КУРСОВАЯ РАБОТА
Разработка системы стратегического планирования ГБУ «Редакция газеты «Новая жизнь»
Работу выполнил
студент гр.08-МНТ
Кухтина С.С.
Проверил
канд.экон.наук, доц.
Горностаева А.Н.
Брянск 2010
Введение
За последние годы в нашей стране произошли глубокие экономические преобразования: существенно изменились отношения собственности, а вместе с ними – цели деятельности организаций, механизмы их взаимодействия. На смену административно-командной системе управления пришли рыночные механизмы. В этих условиях существенно возросла роль управляющих структур – менеджмента. Эта деятельность постоянно совершенствуется в соответствии с объективными требованиями производства и реализации товаров, усложнением хозяйственных связей, повышением роли потребителей в формировании технико-экономических и других параметров продукции.
За все время развития менеджмента вплоть до сегодняшних дней не разработано единой теории науки управления, различные школы и направления менеджмента делали свой весомый вклад в развитие управленческой мысли, но единой концепции менеджмента до сих пор нет. Данная тема курсовой работы была выбрана для разработки стратегического, аналитического анализа, а также стратегического планирования, разработки и реализации функциональных стратегий на ГБУ «Редакция газеты «Нова жизнь».
Объект исследования работы – ГБУ «Редакция газеты «Новая жизнь» - одно из организаций, по предоставлению информации в Клетнянском районе.
Предмет исследовательской работы - управленческая деятельность ГБУ «Редакция газеты «Новая жизнь». Так как, именно управленческая деятельность является сутью и смыслом менеджмента.
Цель данной курсовой работы – проанализировать деятельность ГБУ «Редакция газеты «Новая жизнь», разработать стратегию его дальнейшего развития и реализовать ее на практике.
Задачами исследования являются: анализ потенциала предприятия, стратегический анализ внешней среды, анализ микросреды предприятия с использованием модели пяти сил Портера; анализ организационной структуры и диагностику организационных проблем; определение миссии и цели предприятия; анализ возможностей и угроз, сильных и слабых сторон предприятия в конкурентной среде; выработка общекорпоративной стратегии и функциональной стратегии предприятия; разработка организационной структуры, адекватной стратегии, целям и задачам, а также внешним и внутренним условиям.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. Анализ потенциала компании по основным функциональным направлениям её работы;
2. Анализ макросреды, в которой работает компания;
3. Анализ микросреды компании;
4. Разработка миссии компании;
5. Разработка целей компании по основным функциональным направлениям её работы.
При исследовании применялись следующие методы и приёмы:
1. Статистические методы;
2. Маркетинговые методы;
3. Методы анализа системы финансовых показателей;
4. Методика анализа макросреды (PEST-анализ);
5. Методика анализа микросреды по пяти конкурентным силам Портера;
6. Методика SWOT-анализа деятельности компании;
7. Методика построения древа целей;
8. Метод анализа бизнес - портфеля с помощью матриц БКГ и МакКензи;
9. Метод выбора конкурентной стратегии с помощью матрицы Портера;
Результатом исследования являются инновационные рекомендации по дальнейшему управлению организацией. Методологическая база – отчётность, статистика, труды учёных.
1. УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
КУРСОВАЯ РАБОТА
Разработка системы стратегического планирования ГБУ «Редакция газеты «Новая жизнь»
Работу выполнил
студент гр.08-МНТ
Кухтина С.С.
Проверил
канд.экон.наук, доц.
Горностаева А.Н.
Брянск 2010
Введение
За последние годы в нашей стране произошли глубокие экономические преобразования: существенно изменились отношения собственности, а вместе с ними – цели деятельности организаций, механизмы их взаимодействия. На смену административно-командной системе управления пришли рыночные механизмы. В этих условиях существенно возросла роль управляющих структур – менеджмента. Эта деятельность постоянно совершенствуется в соответствии с объективными требованиями производства и реализации товаров, усложнением хозяйственных связей, повышением роли потребителей в формировании технико-экономических и других параметров продукции.
За все время развития менеджмента вплоть до сегодняшних дней не разработано единой теории науки управления, различные школы и направления менеджмента делали свой весомый вклад в развитие управленческой мысли, но единой концепции менеджмента до сих пор нет. Данная тема курсовой работы была выбрана для разработки стратегического, аналитического анализа, а также стратегического планирования, разработки и реализации функциональных стратегий на ГБУ «Редакция газеты «Нова жизнь».
