Методы исследования в возрастной психологии
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Цель методов исследования в возрастной психологии – сбор фактов, выяснение тенденций, динамики психического развития, которое разворачивается во времени.

Методы исследования, которыми пользуются специалисты в области возрастной психологии заимствованы из общей, дифференциальной и социальной психологии, данные методы адаптируются к задачам возрастной психологии (Немов Р.С.).  

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ

 

Описательные (основаны на самонаблюдении и самопроекции)

                     
 
опрос: -интервью -анкетирование -беседа (только с 4 х лет)
биографический метод (изучение психологии человека в контек-сте его описания через историческое описание его биографии)
 
метод идентифи-кации (основан на способно-сти человека представи-ть себя на месте другого)
   
метод интроспекции (анализ человеком собствен-ных психических состояний, на основе самонаблюдения, самоанализа)
 
метод самоотчета (словесный или письменный на основе самонаблюдения, описание себя в относительной целостности психических проявлений

 

 


                                                                  

 

!! Сравнительные методы исследования: - близнецовый метод (исследует роль наследственности, среды и воспитания в психическом развитии личности) - сравнение нормы и паталогии - кросс-культурный метод (выявление особенностей психического развития в разных культурах) - метод срезов (поперечных и продольных) - сравнительно-генетический метод (способ изучения психических закономерностей посредством сравнения отдельных фаз психического развития индивидов)
                                 

 

 

 

Современные исследования по возрастной психологии проводятся с использованием целого комплекса исследовательских методов, к каждому методу предъявляются специальные требования.

Таким образом, возрастная психология является наукой и самостоятельной отраслью психологических знаний, так как имеет свой предмет, задачи, методы, проблемы изучения, основные категории и понятия, историю становления. Будущему педагогу необходимо изучать возрастную психологию, так как это поможет ему построить образовательный процесс на научной основе, повысить его эффективность.




Тема 1.2. ФАКТОРЫ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

 

Развитие определяется сложными

отношениями внешних и внутренних

условий развития

 

Л.С. Выготский

 

Мы не говорим педагогам – поступайте

 так или иначе; но говорим им: изучайте

законы тех психических явлений, которыми

вы хотите управлять и поступайте

сообразно эти законам и теми обстоятельствами,

 в которых вы их хотите приложить.

 

К.Д. Ушинский

План

1. Понятие «развитие», «психическое развитие» (параметры, линии, тенденции, движущие силы).

2. Факторы, определяющие психическое развитие, их соотношение.

3. Законы и закономерности психического развития (по Л.С. Выготскому)

4. Механизмы психического развития.

¨ Вопросы для размышления и самоконтроля

- Что подразумевают, когда говорят, что развитие человека – «рукотворный процесс»?

- Почему детей «Маугли», нельзя считать полноценными членами общества?

- Как вы понимаете, высказывание: «… надо учитывать все факторы, влияющие на психическое развитие, при организации образовательного процесса»?

- Как можно учитывать закономерности психического развития при обучении и воспитании детей и саморазвитии?

- Как определить начало возрастного кризиса?

Рефлексивные задания

1. Приведите аргументы, подтверждающие влияние всех факторов на свое психическое развитие. Какой фактор оказывает большее влияние на Ваше психическое развитие сегодня?

2. Приведите примеры (из своих наблюдений или литературы) пяти любых закономерностей психического развития.

 

1. Понятие «развитие», «психическое развитие», параметры (общие характеристики, линии).

Для оптимизации психического развития, при организации образовательного процесса, необходимо учитывать все факторы, линии и законы психического развития.

Понятие развитие в истории психологической мысли понималось по-разному:

1) Биологизаторское направление (С. Холл, З. Фрейд, Ж. Пиаже):

Развитие – постепенное количественное развертывание и созревание биологических структур. Главный фактор - наследственность.

2) Социологизаторское направление (Дж. Уотсон, Торндайк)

Развитие - приобретение человеком социального опыта. Главный фактор-среда.

3) Конвергентное направление (Л.С. Выготский, Эльконин Д.Б., современная отеч. психология) Объединяет все предыдущие направления.

По мнению В.И. Слободчикова, категория «развитие» в современном звучании объемлет 3 смысла:

1. Развитие как объективный факт, естественно осуществляющийся процесс изменений объективной реальности, в том числе человека.

2. Развитие как объяснительный принцип. На основе его могут объясняться происходящие события.

3. Развитие – как цель и ценность европейской культуры. «Развиваться – это хорошо».

