Взрослые являются посредниками между ребенком и идеальными формами культуры → процесс этого посредничества в широком смысле – обучение, по Эльконину – обучение – «процесс взаимодействия ребенка с идеальной формой, опосредованный взрослым. В этом определении охвачено главное → обучение – это не формирование навыков и не передача информации, а взаимодействие ребенка с культурным смыслом и значением, которые существуют в идеальной форме».
Движение истории, психических развитий невозможно без активной передачи новым поколениям достижений человеческой культуры, эта передача только через посредничество живых людей уже впитывающих дух культуры и способных раскрыть для ребенка.
Развитие – совокупность количественных и качественных изменений в организме и психике человека (количественные изменения чаще всего переходят в качественные).
Развитие психики (Выготский Л.С., Ананьев Б.Г.) - есть сложное инволюционно-эволюционное поступательное движение, в ходе которого происходят прогрессивные и регрессивные интеллектуальные, личностные, поведенческие, деятельностные изменения в самом человеке.
Линии психического развития (по Выготскому Л.С.)
1) Интеллектуальное развитие (становление интеллекта и механизмов познания)
2) Деятельностное Р. (становление целей, мотивов и развитие их соотношения, освоение способов и средств Д.)
3) Личностное развитие (развитие направленности, ЦО, самосознания, самооценки, взаимодействия с соц. средой и т.д.)
Существуют три точки зрения на решение данной проблемы.
Обучение и есть развитие.
Э. Торндайк: «обучение и психическое развитие - тождественные процессы». Каждый шаг обучения считался и шагом развития (человека) ученика. При этом Торндайк не видел разницы между обучением человека и обучением животного, отрицал роль сознания в обучении.
Эти взгляды разделяли У. Джеймс, Дж. Уотсон, Н. Коффка, хотя природу обучения они понимали по-разному. Они полагали, что любое обучение является развивающим, так как: «… обучение детей каким-либо грамматическим знаниям уже приводит к развитию у них ценных умственных действий (привычек)». Эта точка зрения очень удобна для практиков, поскольку она оправдывает любые действия педагогов, методистов и др. Любое обучение носит развивающий характер.
Данный подход реализуется в бихевиоризме, где обучение и развитие практически отождествляются, так как развитие ребенка сводится к приобретению и накоплению навыков, а обучение и есть процесс приобретения навыков, эти процессы идут параллельно.
2. Обучение и воспитание должно следовать за развитием (или развитие ведет за собой обучение, воспитание)
Жан Пиаже, Инельдер считали, что: «…развитие совершается само собой (спонтанно) и в соответствии со своей внутренней логикой, а обучение и воспитание должно следовать за развитием». Процесс психического развития протекает по своим внутренним законам и внешние воздействия не могут значительно изменять его течение. Развитие – созревание структур психики, следствие внутреннего спонтанного самоизменения.
Спонтанность развития по Ж. Пиаже в том, что существуют строго определенные стадии развития интеллекта. Например, для возраста 7-10 лет характерен уровень конкретных операций.
По мнению Ж. Пиаже, мышление ребенка с необходимостью проходит через все известные фазы и стадии независимо от процесса обучения, обучение обусловлено уровнем развития человека. Обучение должно опираться на имеющийся уровень развития интеллекта, поэтому обучение м.б. эффективным только тогда, когда оно следует за развитием, несколько отставая от него. Обучение обусловлено уровнем развития человека. Обучение это внешнее условие созревания и развития.
«Развитие создает возможности - обучение их реализует», «обучение плетется в хвосте развития» (В. Штерн).
Этой точки зрения придерживались А. Геззел, З. Фрейд и др. – детей можно и нужно учить тому, что он «может понять», к чему у них созрели определенные познавательные способности.
=> Естественно, эта точка зрения не признает идеи развивающего обучения
3. Обучение и воспитание играют ведущую роль в психическом развитии ребенка.
Подвергнув критике, первые две точки зрения, Л.С. Выготский утверждал, что развитие совершается в неразрывной внутренней связи с обучением в ходе его поступательного движения. Обучение не должно приспосабливаться к развитию и «плестись у него в хвосте». Сотрудничество ребенка и взрослого – центральное звено в педагогическом процессе, т.к. умственное развитие ребенка осуществляется путем формирования у него высших психических формирований с помощью и при участии взрослого, т.е. в ходе культурного развития ребенка. Обучение (по Л.С.Выготскому) – источник развития ребенка, под его влиянием происходит перестройка всех его психических функций. В этой связи он относил начало обучения к более раннему возрасту. «Обучение начинается не только в школьном, но и в дошкольном возрасте». Понятие «психическое развитие» по Выготскому см. в предыдущих лекциях. При решении проблемы о соотношении обучения и развития, ведущую роль отводит обучению. Процесс развития ребенка не совпадает с процессом обучения, а идет вслед за ним.
Развивая этот тезис, ученый выделил 2 уровня умственного развития ребенка:
1. УРОВЕНЬ АКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ. Это те наличные особенности психических функций ребенка, которые сложились на сегодняшний день. Это то, чего ребенок уже достиг к моменту обучения, когда ребенок может самостоятельно выполнить задание, без помощи взрослого ( результат завершенных циклов развития).
2. ЗОНА БЛИЖАЙШЕГО РАЗВИТИЯ. Это то, что ребенок может сделать в условиях сотрудничества со взрослым, под его непосредственным руководством, с его небольшой помощью, (но не путем прямого подражания), то есть это разница между тем, что ребенок может сделать сам и что - при помощи взрослого. (Эта зона находится в процессе становления)
Учитель может видеть завтрашний день развития ребенка, его ближайшие возможности (ЗБР): то, что вчера делал ребенок с помощью взрослого, завтра он сможет выполнять сам.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 396.