Объект исследования работы – ГБУ «Редакция газеты «Новая жизнь» - одно из организаций, по предоставлению информации в Клетнянском районе.
Предмет исследовательской работы - управленческая деятельность ГБУ «Редакция газеты «Новая жизнь». Так как, именно управленческая деятельность является сутью и смыслом менеджмента.
Цель данной курсовой работы – проанализировать деятельность ГБУ «Редакция газеты «Новая жизнь», разработать стратегию его дальнейшего развития и реализовать ее на практике.
Задачами исследования являются: анализ потенциала предприятия, стратегический анализ внешней среды, анализ микросреды предприятия с использованием модели пяти сил Портера; анализ организационной структуры и диагностику организационных проблем; определение миссии и цели предприятия; анализ возможностей и угроз, сильных и слабых сторон предприятия в конкурентной среде; выработка общекорпоративной стратегии и функциональной стратегии предприятия; разработка организационной структуры, адекватной стратегии, целям и задачам, а также внешним и внутренним условиям.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. Анализ потенциала компании по основным функциональным направлениям её работы;
2. Анализ макросреды, в которой работает компания;
3. Анализ микросреды компании;
4. Разработка миссии компании;
5. Разработка целей компании по основным функциональным направлениям её работы.
При исследовании применялись следующие методы и приёмы:
1. Статистические методы;
2. Маркетинговые методы;
3. Методы анализа системы финансовых показателей;
4. Методика анализа макросреды (PEST-анализ);
5. Методика анализа микросреды по пяти конкурентным силам Портера;
6. Методика SWOT-анализа деятельности компании;
7. Методика построения древа целей;
8. Метод анализа бизнес - портфеля с помощью матриц БКГ и МакКензи;
9. Метод выбора конкурентной стратегии с помощью матрицы Портера;
Результатом исследования являются инновационные рекомендации по дальнейшему управлению организацией. Методологическая база – отчётность, статистика, труды учёных.
1. УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Информация об организации и её бизнесе
ГБУ «Редакция газеты «Новая жизнь» находиться по адресу: 242820, Брянская область, г.Клетня, ул. Ленина, 92.
25 марта 1965 года создаётся районная газета «Новая жизнь» с тиражом три тысячи экземпляров.
Учредителями газеты стали Брянская областная Дума, Администрация Брянской области, коллектив редакции.
Государственное учреждение Редакция газеты «Новая жизнь» создано на основании Гражданского кодекса РФ, Закона РФ «О средствах массовой информации», Закона Брянской области «О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздательства в Брянской области».
Редакция газеты «Новая жизнь» зарегистрирована Средне-русским межрегиональным территориальным управлением 23 апреля 2003 года.
Тематика газеты – освещение общественно – политической,социально – экономической и культурной жизни. Основными целями ГБУ «Редакция газеты «Новая жизнь» является производство и выпуск газеты, подготовка и передача (трансляция) программ звукового радиовещания, для распространения актуальной, объективной, полной информации об общественной жизни города и района, другой интересующей информации (см. Приложение 1).
Редакция является бюджетной организацией, работает по сметам расхода и дохода по бюджету и по предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. Поступление денежных средств происходит от ОПС «Клетня» за подписку газет, в кассу денежные средства поступают от частников, организаций, предприятий и предпринимателей за объявления, рекламу и другие платные материалы. Ассигнования поступают на счёт в Отделение по Клетнянскому району УФК по Брянской области из областного бюджета через Комитет по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций.
Редакция занимается предоставлением платных услуг, таких как:
· изготовление и размещение рекламы;
· подготовка и передача (трансляция) программ звукового радиовещания;
· размещение объявлений, поздравлений, соболезнований;
· размещение официальной информации;
· размещение иной информации.
Предоставление этих услуг направлено на совершенствование информирования населения, а также на привлечение дополнительных финансовых ресурсов для материально-технического развития Редакции и материального поощрения работников Редакции.
Государственное бюджетное учреждение «Редакция газеты «Новая жизнь» возглавляет руководитель, главный редактор. Главный редактор в пределах своей компетенции издает приказы и дает указания, заключает от имени редакции договоры, соглашения и обеспечивает их выполнения, принимает окончательные решение в отношениях производства и выпуска каждого номера и газеты, несет ответственность за выполнение требований предъявляемых к деятельности редакции законодательными актами.
Основные технико-экономические и финансово-экономические показатели предприятия в динамике за три года представлены в таблицах 1 и 2.
