Организация внутренне мотивированной учебной деятельности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

 

 


Все эти тонкости были изучены специалистами по развивающему обучению. Теперь педагогам как следующий шаг на пути к эффективной педагогике предлагается компетентностный подход, основанный на деятельностной технологии.

Под компетентностью понимается способность человека результативно действовать в нетипичных ситуациях. Интегративный характер такой способности предполагает, что одно умение может компенсироваться другим. Для решения одной и той же проблемы можно использовать совершенно разные средства и способы.

К пониманию компетенции необходимо подходить не только с позиции дефиниции понятия, а комплексно, например:


Компетенция

Где ? Применяется к ситуациям, когда возникает необходимость решать проблемы, минимизировав затраты своих ресурсов на «единицу» полученного результата Что ? Соорганизация своих и прочих ресурсов для постановки и достижения целей по преобразованию ситуации Как ? А) Проявляется ситуативно с использованием потенциала субъекта; Б) Используется инструментарий одновременного понимания ситуации и действия в ней. Критерий Критерий проявления компетенции – достижение субъектом положительного для себя результата. * У каждого, в каждой конкретной ситуации, используются иные ресурсы, а не иная компетенция

 

Основания компетенции можно представить в виде целого веера от ценностных ориентаций до самореализации:

В литературе встречается понятие «надкомпетентностные умения». Предполагается использовать иное – «основные компетентностные умения». Каковы они. Предполагаемые основные компетентностные умения вытекают из алгоритма деятельности субъекта.

Это есть:

Целеполагание Планирование деятельности Самостоятельность Оценивание
· С учетом внутренних ценностей позиций; · цель должна быть мотивирована.   · Сейчас планирует учитель; · необходимо обучать планированию своей деятельности учащегося. · Поиск и использование всех необходимых ресурсов; · поиск решений и выбор решения. · Необходимо обучать оцениванию; · приоритет самооценки.

Такой подход к обучению изменяет позиции ученика и учителя, один становится в активную позицию собственной деятельности, другой становится в большей степени фасилитатором, то есть от прямого научения и управления учеником переходит к организации деятельности ученика и к его поддержке. Тогда должен измениться и урок, он становится главным в порождении «нового» и в получении приращения в многоаспектной деятельности и в собственных качествах и способностях у учащихся.

Переходя к организации учебной деятельности учащихся, отмечаем, что субъект - учащийся: оценивает ситуацию → определяет цель → осуществляет выбор решения → планирует деятельность → обеспечивает ресурсы → реализует план → оценивает результативность → рефлексирует в рамках единой деятельности.

Можно обратить внимание, на сколько точно смыкаются компетентностный подход и проектный метод обучения. Речь идет о соответствии алгоритма деятельности ученика при компетентностном подходе алгоритму построения проекта, проектной деятельности. Приводится таблица соотнесения этапов деятельности и учебных процедур.   

                                                                           Таблица 7

Дата: 2019-12-22, просмотров: 233.