► Как вы думаете, что изучает данная наука?
Возрастная психология изучает процесс развития психических функций и личности на протяжении всей жизни человека (от рождения до старости) (отличие от общей психологии).
Возрастная психология как отрасль психологических знаний изучает факты и закономерности развития психики нормального здорового человека, а также развитие его личности на всех возрастных этапах (1).
► Зачем изучать возрастную психологию?
Внимательно прочитайте эпиграф и высказывание и попробуйте сделать вывод о значимости изучения возрастной психологии не только для родителей, но и для учителя.
►Что является объектом и предметом изучения данной науки?
Возрастная психология – это отрасль психологической науки, изучающая факты и закономерности развития человека, возрастную динамику его психики.
Объект возрастной психологии: развивающийся, изменяющийся в онтогенезе нормальный, здоровый человек определенной возрастной категории.
Предметом возрастной психологии – являются закономерности этапов психического развития и формирования личности в онтогенезе (Петровский А.В.).
Предмет возрастной психологии - возрастная динамика, закономерности и ведущие факторы развития психических процессов и свойств личности человека на различных этапах его жизненного пути (Волков Б. С.).
Предметом возрастной психологии является изучение и представление в виде научных фактов и соответствующих теорий основных особенностей психического развития детей при переходе из одного возраста в другой (включая развернутые разносторонние содержательные психические характеристики детей, относящихся к разным возрастным группа) (Немов Р.С.).
Предмет возрастной психологии – возрастные периоды развития, причины, механизмы перехода от одного возрастного периода к другому, общие закономерности, тенденции, темп и направленность психического развития в онтогенезе (Шаповаленко И.В.).
► В чем сходство и отличие определений предмета возрастной психологии у разных ученых?
Возрастная психология изучает те качественные и количественные возрастные изменения, которые происходят в психике и поведении человека (детей) при их переходе из одной возрастной группы в другую.
Таблица 1.
Возрастные изменения (признаки развития)
эволюционные | революционные | ситуационные | |||
(охватывают значительные периоды жизни от нескольких месяцев (у младенцев) до ряда лет у детей более старшего возраста (спокойно протекающие) длительные периоды) Сравнительно медленные, устойчивые, длительные колич. и кач. изменения возр. развития | (более глубокие происходят быстро, за сравнительно короткий срок " в период кризисов на рубеже возрастов между относительно спокойно протекающими периодами эволюционных изменений психики и поведения. Быстрые, скачкообразные, необратимые возр. преобразования | (под влиянием организованного обучения и воспитания. Неустойчивые обратимые изменения, требующие закрепления и последующих упражнений (разделы, задачи) Неустойчивые, обратимые изменения развития, требующие закрепления и последующих упражнений. |
Дата: 2019-12-22, просмотров: 347.