Таблица 1
Основные показатели развития 2008- 2010 года1
№ | Показатели | 2008 | 2009 | 2009/2008 | 2010 | 2010/2009 |
1. | Объём оказанных услуг (тыс. руб.) | 907 | 1146 | 1,52 | 1430 | 1,24 |
2. | Среднесписочная численность работающего персонала, (чел.) | 13 | 13 | 1 | 9 | 0,69 |
3. | Средний должностной оклад, (руб.) | 4200 | 5728 | 1,36 | 7292,74 | 1,27 |
Таблица 2
Финансово-экономическое состояние ГБУ «Редакция газеты «Новая жизнь»1
№ п/п | Показатели | Единицы измерен. | 2008 г. | 2009г. | 2009/2008 | 2010 г. | 2010/2009 | |
1 | Чистая прибыль | тыс. руб. | 15 | 0 | 0 | 0 | 0 | |
2 | Выручка | тыс. руб. | 907 | 1146 | 1,26 | 1404 | 1,23 |
1.2. Анализ потенциала предприятия
Издательская деятельность. Основными видами деятельности ГБУ «Редакция газеты «Новая жизнь» является издание газет.
Государственное бюджетное учреждение «Редакция газеты «Новая жизнь» занимается предоставлением перечня платных услуг:
· изготовление и размещение рекламы;
· подготовка и передача (трансляция) программ звукового радиовещания;
· размещение объявлений, поздравлений, соболезнований;
· размещение официальной информации;
· размещение иной информации.
Предоставление платных услуг направлено на совершенствование информирования населения, а также привлечения дополнительных финансовых ресурсов для материально-технического развития Редакции и материального поощрения работников Редакции. Редакция имеет право на оказание платных услуг при наличии прейскуранта платных услуг.
Для предоставления услуг по размещению информации в печатном издании Редакции необходимо осуществить следующий процесс.
· провести как самостоятельные, так и совместные исследования социальных, экономических, нравственных и иных проблем, интересующих читателей печатного издания и оказывающих влияние на повышение уровня культуры и нравственности человека;
· осуществить сбор, подготовку и редактирование информационных и иных материалов для их последующей публикации.
Одной из наиболее востребованных услуг является: изготовление и размещение рекламы в печатных СМИ. Роль услуги очень велика, ведь большую часть информации люди получают именно со страниц печатных изданий, а также было выяснено, что больше всего читатели доверяют рекламе именно в печатных СМИ (более 42%)[1].
Данная услуга в отличие от аналогичной услуги в других видах СМИ имеет ряд преимуществ:
· низкая стоимость (особенно в газетах и рекламных приложениях);
· избирательность целевой аудитории потребителей с учетом их интересов и демографических характеристик (особенно специализированных изданий);
· высокую степень доверия напечатанной информации;
· значительную аудиторию «вторичных читателей»;
· у читателя рекламных объявлений в газете больше времени на осмысление содержания объявления, чем в случае рекламы по радио или телевизору;
· подготовка макета для рекламы в прессе является несложным и менее трудоемким процессом, чем подготовка для других СМИ;
· реклама в прессе — хорошее средство для размещения косвенной или скрытой рекламы.
При процессе изготовления рекламы необходимо следовать специфическим требованиям, предъявляемым к печатной рекламе. Существуют две категории рекламного текста: выделенный и основной текст. Выделенный текст включает в себя все элементы, которые читатель замечает при первом взгляде на рекламу. Эти элементы — заголовки, подзаголовки, заключительные фразы — обычно набираются крупным шрифтом, чтобы привлечь внимание и остановить беглый просмотр читателем газеты или журнала, при этом заголовок является самым важным элементом выделенного текста (исследователями было подсчитано, что только 20 % прочитавших заголовок читают сам текст рекламы)[2].
При размещении рекламы используется процесс многоцветной печати или размещение в черно-белом варианте, при этом черно-белая печать является более экономной. При размещении рекламы некоторые издания — особенно торговые и технические — строят свои макеты таким образом, чтобы рекламные объявления всегда оказывались рядом с какими-то редакционными материалами. Аналогичным образом поступают и газеты, рекламные объявления в которых нередко примыкают к редакционным колонкам или располагаются недалеко от них.
Реклама в печатных СМИ продолжает оставаться мощнейшим средством распространения информации. Аналитики считают размещение рекламы в прессе вторым после телевидения по востребованности среди рекламодателей. Размещение рекламы в прессе, имеет не только высокую отдачу и эффективность, но и большие перспективы.
