4.3.1. Периодизация психического развития (автор - ЛЕВ СЕМЕНОВИЧ ВЫГОТСКИЙ) (1896-1934), основоположник культурно-исторического подхода
Кризис новорожденности | (0-2мес.) |
Младенческий возраст | (2 мес. – 1 год) |
Кризис одного года | |
Раннее детство | (1-3 года) |
Кризис 3 лет | |
Дошкольный возраст | (3-7 лет) |
Кризис 7 лет | |
Школьный возраст | (8-12 лет) |
Кризис 13 лет | |
Пубертатный возраст | (14-18 лет) |
Кризис 17 лет |
В основу периодизации детского развития, разработанной Л.С. ВЫГОТСКИМ, легло представление о динамике возраста и критериях психического развития:
1) социальная ситуация развития;
2) центральные возрастные новообразования.
Продолжительность этапов, их содержание определяется требованиями общества к детству, то есть конкретно-исторической ситуацией развития ребенка.
4.3.2. Периодизация психического развития (автор- ДАНИИЛ БОРИСОВИЧ ЭЛЬКОНИН, деятельностный подход) (1904-1984) - выделил шесть периодов детского развития. Каждому из них соответствует свой ведущий тип деятельности:
Критерии периодизации:
1) ведущий вид деятельности;
2) социальная ситуация развития;
3) центральные возрастные новообразования.
Возраст | Ведущий вид деятельности |
Младенческий возраст (0-1 год) | Непосредственно-эмоциональное общение |
Раннее детство (1-3 года) | Предметно-манипулятивная деятельность |
Дошкольное детство (3-7 лет) | Сюжетно-ролевая игра |
Младший школьный возраст (7-10 лет) | Учебная деятельность |
Младшее подростничество (10-15 лет) | Интимно-личностное общение |
Старшее подростничество (15-17 лет) | Учебно-профессиональная деятельность |
Даниил Борисович ЭЛЬКОНИН развивал представления Л.С. Выготского о детском развитии. Д.Б. ЭЛЬКОНИН рассматривал ребенка как целостную личность, активно познающую МИР- МИР ПРЕДМЕТОВ и МИР ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ, включая его при этом в две системы отношений: « ребенок-вещь» и «ребенок-взрослый»:
Система отношений Основания для сравнения. | «ребенок-вещь» МИР ПРЕДМЕТОВ | «ребенок-взрослый» МИР ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ | ||||||
Содержание | Общественно выработанные способы действия с предметным миром | Индивидуальные качества, нормы отношений. | ||||||
Другое название | «Ребенок - общественный предмет» | «Ребенок - общественный взрослый» | ||||||
Сферы | Формируется интеллектуально-познавательная (операционально-техническая) | Формируется мотивационно-потребностная сфера | ||||||
На каждом этапе одна сфера получает преимущественное развитие см. выше схему) | ||||||||
Ведущий вид деятельности. |
Предметная деятельность
Учебная деятельность Учебно-профессиональная деятельность | Непосредственно-эмоциональное общение Ролевая игра Интимно-личностное общение | ||||||
Тип деятельности | 1 | 2 | ||||||
Закономерное чередование |
Дата: 2019-12-22, просмотров: 291.