Разделы возрастной психологии
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой
  1. Феноменология развития
  2. Психология детства (0-11,10).

младенчество (0-1года),

раннее детство (1-3 лет),

дошкольный возраст (3 - 6,7лет)

младший школьный возраст (6,7- 10 лет)

  1. Психология подростка (11-15 лет)
  2. Психология юности (ранняя юность и поздняя юность). (16-18, 19-23, 25 лет)
  3. Психология зрелого возраста (психология взрослости) (23, 25-65 лет и выше)

           ранняя зрелость (молодость) (23-30 лет)

           зрелость (30-65 лет)

           поздняя зрелость (геронтопсихология - психология старости) (65 и старше).

 Микропериоды: пожилой возраст (60,65-75),старческий возраст (75-90 лет), долгожительство (старше 90 лет).

 

К числу теоретических задач стоящих перед возрастной психологией:

1) изучение движущих сил, источников и механизмов психического развития на всем протяжении жизненного пути человека;

2) периодизация психического развития в онтогенезе;

3) изучение возрастных особенностей и закономерностей протекания психических процессов;

4) установление возрастных возможностей, особенностей, закономерностей осуществления различных видов деятельности, усвоения знаний.

К числу важнейших практических задач стоящих перед возрастной психологией:

1) создание службы систематического контроля за ходом полноценного психического развития, психического здоровья детей, оказания помощи родителям в проблемных ситуациях;

2) определение возрастных норм психических функций, выявление психологических ресурсов и творческого потенциала человека;

3) организация психологической помощи и сопровождения в периоды возрастных кризисов;

4) изучение развития отдельных психических процессов в различные периоды онтогенеза;

5) наиболее оптимальная организация образовательного процесса, непрерывного образования.

 Проблемы возрастной психологии

1. Главная проблема - проблема становления личности в онтогенезе.

2. Проблема органической и средовой обусловленности психического и поведенческого развития человека.

3. Проблема относительного влияния стихийного и организованного обучения и воспитания на психическое развитие детей.

4. Соотношение задатков и способностей.

5. Соотношение интеллектуальных и личностных изменений в общем психическом развитии.

6. Проблема организация психологической помощи в кризисные периоды.

7. Проблема изучения сензитивных периодов.

В развитии самой детской психологии как науки наблюдается борьба двух основных тенденций: 1) феноменологического описания процессов психического развития ребенка, их симптомов; 2) исследования внутренних закономерностей, которые лежат за этими симптомами (Эльконин Д.Б.).

► Чем отличаются возрастные и индивидуальные особенности?

Возрастные особенности - это особенности психического развития характерные для большого количества людей (например, большинство детей дошкольного возраста любят играть), а индивидуальные особенности – особенности характерные для отдельного человека (например, один ребенок спокойный, сосредоточенный, обязательно доведет работу до конца, другой – наоборот, любое дело бросает, едва начав).

Как бы ни были значительны индивидуальные различия, люди одного и того же возраста куда более сходы, чем люди разных возрастных групп (В.С. Мухина).

 

2. Связь возрастной психологии с другими науками. Значение для образования.   

Главное, что отличает возрастную психологию от других областей психологии – акцент на динамике развития, поэтому ее называют генетической психологией (от греческого «генезис» - происхождение, становление), но связана с другими отраслями психологии.

Возрастная психология и общая психология. Возрастная психология опирается на представления о психике человека, разработанные в общей психологии, и использует систему основных понятий общей психологии.

Психология личности рассматривает личностные образования

(мотивацию, самооценку, направленность и др.), возрастная психология отвечает на вопросы когда эти образования появляются у ребенка, каковы особенности их развития в определенном возрасте.

Связь с социальной психологией дает возможность проследить зависимость развития и поведения ребенка от специфики тех групп, в которую он входит (семья, группа сверстников в детском саду, в школе и др.).

Педагогическая психология изучает психологические закономерности обучения и воспитания. Возрастная психология изучает возрастные возможности усвоения знаний, формирования умений, навыков, ценностных ориентаций, психологические требования к методам обучения и воспитания.

Возрастная психология имеет многообразные связи с широким спектром областей науки и культуры. Она опирается на знания из области естественных наук, медицины, педагогики, этнографии, социологии, геронтологии, культурологи, искусствоведения, языкознания и др.

 Кроме этого, при подготовке будущих педагогов с возрастной психологией связаны почти все виды профессиональной практики, дисциплины предметной подготовки, учебно-исследовательская деятельность студентов.

► Какой можно сделать вывод будущему педагогу исходя из этого?

 Возрастная психология и образование

Важнейшим условием успешности образовательного процесса является знание закономерностей психических развитий ребенка.âЗнание возрастной психологии помогает педагогу осуществить дифференцированный, личностно-ориентированный подход, выбирать адекватные формы общения, обучения и воспитания с учетом возрастных особенностей, а также помогает преодолевать отклонения в поведении детей, строить образовательный процесс на научной основе, реализуя принцип природосообразности.

 

3. Возраст, детство, развитие как основные понятия возрастной психологии.

