Существует две различные точки зрения на процесс развития ребенка в целом:
1. Процесс развития – непрерывен. Развитие идет не останавливаясь, не ускоряясь и не замедляясь.Четких границ, отделяющих один этап от другого нет.
2. Процесс развития – дискретен поэтому развитие идет неравномерно, то ускоряясь, то замедляясь, что дает основание для выделения стадии или этапов в развитии, качественно отличается друг от друга.
Точка зрения №2 имеет больше сторонников (зарубежных и отечественных), детально разработана, используются в обучении, воспитании.
Разделение жизненного пути ребенка на периоды позволяет лучше понять закономерности детского развития, специфику отдельных (возрастных) этапов. Теоретическое значение возрастной периодизации состоит в том, что она объективирует представление о причинах психического развития. По словам Д.Б. Эльконина, возрастная периодизация – тот критерий, по которому проверяется истинность теории.
Проблема возрастной периодизации психического развития – одна из самых трудных проблем в психологии человека. Нет ни одного универсального подхода к периодизации.
Возрастная периодизация - разделение жизненного пути человека на периоды, фазы.
Фазы жизненного развития человека — возрастные периоды, выделяемые в разных классификациях, по различным основаниям.
Что лежит в основе возрастной периодизации?
· Содержание (и название) периодов, их временные границы определяются представлениями автора периодизации о наиболее важных, существенных сторонах развития.
· Любая периодизация жизненного цикла всегда соотносится с нормами культуры. Границы возрастных периодов жизни человека (детство, отрочество, юность, взрослость, зрелость, старость) – непостоянны, в значительной степени зависят от уровня культурного, экономического, социального развития общества (чем выше уровень, тем более разносторонне развиты люди, дольше сохраняется период зрелости, отодвигая старость к более поздним годам и др.)
- В чем заключается значение изучения возрастной периодизации для образования?
Ребенок на каждом этапе своего возрастного развития требует особого к себе подхода. Задача системы образования и всех взрослых воспитывающих ребенка – содействовать полноценному его развитию на каждом возрастном этапе онтогенеза (И.В.Дубровина).
Если на одной из возрастных ступеней происходит сбой, нарушаются нормальные условия развития ребенка, в последующие далее периоды основное внимание и усилия взрослых вынуждены будут сосредоточиться на коррекции этого развития, что тяжело не только для взрослых, но прежде всего для ребенка. Поэтому ни жалеть сил и средств на создание современно-благоприятных для психического и духовного развития детей условий экономически выгодно и нравственно оправдано. Для этого необходимо знать особенности каждого возраста. Для того чтобы не нарушались нормальные условия развития ребенка необходимо учитывать особенности каждого периода возрастного развития (Проблема?)
Ступени образования определены не просто так, а с учетом возрастной периодизации (дошкольное детство 3-6-7 лет; младший школьник 6 - 9, 10; подросток 10-14,15; старший школьник (раннее юношество) 15-17).
Таким образом, практическое значение периодизации связано с решением вопроса оптимального построения системы воспитания и обучения.
Нельзя выделить ни одной универсальной периодизации, Выготский Л.С. все существующие периодизации разделил на 3 группы: по внешнему одному признаку; по внутреннему одному признаку; по нескольким существенным признакам
Дата: 2019-12-22, просмотров: 381.