Маркетинговое направление является наиболее слабым из всех, так как руководство не уделяет достаточно внимания маркетинговой деятельности. На предприятии нет данного подразделения, эти функции разделены между плановым отделом и отделом сбыта, а вследствие чего и отсутствие чёткой маркетинговой концепции.
Для осуществления успешной коммерческой деятельности в рыночных условиях Редакции «Новая жизнь» необходимо провести сегментацию рынка. Рынок состоит из потребителей, а потребители отличаются друг от друга по самым разным параметрам. Разным может быть все - потребности, географическое положение, ресурсы. И любой из этих переменных можно воспользоваться в качестве основы для сегментирования рынка.
Целью сегментирования является выделение одной или нескольких целевых групп потребителей, под которых "затачивается" весь комплекс маркетинговых мероприятий.
Сегментация потребителей по группам услуг:
1. По размещению рекламы
Регион
· Частные лица
· Юридические лица, оказывающие услуги
· Юридические лица, продающие товары
Область
· Юридические лица, оказывающие услуги
· Юридические лица, продающие товары
2. По размещению объявлений, поздравлений, соболезнований
· Частные лица
· Предприятия
· Организации
3. По размещению официальной информации
· Органы власти
4. По подготовке и передачи (трансляции) программ звукового радиовещания
· Органы власти
· Организации
Проанализировав выделенные сегменты можно выделить целевой сегмент, на который следует обратить внимание Редакции «Новая жизнь», это областные и особенно региональные потребители услуги по размещению рекламы (12 сегментов). При этом данный сегмент будет являться целевым для редакции «Новая жизнь» потому, что услуга по размещению рекламы является наиболее востребованной среди спроса потребителей на услуги печатных изданий.
Определим наличие у компании стратегий по маркетинговым направлениям:
1. Услуга. Основные услуги газеты – это осуществление информационных услуг, оказание рекламных услуг. У компании есть возможности для расширения ассортимента предоставляемых услуг: размещение рекламы на Интернет-сайте газеты, привлечение рекламодателей за счёт качества услуги, переход газеты на цветную печать. Также организации необходимо добиться того, чтобы в сознании целевой аудитории газета ассоциировалась с положительными сторонами организации в целом и достоверности предоставляемых ею услуг.
2. Тариф. Тарифы Редакции являются одними из самых низких среди расценок на публикацию объявлений и рекламы, на рынке Брянской области. Редакция является государственным учреждением, поэтому организация не строит свою стратегию маркетинга на ценовой конкуренции.
3. Реализация. У компании уже имеются постоянные подписчики. Но предприятию необходимо расширять круг рекламодателей и подписчиков. Этому могут способствовать проводимые мероприятия по повышению квалификации и мотивации персонала.
4. Продвижение. Политика продвижения своих услуг имеет для любой организации первоочередное значение. Компании рекомендуется с высокой частотой проводить исследования контактов с подписчиками. Это позволит изучить источники информации, которым отдают предпочтение клиенты, установить эффективность проводимых мероприятий продвижения и быстро внести коррективы. Для того, чтобы сформировать правильное и заинтересованное отношение к станции такого количества людей, которое бы обеспечило реализацию необходимого объема газеты.
5. Пиар. От существующих и потенциальных клиентов, с которыми работает или планирует работать организация, напрямую зависит её успех. Поэтому отношениям с целевой аудиторией потребителей должно уделяться повышенное внимание.
Анализ сильных и слабых сторон маркетинговой деятельности предприятия представлен в таблице 3.
Таблица 3
Сильные и слабые стороны маркетинговой деятельности компании
Сильные стороны | Слабые стороны |
1. Прочно сформировавшийся в сознании клиентов положительный образ газеты | 1. Отсутствие отдела маркетинга и чёткой маркетинговой концепции |
2. Наличие постоянных подписчиков | 2. Недостаточное внимание маркетингу со стороны руководства |
3. Отсутствие регулярных маркетинговых исследований |
Рассмотрим кадровую деятельность. ГБУ «Редакция газеты «Новая жизнь» как организация с небольшой численностью работников не имеет кадровой службы. Общая численность работающих составляет 9 человек.
Каждый работник имеет свой разряд и должностной оклад. Половина работников имеет высшее образование. Большая часть служащих около 40 лет, по половой принадлежности количество мужчин равно количеству женщин.
Важнейшим условием эффективного труда является отбор работников с точки зрения профессиональной подготовки, личностных качеств, ценностных установок.
При рассмотрении вопроса о продвижении работника по служебной
лестнице учитывается не только его опыт, достигнутые результаты и мнение вышестоящих руководителей, но и самооценка самим работником возможности профессионально-квалификационного роста.
