младенчество (0-1года),
раннее детство (1-3 лет),
дошкольный возраст (3 - 6,7лет)
младший школьный возраст (6,7- 10 лет)
ранняя зрелость (молодость) (23-30 лет)
зрелость (30-65 лет)
поздняя зрелость (геронтопсихология - психология старости) (65 и старше).
Микропериоды: пожилой возраст (60,65-75),старческий возраст (75-90 лет), долгожительство (старше 90 лет).
К числу теоретических задач стоящих перед возрастной психологией:
1) изучение движущих сил, источников и механизмов психического развития на всем протяжении жизненного пути человека;
2) периодизация психического развития в онтогенезе;
3) изучение возрастных особенностей и закономерностей протекания психических процессов;
4) установление возрастных возможностей, особенностей, закономерностей осуществления различных видов деятельности, усвоения знаний.
К числу важнейших практических задач стоящих перед возрастной психологией:
1) создание службы систематического контроля за ходом полноценного психического развития, психического здоровья детей, оказания помощи родителям в проблемных ситуациях;
2) определение возрастных норм психических функций, выявление психологических ресурсов и творческого потенциала человека;
3) организация психологической помощи и сопровождения в периоды возрастных кризисов;
4) изучение развития отдельных психических процессов в различные периоды онтогенеза;
5) наиболее оптимальная организация образовательного процесса, непрерывного образования.
Проблемы возрастной психологии
1. Главная проблема - проблема становления личности в онтогенезе.
2. Проблема органической и средовой обусловленности психического и поведенческого развития человека.
3. Проблема относительного влияния стихийного и организованного обучения и воспитания на психическое развитие детей.
4. Соотношение задатков и способностей.
5. Соотношение интеллектуальных и личностных изменений в общем психическом развитии.
6. Проблема организация психологической помощи в кризисные периоды.
7. Проблема изучения сензитивных периодов.
В развитии самой детской психологии как науки наблюдается борьба двух основных тенденций: 1) феноменологического описания процессов психического развития ребенка, их симптомов; 2) исследования внутренних закономерностей, которые лежат за этими симптомами (Эльконин Д.Б.).
► Чем отличаются возрастные и индивидуальные особенности?
Возрастные особенности - это особенности психического развития характерные для большого количества людей (например, большинство детей дошкольного возраста любят играть), а индивидуальные особенности – особенности характерные для отдельного человека (например, один ребенок спокойный, сосредоточенный, обязательно доведет работу до конца, другой – наоборот, любое дело бросает, едва начав).
Как бы ни были значительны индивидуальные различия, люди одного и того же возраста куда более сходы, чем люди разных возрастных групп (В.С. Мухина).
2. Связь возрастной психологии с другими науками. Значение для образования.
Главное, что отличает возрастную психологию от других областей психологии – акцент на динамике развития, поэтому ее называют генетической психологией (от греческого «генезис» - происхождение, становление), но связана с другими отраслями психологии.
Возрастная психология и общая психология. Возрастная психология опирается на представления о психике человека, разработанные в общей психологии, и использует систему основных понятий общей психологии.
Психология личности рассматривает личностные образования
(мотивацию, самооценку, направленность и др.), возрастная психология отвечает на вопросы когда эти образования появляются у ребенка, каковы особенности их развития в определенном возрасте.
Связь с социальной психологией дает возможность проследить зависимость развития и поведения ребенка от специфики тех групп, в которую он входит (семья, группа сверстников в детском саду, в школе и др.).
Педагогическая психология изучает психологические закономерности обучения и воспитания. Возрастная психология изучает возрастные возможности усвоения знаний, формирования умений, навыков, ценностных ориентаций, психологические требования к методам обучения и воспитания.
Возрастная психология имеет многообразные связи с широким спектром областей науки и культуры. Она опирается на знания из области естественных наук, медицины, педагогики, этнографии, социологии, геронтологии, культурологи, искусствоведения, языкознания и др.
Кроме этого, при подготовке будущих педагогов с возрастной психологией связаны почти все виды профессиональной практики, дисциплины предметной подготовки, учебно-исследовательская деятельность студентов.
► Какой можно сделать вывод будущему педагогу исходя из этого?
Возрастная психология и образование
Важнейшим условием успешности образовательного процесса является знание закономерностей психических развитий ребенка.âЗнание возрастной психологии помогает педагогу осуществить дифференцированный, личностно-ориентированный подход, выбирать адекватные формы общения, обучения и воспитания с учетом возрастных особенностей, а также помогает преодолевать отклонения в поведении детей, строить образовательный процесс на научной основе, реализуя принцип природосообразности.
3. Возраст, детство, развитие как основные понятия возрастной психологии.