Возраст – конкретно относительно ограниченная во времени ступень психического развития, характеризуется совокупностью закономерных физиологических и психических изменений (Л.М.Фридман).

! Возраст – (возрастной период) – цикл развития, имеющий свои границы структуру и динамику (Л.С.Выготский).

Для определенного возраста характерно соединение психологических особенностей и особенностей поведения, которые за пределами данного возраста не встречается.

Таблица 2.

Виды возрастов ( А.А. Деркач )

абсолютный

условный

Хронологический

 

Биологический

Социальный

Психологический

 

    (календарный, паспортный) 1. возраст записанный в свидетельстве о рождении, а потом в паспорте. 2. число прожитых человеком с момента рождения лет и месяцев Степень соответствия возрастным нормативам развития всех систем организма.  Состояние и функционирование всех органов и систем организма человека

Действительное наличие прав и обязанностей, которыми чел. располагает, и уровень реализации их в поступках и деяниях.

Выполнение человеком тех или иных соц. функций и ролей в обществе

Например, студенческий, пенсионный.

Уровень психического развития человека в соответствии с тем или иным возрастом (сформированность интеллекта, чувств, воли, мотивационно-потребностной сферы, характера, способностей).

 

 

 

Уточнения студентов

«Сколько по документу?» «На сколько выглядит человек Часто ли болеет?» «Ходит ли голосовать?», «участвует в самоуправлении»)

«На сколько чувствует себя человек? Как умеет размышлять?

           

Таким образом, возрастной период – имеет определенные границы, но эти хронологические границы могут двигаться, и один ребенок вступит в новый возрастной период раньше, а другой позже. Особенно сильно «плавают» границы подросткового возраста, связанного с половым созреванием детей. Психологический, хронологический и биологический возраста могут не совпадать.

__________________________________________________________________

ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫХ СТУДЕНТОВ

(дополнительный материал, изучается по желанию студентов)

Раньше существовало разное отношение к фиксации точного хронологического возраста. Почему?

1) Средневековые люди плохо знали возраст своих детей (исчисление возраста не имело смысла). Санчо Панса о своей любимой дочери говорил: «Ей может быть пятнадцать лет или же два года больше или меньше. Во всяком случае, она стройна, как копье, и свежа, как апрельское утро».

2) Существует такое предположение, что дату рождения специально скрывали, опасаясь враждебной магии , записи о дне рождения нужно было делать в секретной книге (2).

________________________________________________________________

 

Детство (childhood) понимается как период усиленного развития человека, самый ранний возрастной этап жизни человека (Эльконин Д.Б.).

Детство – период, продолжающийся от новорожденности до полной социальной и, следовательно, психологической зрелости, это период становления ребенка полноценным членам человеческого общества (Л.Ф.Обухова).

!Детство – период наиболее интенсивное развития человека, его организма, который подготавливает ребенка к вхождению в новую взрослую жизнь (Е.О.Смирнова).

- Каковы границы детства?

В возрастной психологии границы детства 0-10,11,12 лет (В. Квинн, Г.Крайг, Ж. Годфруа). Некоторые психологи рассматривают подростковый возраст как «затянувшееся детство». Педагог А.С.Белкин разделяет детство на периоды (дошкольное детство, младшее школьное детство, подростковое детство, старшее детство 15-18 лет). В Конвенции о правах ребенка, статье 1, указано:

«Ребенком является каждое человеческое существо до 18 летнего возраста»

__________________________________________________________________

 

ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫХ СТУДЕНТОВ

Изучать детство вне истории развития человеческого общества невозможно.

       Исторически понятие детства связывается не с биологическим состоянием незрелости, а с определенным социальным статусом с кругом прав и обязанностей, присущих этому периоду жизни, с набором доступных для него видов и форм деятельности.

       Много интересных фактов было собрано для подтверждения этой идеи французским демографом  и историком Филиппом Ариесом.

Его исследования в области ИЗО привели к выводу, что вплоть до Х III века искусство не обращалось к детям,  художники не пытались их даже изображать. Детские образы в живописи Х III века встречаются лишь в религиозно-аллегорических сюжетах. (Это ангелы, младенец – Иисус и нагое дитя как символ души умершего, поэтому никто очевидно, не считал, что ребенок заключает в себе человеческую личность. Слово «ребенок» долго не имело того точного значения, которое придается ему сейчас. Так характерно в средневековой Германии слово «ребенок» было синонимом для понятия «дурак». Впервые на полотнах Х VIII века появляются портретные изображения реальных детей a наблюдалось преодоление равнодушия к детям, философы обращаются к данной проблеме, педагогические произведения так же полны комментариев относительно детской психологии (в том числе русских авторов XVI- XVII века). Важным символом изменения отношения к детству служит одежда. Постепенно произошло осознание детства как общественного феномена

__________________________________________________________________

 

Понятие развитие (development) – процесс качественных и количественных изменений в организме, нервной системе, психике человека.

Более подробно данное понятие будет рассмотрено в следующем параграфе.

- Итак, какие основные понятия рассматривает возрастная психология?

(ответ: возраст, детство, развитие)

Дата: 2019-12-22, просмотров: 292.