ЗАКОНОМЕРНОСТИ психического развития
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Закономерности - объективно существующие, повторяющиеся,устойчивые, существенные связи между явлениями, отдельными сторонами (процесса развития). Закономерности могут обуславливаться социальными условиями, особенностями деятельности и общения индивида.

Закономерности психического развития (по Л.С. Выготскому):

 

1) неравномерность развития; 1.1) сензитивность развития; 1.2) смена стабильных и кризисных стадии развития; 1.3) различные психические функции находятся на разных уровнях своего развития     2) стадиальность психического развития: 2.1) центральные возрастные новообразования; 2.2) социальная психология развития (ССР); 2.3) ведущий вид деятельности (ВВД); г);   3) цикличность развития; 4) сочетание процессов эволюции и инволюции в развитии ребенка;  5) целостность развития.  

! Краткая характеристика закономерностей психического развития:

1. Неравномерность - отражает опережающее развитие одних психических явлений и отставание в развитии других (с 0-1 года интенсивно развивается восприятие, речь медленнее, 10-15 – коммуникативная сфера). Развитию присущ колебательный характер, т.е. каждая функция, имеет свои стадии подъема, стабилизации и спада. Характерен разный уровень развития психических процессов, свойств, качеств на стадиях развития.

Неравномерность выражается в трех основных аспектах.

1.1) ПО ЛСВ и Натану Семеновичу Лейтесу, в онтогенезе существуют сензитивные периоды развития психических процессов, свойств и качеств личности. Сензитивные периоды - это периоды наиболее благоприятные для развития какой-либо стороны психики, когда обостряется ее чувствительность к внешним воздействиям особенно к обучению и воспитанию (2-3 года - развитие речи).

1.2) Онтогенез представляет собой смену критических и литических возрастных (стабильных и кризисных стадии развития).

В стабильный период развитие происходит плавно, без резких сдвигов и перемен в личности ребенка, за счет микроскопических изменений личности ребенка. (7-10- младший школьный возраст).

Возрастные кризисы (от греч. сrisis – поворотный пункт) - особые, относительно непродолжительные по времени периоды онтогенеза, характеризующиеся резкими психологическими изменениями. Понятие «кризис» ввел Блонский П.П., затем описывал и содержательно раскрывал Выготский Л.С., 1930 гг.

Особенности кризиса (размытость границ, возникновение трудно диагностировать, кульминация в середине кризиса, трудновоспитуемость, конфликтность с окр. и самим собой - (кризис 1 года, 3х лет, 13 лет, 17лет и др.)

Стабильный период – характеризуется гармонией между средой и отношением ребенка к ней, критический – дисгармонией противоречием.

КРИЗИСЫ – это вехи на пути взросления.

___________________________

ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫХ СТУДЕНТОВ

1. Кризисы длятся недолго - несколько месяцев (при неблагоприятном стечении обстоятельств растягиваясь до года или 2хлет). Кризис начинает и завершается незаметно, его границы размыты, неотчетливы. Обострение (кульминация) наступает в середине периода. Фазы - предкритическая - критич-постритическая.  Наблюдаются индивидуальные различия протекания кризисов.

 2. Выготский Л.С. придавал огромное значение кризисам. Ребенок не переживший по-настоящему кризис, не будет полноценно развиваться дальше.

3. Кризисы возникают на стыке двух возрастов и знаменуют переход, характеризуются отмиранием старого. Основной смысл переходного периода состоит в позитивных изменениях личности. Т.е. в рамках стабильного периода вызревают психические новообразования, которые актуализируются в кризисе. Источником его возникновения выступает противоречие между возрастающими возможностями ребенка и ранее сложившимися формами его взаимоотношений с окружающими людьми и видами деятельности. Такое противоречие является основной движущей силой развития ребенка.

- Как узнать, что начался возрастной кризис? Надо сравнивать ребенка с самим собой, а не со сверстниками, обычные методы воспитания не действуют. Общими черты возрастных кризисов: дети становятся непослушными, капризными, раздражительными, вступают в острые конфликты с окружающими (особенно) родителями и воспитателями); возникает отрицательное отношение к раннее выполнявшимся требованиям, доходящее до упрямства, негативизма, у школьников снижается успеваемость, интерес к учебным занятиям, но в то время человек испытывает тяжелые переживания (увеличивается количество обращений к психологам).

