником переходит к организации деятельности ученика и к его поддержке. Тогда должен измениться и урок, он становится главным в порождении «нового» и в получении приращения в многоаспектной деятельности и в собственных качествах и способностях у учащихся.
Переходя к организации учебной деятельности учащихся, отмечаем, что субъект - учащийся: оценивает ситуацию → определяет цель → осуществляет выбор решения → планирует деятельность → обеспечивает ресурсы → реализует план → оценивает результативность → рефлексирует в рамках единой деятельности.
Можно обратить внимание, на сколько точно смыкаются компетентностный подход и проектный метод обучения. Речь идет о соответствии алгоритма деятельности ученика при компетентностном подходе алгоритму построения проекта, проектной деятельности. Приводится таблица соотнесения этапов деятельности и учебных процедур.
Таблица 7
Дата: 2019-12-22, просмотров: 267.