Возраст – конкретно относительно ограниченная во времени ступень психического развития, характеризуется совокупностью закономерных физиологических и психических изменений (Л.М.Фридман).
! Возраст – (возрастной период) – цикл развития, имеющий свои границы структуру и динамику (Л.С.Выготский).
Для определенного возраста характерно соединение психологических особенностей и особенностей поведения, которые за пределами данного возраста не встречается.
Таблица 2.
Виды возрастов ( А.А. Деркач )
абсолютный | условный | ||||
Хронологический
Биологический
Социальный
Психологический
Действительное наличие прав и обязанностей, которыми чел. располагает, и уровень реализации их в поступках и деяниях.
Выполнение человеком тех или иных соц. функций и ролей в обществе
Например, студенческий, пенсионный.
Уровень психического развития человека в соответствии с тем или иным возрастом (сформированность интеллекта, чувств, воли, мотивационно-потребностной сферы, характера, способностей).
Уточнения студентов
«На сколько чувствует себя человек? Как умеет размышлять?
Таким образом, возрастной период – имеет определенные границы, но эти хронологические границы могут двигаться, и один ребенок вступит в новый возрастной период раньше, а другой позже. Особенно сильно «плавают» границы подросткового возраста, связанного с половым созреванием детей. Психологический, хронологический и биологический возраста могут не совпадать.
__________________________________________________________________
ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫХ СТУДЕНТОВ
(дополнительный материал, изучается по желанию студентов)
Раньше существовало разное отношение к фиксации точного хронологического возраста. Почему?
1) Средневековые люди плохо знали возраст своих детей (исчисление возраста не имело смысла). Санчо Панса о своей любимой дочери говорил: «Ей может быть пятнадцать лет или же два года больше или меньше. Во всяком случае, она стройна, как копье, и свежа, как апрельское утро».
2) Существует такое предположение, что дату рождения специально скрывали, опасаясь враждебной магии , записи о дне рождения нужно было делать в секретной книге (2).
________________________________________________________________
Детство (childhood) понимается как период усиленного развития человека, самый ранний возрастной этап жизни человека (Эльконин Д.Б.).
Детство – период, продолжающийся от новорожденности до полной социальной и, следовательно, психологической зрелости, это период становления ребенка полноценным членам человеческого общества (Л.Ф.Обухова).
!Детство – период наиболее интенсивное развития человека, его организма, который подготавливает ребенка к вхождению в новую взрослую жизнь (Е.О.Смирнова).
- Каковы границы детства?
В возрастной психологии границы детства 0-10,11,12 лет (В. Квинн, Г.Крайг, Ж. Годфруа). Некоторые психологи рассматривают подростковый возраст как «затянувшееся детство». Педагог А.С.Белкин разделяет детство на периоды (дошкольное детство, младшее школьное детство, подростковое детство, старшее детство 15-18 лет). В Конвенции о правах ребенка, статье 1, указано:
«Ребенком является каждое человеческое существо до 18 летнего возраста»
__________________________________________________________________
ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫХ СТУДЕНТОВ
Изучать детство вне истории развития человеческого общества невозможно.
Исторически понятие детства связывается не с биологическим состоянием незрелости, а с определенным социальным статусом с кругом прав и обязанностей, присущих этому периоду жизни, с набором доступных для него видов и форм деятельности.
Много интересных фактов было собрано для подтверждения этой идеи французским демографом и историком Филиппом Ариесом.
Его исследования в области ИЗО привели к выводу, что вплоть до Х III века искусство не обращалось к детям, художники не пытались их даже изображать. Детские образы в живописи Х III века встречаются лишь в религиозно-аллегорических сюжетах. (Это ангелы, младенец – Иисус и нагое дитя как символ души умершего, поэтому никто очевидно, не считал, что ребенок заключает в себе человеческую личность. Слово «ребенок» долго не имело того точного значения, которое придается ему сейчас. Так характерно в средневековой Германии слово «ребенок» было синонимом для понятия «дурак». Впервые на полотнах Х VIII века появляются портретные изображения реальных детей a наблюдалось преодоление равнодушия к детям, философы обращаются к данной проблеме, педагогические произведения так же полны комментариев относительно детской психологии (в том числе русских авторов XVI- XVII века). Важным символом изменения отношения к детству служит одежда. Постепенно произошло осознание детства как общественного феномена
__________________________________________________________________
Понятие развитие (development) – процесс качественных и количественных изменений в организме, нервной системе, психике человека.
Более подробно данное понятие будет рассмотрено в следующем параграфе.
- Итак, какие основные понятия рассматривает возрастная психология?
(ответ: возраст, детство, развитие)
Дата: 2019-12-22, просмотров: 353.