Периодизация психического развития в детском возрасте
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

(по Д.Б. Эльконину)

 

 

 

Д.Б. Эльконин подчеркивал: «К каждой точке своего развития ребенок походит с известным расхождением между тем, что он усвоил из системы отношений человек - человек и тем, что он усвоил из системы отношений человек-предмет. Как раз моменты, когда это расхождение принимает наибольшую величину и называются КРИЗИСАМИ, после которых идет развитие той стороны, которая отставала в предшествующий период, но каждая из сторон подготавливает развитие другой».

_______________________________________________________________________________________

ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫХ СТУДЕНТОВ

- Какие периодизации существуют в современной зарубежной науке?

В одной из распространенных современных зарубежных классификаций (В.Квинн, 2000) выделяются следующие возрастные этапы:

младенческий возраст (0-3 года);

раннее детство (3-6 лет);

детство (6-12 лет);

подростковый (юношеский) возраст (12-18 лет);

молодость (18-40 лет);

зрелый возраст (40-65 лет);

пожилой возраст от 65 лет.

В современном фундаментальном издании по психологии развития Грейс Крайг (G.Craig, 1996, 2000) приводится хотя и близкая к вышеуказанной периодизация, но не совпадающая с нею полностью.

Младенческий возраст (0-2 года);

раннее детство (2-6 лет);

среднее детство (6-12 лет);

подростковый и юношеский возраст (12-19 лет);

ранняя взрослость (20-40 лет);

средняя взрослость (40-60 лет);

поздняя взрослость от 60 лет и далее. ________________________________________________________________

 

Наиболее распространенная современная международная классификация выделяет следующие фазы:

младенчество — период возрастного развития от рождения до 2-х;

раннее детство — период возрастного развития— от 2 до 6-ти;

среднее детство — период возрастного развития от 6 до 12-ти;

— подростковый возраст — период возрастного развития от 12 до 15;

— юность — период возрастного развития от 15 до 19;

— период "акме " — период наиболее полного развития, "расцвета " всех сил человека. Достаточно определенно и унифицировано возрастные границы могут быть указаны только для "расцвета "индивидных характеристик. Период "акме" для человека как субъекта деятельности и личности является значительно менее унифицированным, его границы — более индивидуальны.

— ранняя взрослость — период возрастного развития от 20 до 40.

— средняя взрослость — период возрастного развития от 40 до 60.

— поздняя взрослость и старость — период возрастного развития от 60 лет и далее.

N «-» Проведя многоаспектный анализ различных подходов к возрастной периодизации, Д.И.Фельдштейн, так же как и Б.Г.Ананьев, обращает внимание на некорректность построения некоторых периодизации развития, когда в ее основе лежат разные принципы дифференциации — по возрасту (младенчество, детство и т. д.) и по роду деятельности (дошкольный, школьный и т. д.).

 

В настоящее время, к сожалению, не существует единой общепринятой классификации возрастных периодов развития человека. Хотя в различное время предпринимались многочисленные попытки создания возрастной периодизации, результатом этой работы явилось создание не единой классификации, а появление множества различных классификаций. Вместе с тем можно отметить и наличие общих тенденций в различных возрастных периодизациях, а также близость некоторых из них между собой.



Тема 1.5. ПОДХОДЫ К РАЗВИТИЮ ЛИЧНОСТИ

План

1. Понятие «личность», ее признаки (сферы, потенциалы, подходы к пониманию), понятие «развитие личности» (отечественный подход).

2. Общая характеристика основных подходов к процессу развития личности в психологии.

N Важно обратить внимание студентов на широкую интеграцию данной темы:

 

Интегративные связи Учебные дисциплины Курс
Предшествующие Общая психология, основы философии, социальная педагогика 3 3-4
Последующие Педагогическая психология Социальная психология Современные образовательные технологии Психологическое консультирование Психокоррекция и развитие Коррекционная педагогика 4-5 5 5 3-4   4

¨ Вопросы для размышления и самоконтроля

- Почему изучение и описание личности и ее развития является проблемой?

- На какие группы можно разделить представленные в параграфе подходы к развитию личности? Почему?

- Каково соотношение понятий «развитие личности» и «развитие психики»?

- В каких подходах наследственность является главным фактором, который определяет развитие личности?

- В чем главное различие зарубежных и отечественных подходов к процессу развития личности (представленных в таблице)?

Рефлексивное задание

На основе самонаблюдения или изучения литературы приведите примеры, подтверждающие правомерность представленных подходов (или подхода), к пониманию развития личности.

На основе анализа представленных подходов определите стратегию личностного или профессионального саморазвития.

 

1. Понятие «личность», ее признаки (сферы, потенциалы, подходы к пониманию), понятие «развитие личности» (отечественный подход).

В связи с тенденцией развития современного образования – гуманизацией - отдается приоритет личностно-ориентированному подходу в обучении и воспитании, поэтому необходимо подробно рассмотреть вопрос: «Что понимается под развитием личности в отечественной и зарубежной психологии?»

Многообразие подходов и определений указывает на разнообразие и сложность описания личности.

Личность – субъект активной деятельности и общения, наделенный сознанием и самосознанием. (Леонтьев А.Н.)

Личность – это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих (Немов Р.С.)

Характеристики личности: 1) активность; 2) направленность; 3) глубинные смысловые структуры, обусловливающие ее сознание и поведение; 4) степень осознанности своих отношений к действительности: отношения, установки, диспозиция и др.

 Таким образом, личность это человек в совокупности его социальных, приобретенных качеств. ЛИЧНОСТЬ - системное качество, которое приобретает индивид во взаимодействии с социальным окружением. Это взаимодействие протекает в 3 ведущих формах - общении, познании и совместной деятельности. (Шевандрин Н.И.)

 

ЛИЧНОСТЬ, ИНДИВИД, ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ (Асмолов А.Г. и др.) - см. общую психологию

Сферы личности (Сериков В.В., «Концепция семи сфер»): потребностно-мотивационная; эмоционально-волевая; когнитивно-познавательная; морально-нравственная (проявляется в морально-нравственных состояниях, действиях, поступках и свойствах личности); экзистенциально-бытийная (эта сфера проявляется в состояниях самоуглубления, переживаниях своей самости, свойствах личности, обусловленных сопричастностью своему бытию в мире); действенно-практическая; межличностно-социальная.

Потенциалы личности: познавательный потенциал; морально-нравственный п.;

творческий потенциал; коммуникативный п.; эстетический потенциал.

Другими словами, личность определяется тем: 1) что она знает, 2) что она ценит, 3) что и как она созидает, 4) с кем и как она общается, 5) каковы ее эстетические потребности и как она их удовлетворяет (Фридман Л.М.).

!Развитие личности – процесс закономерных диалектических изменений, формирование и преобразование субъекта деятельности, его сознания, системы мотивов, потребностей, взаимоотношений.(Леонтьев А.Н)

Развитие личности – процесс закономерного изменения личности - в результате ее социализации и воспитания (Коджаспиров А.Ю.).

 Развитие личности есть высшая цель и высший уровень психического развития (Фельдштейн Д.И.)

 Личностное развитие человека соотносится с формирование его самосознания, образа я, изменением потребности мотивационной сферы, направленности, личностной рефлексии.(Мухина В.С.)

Стержневая линия развития – произвольность и саморегуляция (от внешнего к внутреннему контролю).

Развитие личности рассматривает как уровневое, последовательное формирование самосознания (Мухина В.С.).

 - В чем отличие и сходство представленных определений?

Дата: 2019-12-22, просмотров: 335.