Важно различать понятие «развитие» и близкие к нему понятия «изменение», «функционирование», «созревание», «формирование», «становление» (Б.Б. Айсмонтас).

 

 


!Развитие – совокупность количественных и качественных изменений в организме и психике человека (количественные изменения чаще всего переходят в качественные).

Функционирование – это пребывание в активном состоянии одного и того же уровня (типа). (Развитие же предполагает возникновение принципиально новых образований, переход на новый уровень функционирования.)

Созревание – изменение индивида или отдельных его функций и процессов (организма, нервной системы), происходящие под влиянием внутренних, врожденных причин.

Формирование – целенаправленное воздействие на индивида с целью создания условий для возникновения у него новых психологических образований, качеств («развитие по сущности социума»).

Становление – приобретение новых признаков и форм в процессе развития

Изменение – наиболее общая форма бытия всех объектов и явлений, представляющая всякое движение и взаимодействие, переход от одного состояния в другое

Саморазвитие - это процесс, создания индивидом самого себя в процессе активного воздействия на внешний и свой внутренний мир с целью их преобразования, через самопознание, самопобуждение, самопрограммирование, самореализацию (Н.Р. Битянова, В.Г.Маралов).

         
 
Виды развития человека Б.Б. Айсмонтас
 


______________________________________________________________________

ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫХ СТУДЕНТОВ

Выделяют типы развития:

1)  преформированный тип развития – предполагает изначальную заданность и тех стадий, которые пройдет организм на пути своего развития, и того конечного результата, к которому стремиться развитие (пример, эмбриональное развитие);

2)  непреформированный тип развития – тип, развития который не определен заранее

Однако – в этом уникальность онтогенеза – задан внешний образец.

__________________________________________________________________

 

Развитие психики человека можно рассматривать в двух основных аспектах:

РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ ЧЕЛОВЕКА



ФИЛОГЕНЕЗ ПСИХИКИ ОНТОГЕНЕЗ ПСИХИКИ
ОТ начального этапа появления сознания у первобытных людей ДО его современного уровня ОТ рождения ребенка ДО конца жизни человека

!Развитие психики(Выготский Л.С., Ананьев Б.Г.) - есть сложное инволюционно-эволюционное поступательное движение, в ходе которого происходят прогрессивные и регрессивные интеллектуальные, личностные, поведенческие, деятельностные изменения в самом человеке.

Развитие психики - это количественные накопления и коренные качественные, изменения психических, функций процессов, состояний, свойств, опыта личности под воздействием природных качеств индивида, общественно-исторических условий жизни.

- Сравните эти два определения понятия и сделайте вывод.

Линии психического развития (по Выготскому Л.С.):

1) Интеллектуальное развитие (становление интеллекта и механизмов познания)

2) Деятельностное развитие (становление целей, мотивов и развитие их соотношения, освоение способов и средств Д.)

3) Личностное развитие (развитие направленности, ценностных ориентаций, самосознания, самооценки, взаимодействия с соц. средой и т.д.)

!Показатели психического развития:

 

 


!Движущие силы психического развития - это борьба внутренних противоречий между отживающими формами психики и новыми порождающимися.

Внешние противоречия, даже конфликтные ситуации, не становятся двигателем развития. Только, интериоризируясь , вызывая в самом индивиде противоположные тенденции, они становятся источником его активности, направленной на разрешение внутренних противоречий путем выработки новых способов поведения (внешние противоречия → внутренние противоречия). Они присутствуют на каждом возрастном этапе. Противоречия разрешаются посредством деятельности приводящей к образованию новых свойств и качеств личности. Каждая стадия заканчивается разрешением противоречий. (Пример противоречия: между новыми требованиями деятельности и несформированными умениями др.).

Основные тенденции (или направления) психического развития:

1. Движение от непроизвольности, импульсивности к произвольности
2. «Интеллектуализация» познавательных процессов их интеграция
3. Становление и стабилизации аналитико-синтетической функции
4. Переход от наглядно-действенной, наглядно-образной формы отражения к отвлеченной абстрактно логической форме (к теоретическому мышлению)
5. Постепенный переход от внешней регуляции к саморегуляции

2. Факторы психического развития (Выготский Л.С., Волков Б.С.)

Фактор(от лат. Factor – делающий, производящий) – причина, движущая сила каких-либо изменений, явления.

Факторы развития – система факторов (причин, движущих сил), определяющих психическое и личностное развитие ребенка.