Совершенствование квалификации работников может происходить как по вертикали, так и по горизонтали, т.е. предоставляется возможность выполнять обязанности коллег одинакового уровня в данном и смежном подразделении, нижестоящих работников, определенной части функций непосредственного руководителя.
Руководящий персонал формируется по принципу команды, предполагающий совместимость, взаимную нацеленность на групповую работу. Такой подход порождает инициативу, создает благоприятную организационную и психологическую среду, усиливает сплоченность малых групп, развивает взаимопомощь и повышает производительность работы.
Таблица 4
Должностной оклад (2010 год)
Должность | Месячный фонд оплаты труда, руб. |
Главный редактор | 11310,65 |
Главный бухгалтер | 9293,83 |
Заместитель главного редактора - заведующий отделом общественно-политических, молодежных и социальных проблем | 8593,29 |
Заведующий отделом верстки и дизайна газет - ответственный секретарь | 8053,29 |
Заведующий отделом писем, новостей, радиоинформаций, экономических и аграрных проблем | 6246,15 |
Обозреватель-корректор | 6132,15 |
Обозреватель | 5952,7 |
Оператор электронного набора -кассир | 4743,06 |
Водитель | 5309,33 |
Всего | 65634,66 |
Что касается текучести кадров, то численность коллектива сократилась с 15 человек (в 1991г.) до 9 (в 2010г.).
Так, в 2009 г. коэффициент текучести кадров составил:
Персонал фирмы имеет недостаточный уровень теоретического образования. Несмотря на это у персонала есть необходимый практический опыт работы.
Персонал ГБУ «Редакция газеты «Новая жизнь» - это слаженно работающая команда, готовая к труду для достижения целей организации.
На организации хорошо развита мотивация сотрудников к труду благодаря системе поощрений, надбавок и премий. Проводятся конкурсы, победители которых также получают денежные ценные призы.
В таблице 5 представлены сильные и слабые стороны кадровой деятельности компании.
Таблица 5
Сильные и слабые стороны кадровой деятельности компании
Сильные стороны | Слабые стороны |
1. Наличие системы повышения квалификации сотрудников | 1. Небольшой опыт ведущих работников |
2. Наличие чёткой системы мотивации персонала и её эффективность |
Рассмотрим финансовые аспекты предприятия. Редакция является бюджетным учреждением, а следовательно, основным источником средств целевое бюджетное финансирование в рамках выделенных лимитов. Доля собственных финансовых средств от оказания платных услуг не велика, поэтому проводить комплексный анализ данного функционального направления не целесообразно. На основе форм бухгалтерской отчётности №1 и №2, представленных в приложении 3 – 5, был сделан комплексный анализ по деятельности, приносящей доход (таблица 6, 7 и 8).
Таблица 6
Финансовые показатели по приносящей доход деятельности на 1 января 2009 года
Название | Формула | Расчет | Результат | Вывод |
Прибыль | Д-Р | 1145965 - 1032478 | 113 487 | Положительный результат предприятия |
Производственная рентабельность основной деятельности | П/Р | 113 487/1145965 | 0,099 | Организация точно покрывает свои затраты |
Индекс доходности | Д/Р | 1145965/1032478 | 1,11 | Показывает, сколько денежных единиц выручки принесла каждая денежная единица, вложенная в себестоимость. |
Капиталоотдача | Д/ВБ | 1145965/397911,56 | 2,88 | Показывает сколько единиц выручки заработала каждая единица, вложенная в общий капитал предприятия. |
Коэффициент затратности | Р/Д | 1032478/1145965 | 0,9 | Затраты организации не значительны |
Таблица 7
Финансовые показатели по приносящей доход деятельности на 1 января 2010
Название | Формула | Расчет | Результат | Вывод |
Прибыль | Д-Р | 1142284,88 - 1040500 | 101784,8 | Предприятие находится в достатке |
Производственная рентабельность основной деятельности | П/Р | 101784,8/1040500 | 0,098 | Организация покрывает свои расходы |
Индекс доходности | Д/Р | 1142284,88/1040500 | 1,098 | Показывает, сколько денежных единиц выручки принесла каждая денежная единица, вложенная в себестоимость. |
Капиталоотдача | Д/ВБ | 1142284,88/288814,29 | 3,96 | Показывает сколько единиц выручки заработала каждая единица, вложенная в общий капитал предприятия. |
Коэффициент затратности | Р/Д | 1040500/1142284,88 | 0,91 | Затраты организации не значительны |
Таблица 8
Финансовые показатели по приносящей доход деятельности на 1 января 2011 года
Название | Формула | Расчет | Результат | Вывод |
Прибыль | Д-Р | 1403791,97-1402096,04 | 1 695,9 | Организация осталась в плюсе в 2010 году |
