Становление возрастной психологии как науки
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Предпосылки зарождения возрастной психологии лежат в недрах философии.

 - Кто из философов выдвигал идеи о том, что человек, мир изменяется, развивается?

 

ВСПОМНИМ ФИЛОСОФИЮ!

Долгое время считалось, что космос, растения, животные, люди неизменны. Одним из первооткрывателей подвижности бытия, развития стал древнегреческий философ Гераклит (ок. 520 - ок.46О до н.э.). Первооснову мира он видел в постоянном движении, изменениях. Эти идеи выразились в наивной форме: «всё течёт, всё изменяется», «в одну и ту же реку нельзя войти дважды».

Особенностями психического развития интересовались и другие философы античного периода – Демокрит, Платон, Аристотель. Г.В. Гегель (1770-1831), первым в истории философии представил весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса - в беспрерывном движении, изменении, развитии. Развитие идет по определенным законам:

1) закон отрицания отрицания;

2) закон перехода количественных изменений в качecтвенные;

3) закон единства и борьбы противоположностей.

! Возрастная психология оформилась как самостоятельная отрасль психологических знаний к концу 19 в. (До 1900 возрастная психология носила преимущественно описательный характер - донаучный период. Возникнув как психология детства, она долго ограничивалась изучением психических законов развития ребенка, однако запросы общества и развитие науки и практики стимулировали ее развитие).

Таким образом, во второй половине 19 века сложились объективные предпосылки для выделения детской психологии:

1) потребности общества в новой организации системы образования (педагогам - практикам понадобились обоснованные рекомендации относительно содержания и темпа обучения больших групп детей).

2)! зарождение возрастной психологии связано с проникновением генетических идей в психическую науку

Эволюционные идеи Чарльза Дарвина привлекли внимание к проблеме источников психологического развития (он высказал идею, о том, что развитие подчиняется определенному закону, о генезе психики) (конец 70 гг.) Возникает генетический метод исследования.

3) разработка объективных методов исследования в психологии

! В 1882 году немецкий физиолог В. Прейер (ученый-дарвинист) выпускает книгу «Душа ребенка» - это одно из первых пособий по возрастной психологии (на основе наблюдения за дочерью, систематизировал становление и развитие психики ребенка от 0 до3-х лет). Им был предложен примерный образец ведения дневника наблюдений, намечены планы исследований, обозначены новые проблемы.

!Заслуга Прейера, который считается основателем детской психологии, состоит в ведении метода объективного научного наблюдения в научную практику изучения самых ранних этапов развития ребенка. Метод эксперимента разработанный В.Вундтом оказался чрезвычайно важным для детской психологии. Метод тестов. А. Бине разработал тесты умственного развития и др.

В начале ХХ столетия в области возрастной психологии появляются течения, по-разному практикующие источники (факторы) психического развития детей, методы изучения психики:

1) биологизаторское (биогенетическое) направление, для него характерны установки на «врожденные особенности» ребенка, механистическое понимание поведения и развития ребенка. Происходящее в психике человека изменения определяются наследственностью, а среда – только «регулятор», неизменный фактор с которым взаимодействует наследственность.

В ХХ веке был сформулирован биогенетический закон Геккелем Э.: онтогенез представляет собой сокращенное повторение филогенеза (исторического развития) (в основе идея повторяемости) С.Холл, К. Гетчинсон.

Ребенок в первые месяцы своей жизни находится на стадии млекопитающего – обезьяны; затем начальных ступеней человеческого состояния; развития первобытных народов и т.д.

 2) социологизаторское направление (социогенетическое направление) - это противоположное направление, его истоки в идеях философа ХVII века Джона Локка. Он считал, что ребенок появляется на свет с душой чистой, как белая восковая доска. На этой доске воспитатель может написать все что угодно и ребенок, не отягощенный наследственностью, вырастет таким, каким его хотят видеть близкие взрослые.       По мнению сторонников этого направления, среда выступает в качестве единственного фактора развития и для того, чтобы изучить человека достаточно проанализировать структуру его среды.

  N Рассмотренные направления отказывали личности в активности. В результате оставалось неясным, каким образом в условиях одной и той же социальной среды формируются совершенно различные личности.

  В начале 20 века, за рубежом возникают психологические школы:

Бихевиоризм. Д. Уотсон (1878-1958), Э. Торндайк (1874-1949), Э. Толмен (1886-1959), К Халл (1884-1952), Б. Скиннер (1904-1990), А.Бандура (1925-1988), Д. Мид (1863-1931). Под психическим развитием понимается формирование адекватных поведенческих реакций, психическое развитие отождествляется с научением.

Гештальтпсихология. М. Вертгеймер (1880-1943), В. Келер(1887-1967), К. Коффка (1886-1941), К.Левин (1890-1947). Под психическим развитием понимается рост и дифференциация гештальтов.

