УАР | ЗБР |
обученность | обучаемость |
воспитанность | воспитуемость |
развитость | развиваемость |
Можно установить, что у одной и той же группы детей может быть одинаковый УАР, но различные ЗБР, что необходимо учитывать при организации индивидуального и дифференцированного подхода.
Обучение должно вести за собой развитие, но не должно отрываться от него. Значительный отрыв, искажение забегание вперед без учета ЗБР приводит лишь к натаскиванию, но не имеет развивающего эффекта. NЛишь то обучение является эффективным, которое ощущает постоянный переход ЗБР в УАР. Конечно, обучение должно учитывать достигнутый уровень развития, но не для того, чтобы вести это развитие дальше, чтобы понять каким должен быть следующий шаг. => О. должно идти впереди развития опережать его и вести за собой.
Психологи Л.А. Венгер, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин и др. доказали, что включение в содержание и обучение специальных средств, приводит к качественной перестройке психических процессов, к изменению тех стадий (процессов) интеллектуального развития, которые считались неизменными.
- Что это за специальные средства? (ЭТАЛОН: величины, цвета, формы при сенсорном развитии; МЕРКА: при обучении математике.
- От чего зависит величина ЗБР?
1. От «созревающих способностей» ребенка.
2. От форм сотрудничества и совместной деятельности, содержания и способов взаимодействия, предлагаемых взрослым
Позицию Л.С.Выготского уточнил С.Л.Рубинштейн и предложил говорить о единстве обучения и развития. Обучение должно соответствовать возможностям ребенка, на определенном уровне его развития. Реализация этих возможностей в ходе обучения порождает новые возможности следующего более высокого уровня. Ребенок развивается, воспитываясь и обучаясь.
Точка зрения Л.С. Выготского наиболее признана российскими учеными (т.е. обучение должно вести за собой развитие и идти впереди него, обучение и развитие, взаимосвязанные взаимообусловленные процессы).
«Обучение должно ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития». Обучение «вызывает их к жизни, пускает их в ход» стимулирует, создает условия.
На основе этого подхода сформулирован «принцип опережающего обучения» - концепция развивающего обучения (РО).
- За счет чего достигается более высокое умственное развитие детей разного возраста в разных концепциях развивающего обучения?
* в технологии Л.В.Занкова – развивающий эффект обучения достигается главным образом посредством усовершенствования обучения, которое направлено на общее целостное развитие личности.
* в технологии Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова – решающее значение придается изменению содержания обучения, акцентируется внимание на развитие СУДов и др.
- Каковы признаки характерные для развивающего урока вы можете выделить из ниже перечисленных?
1. Обучение направлено на механическое запоминание содержания материала.
2. Ребенок является полноценным субъектом деятельности.
3. Образовательный процесс происходит в зоне ближайшего развития ребенка.
4. Используется в основном объяснительно-иллюстративный метод обучения.
5. Педагогическое взаимодействие отражает, стимулирует, направляет и ускоряет развитие наследственных данных личности, имеет демократический характер.
6. Преимущественное использование активных методов обучения (методов проблемного обучения, деловые игры и др.).
7. Обучение учитывает и использует закономерности развития, приспосабливается к уровню и особенностям индивидуума (реализация принципов индивидуализации, дифференциации).
8. Образовательный процесс направлен на развитие всей целостной совокупности качеств личности: знания, умения, навыки; способы умственной деятельности, навыков самоорганизации, сфера эстетических и направленных качеств личности, действенно-практическая сфера личности т.е. ЗУН + СУД + НС + СЭН + СДП.
9. Реализация авторитарного или либерально-попустительского стиля педагогической деятельности в учебном процессе.
Проверь себя! (Ответ - 2,3,5,6,7,8)
- Какова трансформация данной проблемы в современное время?
Традиционная проблема соотношения обучения и развития, прежде всего познавательного, в настоящее трансформировалась в проблему соотношения обучения и развития личности задав новые ресурсы реформирования системы образования. Смещение смысловых акцентов в этой проблеме объясняется рядом причин:
1) образование в демократическом обществе не может быть направлено лишь на формирование знаний, умений;
2) связано с процессами развития науки, увеличения объема знаний → образование должно быть направлено на формирование у обучающихся способов самостоятельного и непрерывного самообразования.
3) с расширением возможностей учета возрастных особенностей в образовательном процессе (ограниченность возможностей того или иного возраста).
4) с признанием приоритета принципа развивающего образования (развитие личности «онтогенез личности» (Е.Н.Шиянов ).
Таким образом, в настоящее время существует 3 точки зрения на соотношение обучения, воспитания и развития:
1.Обучение и есть развитие. | Э. Торндайк, Дж. Уотсон |
2. Обучение и воспитание должно следовать за развитием (или развитие ведет за собой обучение, воспитание). | Ж. Пиаже, З. Фрейд |
4. Обучение и воспитание играют ведущую роль в психическом развитии ребенка (обучение, воспитание ведет за собой развитие) | Л.С. Выготский и его последователи |
Дата: 2019-12-22, просмотров: 506.