Производственная рентабельность основной деятельности | П/Р | 1 695,9/1404096,04 | 0,0012 | Организация покрыла свои расходы |
Индекс доходности | Д/Р | 1403791,97/1402096,04 | 1,0012 | Показывает, сколько денежных единиц выручки принесла каждая денежная единица, вложенная в себестоимость. |
Капиталоотдача | Д/ВБ | 1403791,97/239783,28 | 5,85 | Показывает сколько единиц выручки заработала каждая единица, вложенная в общий капитал предприятия. |
Коэффициент затратности | Р/Д | 1402096,04/1403791,97 | 0,99 | В этом году затраты организации не превысили свой лимит |
Таким образом, организация на протяжении трех лет находится в нормальном положении и старается во время кризиса держать себя на плаву, в 2010 году организация превысила расходы на 304 000 рублей по сравнению с 2009 годом. Так же в 2010 году увеличился коэффициент затратности на 9%. Так как в 2010 году организация закупила определенный ряд оборудования, начала создавать свой Интернет – сайт, увеличило долю подписчиков, то и прибыль предприятия составила отрицательную отметку. Основные показатели рентабельности имеет тенденцию к росту, что говорит об эффективной работе предприятия. В общем, все показатели показывают то, что расходы организации уменьшаются, а доходы возрастают. Так же прибыль предприятия растёт из года в год (табл. 9).
Таблица 9
Прибыль организации
Прибыль, руб. | 2008 год | 2009 год | 2010 год |
0 | 1 017 848 | 1 432 000 |
В таблице 10 представлены сильные и слабые стороны финансовой деятельности компании.
Таблица 10
Сильные и слабые стороны финансовой деятельности компании
Сильные стороны | Слабые стороны |
1. Увеличение прибыли и уменьшение расходов | 1. Финансовая неустойчивость |
2 Баланс компании является абсолютно гармоничным | 2. Низкая заработная плата |
3.Положительная прибыль |
Рассмотрим управленческую деятельность. Учредителем Государственного учреждения «Редакция газеты «Новая жизнь» является комитет по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций брянской области. Учредителями газеты «Новая жизнь» являются органы государственной власти Брянской области: Брянская областная Дума, администрация Брянской области в лице управления печати и информации, государственное учреждение - редакция газеты «Новая жизнь». А также к органам управления относится главный редактор государственного учреждения «Редакция газеты «Новая жизнь».
Управление редакцией осуществляется на основе законодательства РФ.
Государственное учреждение «Редакция газеты «Новая жизнь» возглавляет руководитель, главный редактор. Руководителя назначает «Управление» по согласованию с «Думой» с учетом мнения коллектива «Редакции». «Управление» заключает с главным редактором трудовой контракт сроком до 5 лет. Расторжение трудового контракта производится в соответствии с КЗоТ РФ (см.Приложение 1).
В обязанности главного редактора входят следующие критерии:
· представляет редакцию в отношениях с «Управлением», «Думой», издателем, распространителями, гражданами, организациями, а также в суде;
· в пределах своей компетенции издает приказы и дает указания;
· принимает решения по вопросам производства, структуры «Редакции»;
· распоряжается закрепленным на правах оперативного управления имуществом, денежными средствами согласно утвержденной «Учредителем» смете расходов;
· заключает от имени редакции договоры, соглашения и обеспечивает их выполнение, открывает банковские и другие счета;
· утверждает структуру, штаты редакции, проводит работу по подбору, расстановке и подготовке кадров;
· назначает, освобождает, поощряет, налагает взыскания в установленном порядке на всех работников редакции;
· принимает окончательное решение в отношении производства и выпуска каждого номера газеты;
· отвечает за соответствие действительности публикуемых материалов;
· несет ответственность за выполнение требований предъявленных к деятельности «Редакции» законодательными актами РФ.
При создании организационной структуры организации была использована линейно – функциональная структура представлена на рисунке 1.
Рис.1 Организационная структура ГБУ «Редакция газеты «Новая жизнь»
Для достижения и улучшения эффективности системы, необходимо постоянно адаптироваться к окружающей среде. Для этого организация должна меняться в соответствии с возникающими условиями, поэтому была выбрана наиболее оптимальная структура. Рассмотрим, почему не были выбраны другие организационный формы. Рассмотрим механистические организационные формы.