Психоанализ (глубинная психология). З. Фрейд (1856-1939), А. Фрейд, К. Юнг(1875-1961), А.Адлер(1870-1937), К. Хорни (1885-1952), Г. Салливан(1892-1949), Э. Фромм(1900-1980), Э. Эриксон (1902-1994). Психическое развитие понимается как мотивационное, личностное. Движущие силы психического развития - врожденные и бессознательные.

- Соотнесите данные направления и факторы психического развития (наследственность и среда)?

Во второй половине 20 века (в 40-50 гг.) возникают гуманистическая, генетическая, а позднее когнитивная психология, по-разному трактующая психическое развитие человека.

Гуманистическая психология. Г. Олпорт (1897-1967), А. Маслоу (1908-1970), К. Роджерс (1902-1987) Под психическим развитием понимается – стремление человека к самоактуализации, творческой реализации своих потенциальных возможностей.

Генетическая психология. Ж.Пиаже(1896-1980) считал, что основой психического развития является развитие интеллекта, этапы психического развития - это этапы развития интеллекта. Л. Кольберг (1927-1987) предполагал, что психическое развитие - это прежде всего нравственное развитие, а его стадии связаны с общими когнитивными возрастными изменениями.

 Когнитивная психология. Д.Миллер (р.1920), У.Найссер (р.1928) отмечали, что психическое развитие - это развитие когнитивной системы человека, психика трактуется как система, предназначенная для переработки информации, доказывали решающую роль познавательного компонента в структуре психики, в деятельности людей.

Отечественная психология. В 30-е годы эти точки зрения критикуются отечественной психолого-педагогической наукой. Очевидно, подходы – страдают односторонностью. N Процесс развития личности в данных подходах лишается присущих ему качественных изменений и противоречий. Развитие ребенка не характеризуется собственной активностью, напоминает скорее процесс роста, количественного увеличения или накопления.

В 30-е гг. в России развивается педология, содержание которой составило изучение совокупности психических физиологических концепций развития ребенка (комплексный подход к изучению личности). Л.С. Выготским разработана теория развития высших психических функций, согласно которой развитие человека происходит в процессе овладения орудиями и знаками путем обучения. Развитие психики не может рассматриваться вне социальной среды.

В рамках развития отечественной психологии проблемы психического развития активно изучали: П.П. Блонский (1884-1941), А.Б.Залкинд (1888-1936), М.Я. Басов (1892-1931). Соратники и последователи Л.С. Выготского – А.Н.Леонтьев(1903-1979) изучая развитие психики, ввел понятие «ведущей деятельности», и рассматривал деятельность как движущую силу ее развития. А.Р. Лурия (1902-1977) совместно с Л.С. Выготским разработал новую теорию организации и развития психической деятельности, названную культурно-исторической, так как определяющим для формирования сознания и его функций были признаны факторы культуры, изменяющиеся в процессе развития общества. Д.Б.Эльконин (1904-1984) разработал периодизацию психического развития и выделил шесть периодов детского развития, рассматривал ребенка как целостную личность, активно познающую мир - мир предметов и мир человеческих отношений. Л.И.Божович (1908-1981) изучала процесс формирования личности, в зависимости от внутренних мотивов личности. М.И. Лисина (1929-1980) рассматривала особенности развития общения детей и взрослых.

 В настоящее время особенности психического развития человека изучают В.С. Мухина, И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий, Л. Ф. Обухова Г.С. Абрамова, Д. И. Фельдштейн, В. В. Зеньковский, Б.С. Волков, Е.О. Смирнова и др. Достаточно яркой является позиция В.И. Слободчикова.

!Отечественная возрастная психология преимущественно базируется на работах Льва Семеновича Выготского (1896-1934). Смысловой центр этих работ – проблема генеза высших психических функций, проблема опосредования. В конце своей жизни он готовит большую книгу по проблемам детского развития, читает лекции. К сожалению, творческие планы Выготского не были осуществлены, он умирает от тяжелой болезни в 1934 г.

      По оценке М.Г. Ярошевского, «несмотря на раннюю смерть (он не дожил до 38 лет, так как умер от тяжелой болезни), ни один из выдающихся психологов мира не смог обогатить свою науку столь значительно и разносторонне, как Выготский». Ему приходилось повседневно преодолевать множество трудностей связанных не только с катастрофически ухудшавшимся состоянием здоровья, материальными невзгодами, но и лишениями, вызванными тем, что ему не предоставлялась достойная работа, а чтобы зарабатывать, приходилось ездить читать лекции в другие города. На его лекции стекались слушатели из многих московских вузов.

Дата: 2019-12-22, просмотров: 313.