!Факторы психического развития:

1. Воспитание и обучение (как специально организованные способы передачи общественно-исторического опыта);

2. Активность ребенка (социальная, психологическая и физическая);

3. Среда (природная и социальная среда) (средовой фактор);

4. Наследственность и врожденность (биологический фактор). 

 

 


Очень важен вопрос о соотношении биологического и социального факторов.

 

1) Вильям Штерн выдвинул принцип конвергенции двух факторов. (Оба фактора значимы для психологического развития ребенка в любом возрасте) в равной степени.

2) Современные представления о соотношении биологического и социального, принятые в отечественной психологии, в основном базируются на положениях Выготского Л.С. ] Он подчеркивал единство наследственных и социальных моментов в процессе развития. «…Чем сложнее функция, чем длиннее путь ее онтогенетического развития, тем меньше сказывается на ней влияние наследственности. В то же время в развитии всегда «участвует» среда. Наследственные задатки играют роль предпосылок, высшие функции – продукт культурно-исторического развития человека…»

3) В современной зарубежной психологии подчеркивается взаимодействие наследственных признаков и характеристик социальной среды. Считается, что наследственно определен диапазон развития какого-либо свойства (например, муз., спорт. способностей), а внутри этого диапазона степень развития свойства зависит от условий среды ( Л. Первин, О. Джон).

!ВЫВОД. Все факторы психического развития действуют в комплексе. Нет ни одного психического качества, развитие которого зависело бы только от одного из факторов, все они выступают в органическом единстве (какой-то доминирует) (Выготский Л.С.).

____________________________________________________________________

 

ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫХ СТУДЕНТОВ

Пол Балтес (в 1987 – изучал процессы развития, старения, сделал вывод, что существует взаимодействие 3-х основных факторов:

1) возрастные факторы – это биологические и социальные изменения, обычно появляющиеся у людей определенного возраста, живущих в данной культуре – вступление в пубертат, менопауза, некоторые физические аспекты старения, предсказуемые социальные события - поступление в школу, вступление в брак, выход на пенсию и тд.

2) нормативные исторические факторы – это исторические события, такие как войны, депрессии и эпидемии, одновременно воздействующие на большое число индивидуумов.

3) ненормативные факторы – это индивидуальные события, происходящие в жизни человека, время наступления которых не поддается предсказанию - безработица, болезнь, развод, смена места жительства, встреча с влиятельным человеком и т.д.

Степень воздействия этих факторов изменяется в соответствии с возрастом.

Пример 1. Рут родилась в России в 1913 году, ее семья жила сложно, были гонения евреев, она помогала обеспечивать семью, скопила деньги переехала в Нью-Йорк, познакомилась с мужем, из-за страшных уроков, которые жизнь преподнесла в детстве Рут выйдя замуж, словно улитка, спряталась в «раковину семьи». Все важные решения принимал муж, она становилась все более робкой, все больше теряла способность действовать вне дома (2).

_______________________________________________________________________

3.Основные ЗАКОНЫ психического развития, сформулированные Л. С. Выготским:
Развитие ребенка представляет собой постоянный переход от одной возрастной ступени к другой, связанный с изменением личности ребенка и этот процесс подчинен общим возрастным законам ( laws) психического развития.

1.Детское развитие имеет сложную организацию во времени: свой ритм, который не совпадаете ритмом времени (год в младенчестве не равен году жизни в отрочестве).
2. Закон «метаморфоз» в детском развитии (ребенок не просто маленький взрослый, а существо с качественно отличной психикой). Развитие как цепь качественных изменений, превращений одной формы в другую (по аналогии с развитием бабочки – гусеница-куколка-бабочка). (Пример. Последовательное развитие мышления от наглядно-действенного к словесно-логическому и т.п.).
3. Закон неравномерности развития: каждая сторона в психике ребенка имеет свой оптимальный период развития.
4.Закон развития высших психических функций «извне внутрь». Отличительные качества высших психических функций: опосредованность, осознанность, произвольность, системность; они образуются в результате овладения специальными орудиями, средствами, выработанными в ходе исторического развития общества. Л. С. Выготский сформулировал общий генетический закон существования любой психической функции человека: «...Всякая функция в культурном развитии ребенка появляется на сцену дважды, в двух планах: сперва - социальном, потом - психологическом, сперва между людьми... затем внутри ребенка... Функции сперва складываются в коллективе в виде отношений детей, затем становятся психическим функциями личности».







Дата: 2019-12-22, просмотров: 527.