Линейная структура не подходит, т.к. это одна из простых форм, которая имеет следующие недостатки: генеральный директор будет слишком загружен, данная структура не может перестраиваться под факторы внешней и внутренней среды.
Функциональная структура не подходит, т.к. данная структура не адаптивная, а также присутствует низкий уровень ответственности у подчиненных.
Линейно-штабная и штабная структуры также не подходят, т.к. происходит недостаточно четкое распределение ответственности, чрезмерная централизация управления. Однако данные структуры могут служить хорошим переходом от линейной структуры к более эффективной.
Рассмотрим смешанную структуру. Дивизиональная структура не подходит, т.к. эта структура хорошо применима для больших организаций. Рассмотрим органические организационные формы. Матричная структура не подходит, т.к. эта структура также должна содержать большое количество сотрудников и иметь несколько подразделений.
Проектная структура, не подходит, т.к. тут тоже нужно большое количество сотрудников, потому что у каждого подчиненного должно быть два руководителя, т.е. присутствует двойственность управления, во многом схожа с матричной структурой.
Для определения типа организации следует проанализировать организационную структуру компании на трёх уровнях:
1. «Организация – внешняя среда»: «Редакция» имеет механистическую структуру. Вся организация построена по иерархическому принципу: нижестоящие работники находятся в подчинении вышестоящих. Цели и задачи имеют чёткие границы. Механическая структура организации позволяет более четко контролировать своих работников. Количественный анализ предприятия на уровне внешней среды представлен в таблицах (11,12).
Таблица 11
Анализ предприятия на уровне внешней среды
Параметры | Шкала от 1 до 5 | Оценка в орг-и | |
Механический тип | Органический тип | ||
1. Специализация | Узкая | Широкая | 2 |
2. Регламентирование работы | Работа по правилам | Мало правил и процедур | 3 |
3. Четкость прав и ответственности | Чёткие права и ответственность | Амбициозная ответственность | 4 |
4. Ясность в уровнях иерархии | Чётко выделенные уровни иерархии | Уровни иерархии размыты | 3 |
5. Система вознаграждения | Объективная | Субъективная | 3 |
6. Критерии отбора кадров | Объективные | Субъективные | 3 |
7. Служебное отношение | Формальные | Неформальные | 3 |
8. Мотивация потребностей | Низшего уровня | Высшего уровня | 2 |
9. Отношение к власти | Признаётся данная власть | Авторитет власти завоёвывается | 3 |
Средняя оценка = 26/9 = 2,8
По данному показателю можно сделать вывод о том, что организация на среднем уровне взаимодействует с внешней средой. В организации высокий уровень чётких прав и ответственности. Авторитет власти завоёвывается.
«Организация – человек»: Организация является корпоративной, в этой системе взаимодействия газеты является взаимодействие всех членов организации: в деятельности членов организации сочетается конкуренция и кооперация. Интересы компании согласуются большинством её работников, но при этом присутствует принцип меньшинства. Объединение людей идет через их разделение по социальному и профессиональному критерию. Организация отвечает за работников, что позволяет ей быть свободной по отношению к человеку. В условиях крайне нестабильной внешней среды огромную роль играет стабильность внутренней, зависящая от взаимоотношений компании с каждым из её сотрудников.
Количественный анализ предприятия с точки зрения взаимодействия «Организация-человек» представлен в таблице 12.
Таблица 12
Анализ предприятия с точки зрения взаимодействия
«организация – человек»
Параметры | Шкала от 1 до 5 | Оценка в орг-и | |
Корпоративная орг-я | Индивидуалистская орг-я | ||
1. Характер объединения людей | Объединение людей по соц. и проф. критериям | Свободное объединение людей | 3 |
2. Приоритет интересов | Интересы производства определяют интересы человека | Интересы производства определяются интересами человека | 3 |
3. Принятие решений | Принцип большинства или старшинства | Принцип меньшинства или право вето | 3 |
4. Согласование интересов, разрешение споров и конфликтов | Интересы согласовываются лидерами | Интересы согласовываются всеми членами орг-и | 4 |
5. Характер тактического управления | Монополия на информацию | Сочетание конкуренции и кооперации в деятельности орг-и | 3 |
Средняя оценка = 16/5 = 3,2
В организации интересы согласовываются с лидерами, принятие решений происходит по принципу старшинства. Интересы производства определяют интересы человека.
