Периодизации на основе нескольких существенных критериев
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

4.3.1. Периодизация психического развития (автор - ЛЕВ СЕМЕНОВИЧ ВЫГОТСКИЙ) (1896-1934), основоположник культурно-исторического подхода

 

Кризис новорожденности (0-2мес.)
Младенческий возраст (2 мес. – 1 год)
Кризис одного года  
Раннее детство (1-3 года)
Кризис 3 лет  
Дошкольный возраст (3-7 лет)
Кризис 7 лет  
Школьный возраст (8-12 лет)
Кризис 13 лет  
Пубертатный возраст (14-18 лет)
Кризис 17 лет  

В основу периодизации детского развития, разработанной Л.С. ВЫГОТСКИМ, легло представление о динамике возраста и критериях психического развития:

1) социальная ситуация развития;

2) центральные возрастные новообразования.

 

Продолжительность этапов, их содержание определяется требованиями общества к детству, то есть конкретно-исторической ситуацией развития ребенка.

4.3.2. Периодизация психического развития (автор- ДАНИИЛ БОРИСОВИЧ ЭЛЬКОНИН, деятельностный подход) (1904-1984) - выделил шесть периодов детского развития. Каждому из них соответствует свой ведущий тип деятельности:

Критерии периодизации:

1) ведущий вид деятельности;

2) социальная ситуация развития;

3)  центральные возрастные новообразования.

Возраст Ведущий вид деятельности
Младенческий возраст (0-1 год) Непосредственно-эмоциональное общение
Раннее детство (1-3 года) Предметно-манипулятивная деятельность
Дошкольное детство (3-7 лет) Сюжетно-ролевая игра
Младший школьный возраст (7-10 лет) Учебная деятельность
Младшее подростничество (10-15 лет) Интимно-личностное общение
 Старшее подростничество (15-17 лет) Учебно-профессиональная деятельность

Даниил Борисович ЭЛЬКОНИН развивал представления Л.С. Выготского о детском развитии. Д.Б. ЭЛЬКОНИН рассматривал ребенка как целостную личность, активно познающую МИР- МИР ПРЕДМЕТОВ и МИР ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ, включая его при этом в две системы отношений: « ребенок-вещь» и «ребенок-взрослый»:

Система отношений Основания для сравнения. «ребенок-вещь» МИР ПРЕДМЕТОВ «ребенок-взрослый» МИР ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ
Содержание Общественно выработанные способы действия с предметным миром Индивидуальные качества, нормы отношений.
Другое название «Ребенок - общественный предмет» «Ребенок - общественный взрослый»
Сферы Формируется интеллектуально-познавательная (операционально-техническая) Формируется мотивационно-потребностная сфера

На каждом этапе одна сфера получает преимущественное развитие см. выше схему)

Ведущий вид деятельности. Предметная деятельность  
 


Учебная деятельность

 


Учебно-профессиональная деятельность

Непосредственно-эмоциональное общение   Ролевая игра   Интимно-личностное общение
Тип деятельности 1 2
 

Закономерное чередование



Дата: 2019-12-22, просмотров: 256.