Общая характеристика основных подходов к процессу развития личности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой
Подход к развитию личности, авторы Понимание процесса РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ (РЛ)
Зарубежные подходы:
1. Психоаналитический подход (З.Фрейд, Э. Эриксон) РЛ - развитие психосексуальной сферы РЛ - как адаптация биологической природы человека к жизни в обществе, выработка у него защитных механизмов и согласованных со «Сверх – Я» способов удовлетворения потребностей.  З.Фрейд выделяет стадии развития личности: оральная(0-1г), анальная (1-3), фаллическая (3-5,6), латентная (5,6-12), генитальная (12-18)
2. Поведенческий подход (бихевиристические теории)  (Джон Уотсон 1878-1958, Э. Торндайк, У. Джеймс, Скиннер)   РЛ – формирование адекватных поведенческих реакций, способов межличностного взаимодействия,  которые позволяют человеку адаптироваться в среде  Þ Развитие ребенка – чисто количественный процесс научения, т.е. постепенного накопления навыков (одинаково на всех этапах онтогенеза). РЛ – расширение репертуара поведения, который достигается путем научения. (Человек учится «вести себя» всю жизнь через метод проб и ошибок, наблюдение, классический).                           S - R Основная психическая характеристика личности - поступок или серия поступков. Существенное влияние имеет поддержка или осуждение поступков другими людьми. Устойчивость человека как личности определяется не его внимание характеристиками, а частотой, постоянством возникновения, стимульных ситуаций, одинаковостью подкрепления частотой повторения в прошлом собственных социальных действий. S – R - P
3. Когнитивный подход (Жан Пиаже (1896-1980 гг.), Лоуренс Кольберг)   РЛ - это развитие интеллектуальной (когнитивной) сферы (оно влияет на развитие сфер личности). Интеллектуальное развитие ребенка рассматривается как процесс адаптации к внешней среде, которая происходит через уравновешивание процессов ассимиляции и аккомодации. Т.е. человек «понимающий, анализирующий» значительно лучше сможет адаптироваться в обществе. Стадии когнитивного развития (по Ж.Пиаже): 1) сенсомоторная стадия (0-18 мес.) 2) дооперациональная (18 мес-7 лет) 3) стадия конкретных операций (7-12 лет) 4) стадия формальных операций (после 12 лет)
4. Гуманистический подход (А. Маслоу 1908-1970, К. Роджерс 1902-1987)   А. Маслоу разработал пирамиду потребностей 1) физиологические потребности; 2) потребность в безопасности и защите; 3) потребности в причастности, любви; 4) потребности в уважении; 5) потребность в самоактуализации.   Гуманистическая психология – отрасль психологии, в которой человек рассматривается как высшее духовное существо, ставящее перед собой цель самосовершенствования и стремящееся к ее достижению. Основоположники - Г. Олпорт, Маслоу А., К. Роджерс. РЛ - Процесс становления «Я».   РЛ (А. Маслоу) - личностный рост, самоактуализация, саморазвитие. Человек постоянно развивается, и стремиться достичь максимально полной реализации своих способностей, самоутверждения. Причем – истинно человеческая потребность в творчестве и самоактуализации возникают лишь после удовлетворения потребности биологического и социального характера. Личность – уникальная Þ уникален мир каждого" человек свободен выбирать сам какую жизнь ему вести. Осознаваемые стремления и мотивы составляют суть человеческой личности отказ от самоактуализации может приводить к неврозам. РЛ (Роджерс) - стремление «Я - реального» человека к «Я- идеальному», самопознание. Личность – уравновешивается тем, что чем больше согласия между «я реальным» и его чувствами, мыслями и поведением и это позволяет ему приблизиться к своему «идеальному я».
Отечественные подходы:  
5. Культурно-исторический (Л.С. Выготский - 1896-1934, Ананьев Б. Г.)  Культурно-историческая теория развития высших психических функций (ВПФ)– теория, объясняющая процесс формирования и развития ВПФ человека на основе культурных и общественно-исторических условий существования людей. Разработана в 20-30 гг. Выготским.  ВПФ - преобразованные под влиянием жизни в обществе, обучения и воспитания психические процессы человека. РЛ – это присвоение им социально-исторического опыта в ходе организованной взрослыми деятельности и общения (при этом выделяет два основных принципа в подходе к развитию ребенка – историзма и развития в деятельности.) а так же развитие ВПФ. В культурно-исторической концепции Выготского подчеркивается, что психическое развитие ребенка есть, прежде всего, культурное развитие. Носителем этой культуры для ребенка являются взрослые. Стать человеком ребенок может только вместе с взрослыми, в процессе совместной жизнедеятельности с ними. Всякая функция в культурном развитии ребенка первоначально возникает в процессе взаимодействия с взрослыми (социальный план). И существует не в индивидуальном сознании ребенка, а между ребенком и взрослым, в пространстве их взаимоотношений, поэтому она имеет интерпсихическую форму. Впоследствии она переходит во внутренний мир ребенка (интериоризируется), то есть становится его индивидуальным достоянием, приобретает интрапсихическую форму (психологический план). Сначала функция в социальном плане, а затем – в психологическом. ВЫДЕЛЯЕТ ЭТАПЫ РЛ   Ананьев Бор. Герасимович (1907-1972) РЛ - как процесс социализации индивида осуществляется в определенных социальных условиях семьи, региона, в определенных социально - экономических, национальных традициях народа.
6. Деятельностный (Леонтьев АН. 1903-1979,  Эльконин Д.Б 1904-1984, Петровский А.В.,  Рубинштейн Серг. Леонидович)   Теория деятельности - психологическая теория, рассматривающая психические процессы человека как виды внутренней деятельности, происходящей из внешней и имеющей структуру, аналогичную внешней деятельности (разработана Леонтьевым А.Н.)   (Леонтьев А.Н., Эльконин Д.Б.)- РЛ происходит в процессе включения в различные виды деятельности. Особое значение имеет ведущая деятельность, т.е. та, в связи с которой происходят главнейшие изменения в психике ребенка и развиваются психические процессы, подготавливающие переход ребенка к новой, высшей ступени его развития. РЛ – развитие мотивационно-потребностной и познавательной сферы (операциональной). РЛ (Петровский А.В.)- вхождение в жизнь общества ребенка как социального существа, через прохождение трех фаз: 1)адаптация; 2) индивидуализация; 3) интеграция (обеспечивает успех совместных д-ий). Совместная деятельность является основным условием развития личности.
Обобщенные подходы  
7. Системный подход   Предполагает изучение всех сторон развития ребенка, а так же помогает понять их взаимосвязь и взаимообусловленность. РЛ - развитие всех сторон психики во взаимосвязи. Система - совокупность частей (подсистем) и их взаимосвязей, взаимовлияний и взаимодействий. Каждый человек представляет целостную систему, состоящую из подсистем (эмоциональная, социальная умственная подсистемы). Основное требование СС подхода - рассматривать ребенка как целостное существо в самых разных его отношениях к окружающему миру: к семье, к обществу, к школе (9).
8. Интегральный подход Согласно этому подходу наша психическая активность имеет несколько измерений, размерностей, аспектов, уровней, инстанций и т.п. Эти составляющие могут быть рядоположенны, образовывать иерархии и - или относиться к качественно различным субстанциям. Ряд из них носит фрактальный, ориентированный (векторный), целенаправленный характер, стремиться к некоторой предельности (9).

Дата: 2019-12-22, просмотров: 255.