Интериоризация | Идентификация | Отчуждение | Интеграция | Компенсация (пластичность, гибкость) |
Механизмы психического развития (Е.А. Доценко) – это целостный набор психических состояний и процессов, реализующих движение к некоторому результату в соответствии со стандартной или часто встречающейся последовательностью.
1.Интериоризация (от лат. внутренний) (присвоение)– формирование внутренних структур человеческой психики благодаря активному усвоению структур внешней социальной деятельности. ПП вводится Ж.Пиаже, П.Жане.
Интериоризация является преобразованием структуры предметной деятельности в структуру внутреннего плана сознания.
- психологический механизм перехода из внешнего во внутренний план действий, понятий. (Пример. Не умел - научился, не знал - узнал, научилась конспектировать, работать с научной литературой самостоятельно и т.п.)
2. Идентификация – (от лат отождествлять) – с помощью это механизма ребенок усваивает образцы поведения значимых других, формирует Сверх-я иои супер-это. Открыл механизм З.Фрейд.
Идентификация – объединяя себя с другим, субъект включает в свой внутренний мир и принимает как собственные нормы ценности, образцы поведения.
3. Отчуждение – людям свойственно не только принятие других, контактность, но и стремление к уединению, автономии, независимости от окружающей среды и культуры. (А.Маслоу рассм пп). Общество порой стремиться сделать ч шаблонным представителем своей среды и ч …Однако ч не может без общества: проявить себя он может только среди других людей.
4 Интеграция – проявляется в том что между психическими функциями в процессе онтогенеза устанавливаются отношения, межфункциональные связи, которые образуют сложные структуры, регулируемые и контролируемые деятельностью мозга; по мере развития психика приобретает все большую цельность, устойчивость, постоянство.Обеспечивает установление взаимосвязи между отдельными сторонами психики (связь между речью и мышлением, речью и памятью).
5.Компенсация – проявляется в тенденции замещения, восполнения тех функций, которые еще недостаточно развиты (гибкость психики)Этот механизм связан с особенность нервной системы – пластичностью. Пластичность - открывает большие возможности целенаправленного изменения психики человека в условиях обучения и воспитания, а также компенсации при дефектности развития (выделил Альфред Адлер, в отеч. Псих. –изуч Александром Романовичем Лурией). Адлер выделил 4 вида компенсации – неполная, полная, сверхкомпенсация и мнимая или уход в болезнь. (Например, не развито словесно-логическое мышление, но развита слуховая и зрительная память. Нет способностей, но есть желание.)
!! На протяжении жизни человека роль механизмов развития меняется. НА ранних этапах онтогенеза важнейшими механизмами являются интериоризация и идентификация. Но с возрастом их значение уменьшается. На первый план выступает отчуждение. Максимального развития этот механизм достигает в зрелости. В процессе онтогенеза возрастает роль компенсации. Самым важным он становиться в пожилом возрасте.
Тема 1.3. АНАЛИЗ ПОДХОДОВ К РАЗРЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ СОТНОШЕНИЯ ОБУЧЕНИЯ И РАЗВИТИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ
План
1. Актуальность рассмотрения данного вопроса для организации образовательного процесса и развития общества.
2. Понятия «развитие», «обучение».
3. Соотношение процессов обучения и развития, характеристика и анализ подходов.
¨ Вопросы для размышления и самоконтроля
- Почему существуют разные подходы к разрешению проблемы соотношения обучения и развития в науке? Что это дает педагогу?
- Какой подход принят в современном образовании? Почему?
- Как Вы понимаете, высказывание В. Штерна: «…развитие создает возможности - обучение их реализует»?
- В чем сущность понятий «уровень актуального развития» (УАР), «зона ближайшего развития» (ЗБР)? Как можно определить на практике уровень актуального развития, зона ближайшего развития?- От чего зависит величина ЗБР?
– Что такое опережающее обучение? В чем его ценность? (обоснуйте с опорой на подход Л.С. Выготского)
- Соотнесите рассматриваемые подходы и направления в психологической науке (биологизаторское, социологизаторское, подход Л.С. Выготского основанный на единстве наследственного и средового фактора в развитии психики).
- Каковы признаки характерные для развивающего урока?
Рефлексивные задания
1. На основе самонаблюдения и самоанализа приведите по примеру, доказывающему возможность определения УАР и ЗБР, у себя или другого студента в области возрастной психологии.
2. Приведите 2 аргумента, подтверждающих подход Л.С. Выготского о соотношении процессов обучения и развития (с опорой на свой жизненный или профессиональный опыт).
1. Актуальность рассмотрения данного вопроса для организации образовательного процесса и развития общества
Между учеными в начале 20 века возник спор, возможно, ли полноценное психическое развитие человека, если он не обучается? Уильям Штерн категорически сказал, что: «Обучение плетется в хвосте у развития».
НО! Что бы случилось, если бы нашу планету вдруг постигла катастрофа, в результате которой остались в живых только маленькие дети? Спрашивали другие ученые. Наверно, хотя человеческий бы род и не прекратил своего существования, но история человечества неизбежно была бы прервана (книги остались бы непрочитанными, машины бездействовали). Да? В процессе обучения и воспитания с помощью взрослых передается общественно-культурный опыт, важно как этот процесс будет организован.
Проблема соотношения обучения и развития была и остается одной из стержневых проблем педагогики, возрастной психологии, педагогической психологии. На различных исторических этапах ее решение менялось, что обусловлено сменой методологических установок, появлением новых трактовок понимания сущности развития личности и самого процесса обучения, переосмыслением роли последнего в этом развитии. Существуют разные точки зрения на взаимосвязь процессов обучения и развития в психологической науке.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 781.