Что делать?

 Гибкая смена воспитательных воздействий, учет происходящих с ребенком перемен могут значительно смягчить протекание кризисов возрастного развития: спокойнее следует относиться к внутренним конфликтам взрослых; помочь ребенку в расширении его возможностей, в овладении средствами, необходимыми для удовлетворения новых потребностей, и освоения новых сфер жизни (т.е. если же новая потребность подавляется внешними социальными требованиями, то кризис у него обостряется); в переходные периоды родителям и учителям особенно нужны терпение, тактичность и знание возрастных особенностей, жесткое давление на ребенка, переживающего кризис, не приносит ожидаемых результатов. 

 

1.3)Третий аспект неравномерности - различные психические функции находятся на разных уровнях своего развития. (в мшв – сознание недифференцированно, вс – доминирущий ППП, вот тесно связано с эмоциями. Остальные фф находятся на периферии сознания. Период доминирования функции – это период ее наиболее интенсивного развития.

 

2.СТАДИАЛЬНОСТЬ психического развития - последовательный переход от одной ступени развития к другой (предполагает четкую последовательность этапов, циклов, стадий развития (0-1г.-младенчество; 1-3г-раннее детство; 3-7 дошкольный возраст и т.д.)

Каждая стадия имеет непреходящее значение для развития в целом, каждая стация имеет внутренний потенциал развития, обращенный в будущее и подготавливающий переход на следующую стадию : чем более полноценно и гармонично развиваются ранние формы психики, тем более богатым будет последующее развитие.

!ХАРАКТЕРИСТИКИ СТАДИАЛЬНОСТИ:

2.1 возрастные новообразования - обобщенный результат психического развития в соответствующий возрастной период, который становиться исходным для формирования психических процессов и личности ребенка следующего возраста (пример, юность – новообразования - проф. самоопределение, мировоззрение); новообразования формируются в стабильный и критический период, но в стабильный период они фиксируются на всю жизнь, а в критический как быстро возникли так быстро и исчезают;

2.2 социальная ситуация развития (ССР) - система принятых в обществе отношений, в которые включен ребенок, эта система определяет отношение ребенка к себе и окружающему. ССР меняется в самом начале возрастного периода (пример. младенчество 0-1г. ССР - «Единство-МЫ» - полная слитность матери и ребенка);

2.3 ведущий вид деятельности (ВВД) -  вид деятельности, под влиянием которой происходят кардинальные главнейшие изменения в психике ребенка, подготавливающие его переход к новой, высшей ступени развития. В ней формируются центральные новообразования (юность 16-25лет – ВВД - учебно-профессиональная деятельность); Признаки ВВД: внутри ее возникают другие виды деятельности; перестраиваются частные психические процессы; дает новый тип знаний, новые способы их получения и включает в новый тип отношений с социальной средой.

 

3.Цикличность развития - смена периодов интенсивного развития периодами замедления, характерная как для отдельных психических функций, так и для развития ребенка в целом (возраст как - цикл развития со своим особым темпом и содержанием).

 

4. Сочетание процессов эволюции и инволюции - то что, развивалось на предыдущем этапе, отмирает и преобразуется. (процессы «обратного развития», вплетены в ход эволюции). (пример инволюции, ребенок, научившись говорить перестает лепетать; у подростка исчезают интересы младшего школьника).

Эволюция – переход к высшим ступеням развития.

Инволюция – остановка, отмирание, преобразование в развитии

Если инволюционные процессы запаздывают, наблюдается инфантилизм – дети переходя в новый возраст, сохраняют старые детские черты.

5.Целостность – взаимосвязь всех психических функций, развивающихся в структуре формирующейся личности.

 

Таким образом, развитие психики рассматривается как закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях.

Психическое развитие имеет свои закономерности, линии, показатели, тенденции и осуществляется под воздействием комплекса факторов. Педагогу важно учитывать данные характеристики для создания оптимальных условий развития учащихся и профессионального саморазвития.

 

Дата: 2019-12-22, просмотров: 446.