«Подразделение – подразделение»: в данном аспекте структура компании ближе к линейно-функциональной структуре: каждое производственное или управленческое подразделение возглавляет руководитель, сосредоточивающий в своих руках все функции управления и полномочия по принятию решений. При линейной структуре управления четко выражен принцип единоначалия, существует высокая степень централизации в управлении, полномочия функциональных специалистов незначительны и носят рекомендательный характер.
В целом существующая организационная структура «Редакции» соответствует необходимым требованиям. Но следует отметить, что для повышения эффективности функционирования компании можно было бы создать отдел, отвечающий за маркетинг, или ввести должность этого специалиста в штат.
Главным в данной организации является Главный редактор.
Редактору непосредственно подчиняются следующие руководители среднего звена управления - главный бухгалтер, заместитель главного редактора, обозреватели.
Каждый специалист занимается своими обязанностями в своей сфере.
В свою очередь в их распоряжении для выполнения установленных перед их подразделениями задач имеется необходимое количество подчиненных. Также следует отметить, что главным недостатком организации является отсутствие отдела маркетинга и маркетинговых исследований. Рынок рекламных услуг, на котором работает предприятия, динамичен и сложен, быстро развивается, что даёт возможность расширению деятельности предприятии.
Анализ управленческой составляющей деятельности компании приведён в таблице 13.
Таблица 13
Сильные и слабые стороны управленческой деятельности компании
Сильные стороны | Слабые стороны |
1. Значительный опыт руководителей в управлении компанией | 1. Отсутствие отдела маркетинга и маркетологов, неэффективность маркетинговой деятельности |
2. Применение линейно-функциональной организационной структуры |
На основе исследований можно провести SNW – анализ. Методика состоит в том, что каждой области компетентности фирмы присваивается определенное значение баллов в соответствии с тем, к какой категории она относится: S – сильный = 2, N – нейтрально = 1, W – слабый = 0.
Таблица 14
SNW – анализ
Области компетентности фирмы | S | N | W |
Стратегия организации по бизнесу | * | ||
Организационная структура предприятия | * | ||
Финансовое положение ü Текущее состояние баланса ü Финансы как уровень бухучета ü Финансы как доступные инвестиционные ресурсы ü Кредитная политика | |||
* | |||
* | |||
* | |||
* | |||
Бизнес с точки зрения конкурентоспособности | * | ||
Структура затрат (уровень себестоимости в целом) по бизнесу | * | ||
Дистрибьюция | * | ||
Информационные технологии | * | ||
Инновация как способность к производству новых продуктов | * | ||
Способность к лидерству | * | ||
Уровень оказания услуги | * | ||
Качество материальной базы | * | ||
Квалификация менеджеров | * | ||
Квалификация основных рабочих | * | ||
Уровень маркетинга | * | ||
Количество персонала в целом | * | ||
Репутация на рынке | * | ||
Репутация как работодателя | * |
Подсчитаем показатель интегральной оценки, исходя из того, что максимальное количество баллов составляет 40 организация набрала 15.
I= сумма баллов/количество показателей = 15/40 = 0,375.
Это не очень хороший показатель деятельности предприятия.
На основе вышеуказанных данных можно сделать вывод о том, что организация занимает среднее положение. Основной задачей является поддержание данного уровня и стремление повысить его, поскольку в настоящее время, возникает угроза со стороны конкурентов.
Финансовое положение организации – на среднем уровне. На протяжении трёх лет организация не терпит убытки, доходы её составляют больше расходов.
Кадровая составляющая деятельности организации характеризуется эффективностью мер мотивации персонала, а также работники имеют высокий опыт, что должно положительно сказываться на организации. В целом организационная структура «Редакции» занимает среднее положение, предъявляемых к организациям, которые занимаются освещением общественно – политической, социально – экономической и культурной жизни.
2. СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ
Выбор стратегии – долговременного направления развития предприятия, логически начинается с внешнего анализа, анализа факторов, которые находятся вне сферы постоянного контроля руководства предприятия и которые могут повлиять на его стратегию. Основное предназначение внешнего анализа – определить и понять возможности и угрозы, которые могут возникнуть для предприятия в настоящем и будущем, а также определить стратегические альтернативы.
Для успешного функционирования и развития компании её руководство не может игнорировать изменения внешней среды организации, оказывающие на неё прямое или опосредованное воздействие. В своевременном предсказании и соответствующей реакции на положительные и отрицательные изменения окружающей среды компании лежит один из ключей к её успеху.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 291.