Модель рассматривает три фактора, влияющие на поведение руководителя:
a) отношение между руководителем и членами коллектива (доверие к руководителю, привлекательность личности руководителя для исполнителей);
b) структура задачи (привычность задачи, четкость ее формулировки и структуризации, а не расплывчатость, бесструктурность);
c) должностные полномочия (объем законной власти, который позволяет руководителю использовать вознаграждение и уровень поддержки, которую оказывает организация).
Чтобы определить личные качества Фидлер провел опрос. Он попросил работников дать портрет воображаемого коллеги, чьи личные качества были ли бы для них наименее предпочитаемыми. Так появилось понятие наименее предпочитаемый коллега (НПК). Менеджеры, имеющие высокий рейтинг по НПК - ориентированы на человеческие отношения, низкий рейтинг - на задания (работу).
Отношения между руководителем и подчиненным могут быть хорошими и плохими, задача структурирована и не структурирована, должностные полномочия большими и малыми. Различные комбинации них факторов дают 8 стилей руководства.
Руководитель, ориентированный на задачу или НПК с низким рейтингом наиболее эффективны в ситуациях 1,2,3 и 8. Руководитель, ориентированный на человеческие отношения или НПК с высоким рейтингом наиболее эффективны в ситуациях 4,5 и 6. В ситуации 7 могут хорошо работать, и те и другие. Из 8 ситуации наиболее благоприятна ситуация 1, наименее – 8. Интересно, что в этих крайних ситуациях наиболее эффективный стиль- - ориентированный на задачу.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
Взаимоотношения между руководителем и подчиненным | хорошие | хорошие | хорошие | хорошие | плохие | плохие | плохие | плохие |
Структура задачи | Структу- рирована | Не структу- рирована | Структу- рирована | Не структу- рирована. | ||||
Должностные полномочия руководителя | Силь ные | Сла бые | Силь ные | Слабые | Силь ные | Сла бые | Силь ные | Сла бые |
Рисунок 25
2. Подход Митчела и Хауса "путь-цель"
1. стиль поддержки- аналогичен стилю, ориентированному на человека
2. инструментальный стиль – аналогичен стилю, ориентированному на человека
3. стиль, поощряющий участие подчиненных в принятии решений
4. стиль, ориентированный на достижения
При этом выделяют ситуационые факторы:
А) личные качества;
Б) воздействие со стороны внешней среды
Ситуация | Стиль |
А) ЛИЧНЫЕ КАЧЕСТВА | |
У подчиненных наблюдается большая потребностьв самоуважении и принадлежности | Стиль поддержки, ориентированный на человека |
У подчиненных сильная потребность в автономии и самовыражении | Стиль инструментальный, ориентированный на задачу |
Б) УБЕЖДЕННОСТЬ ПОДЧИНЕННЫХ, ЧТО ОНИ СПОСОБНЫ ВОЗДЕЙСТВОВАТЬ НА ВНЕШНЮЮ СРЕДУ | |
Индивиды считают, что они влияют на окружение | Стиль, ориентированный на участие подчиненных в принятии решений |
Индивиды считают, что слабо воздействуют на происходящее | Стиль авторитарный,инструментальный |
Подчиненные стремятся к высокому уровню выработки | Стиль, ориентированный на достижения |
Характер задачи неодназначен | Стиль авторитарный, инструментальный (обеспечит руководителю выполнение задачи) |
3. Теория жизненного цикла Херси и Бланшера
Согласно этой теории самые эффективные стили лидерства зависят от «зрелости» исполнителя, которая подразумевает способность нести ответственность за свое поведение, желание достигнуть поставленной цели, а также образование и опыт в отношении конкретной задачи, которую необходимо выполнить.
В соответствии с этой моделью имеются 4 стиля лидерства, которые соответствуют конкретному уровню зрелости исполнителя:
«давать указания» - S1 (М1)
«продавать» - S2 (М2) ...
«участвовать» - S3 (МЗ)
«делегировать» - S4 (М4)
S1 (M1) - требует, чтобы руководитель сочетал большую степень ориентации на задачу и малую на человека
S2 (М2) - стиль, в равной степени ориентированный на задачу и человека
S3 (МЗ) - низкая степень ориентации на задачу и высокая на человека
S4 (М4) - низкая степень ориентации на человека и высокая на задачу.
4. Модель принятия решений руководителем Врума-Йеттона
В рамках данной модели разработаны 5 стилей управления:
1. Вы сами решаете проблему, используя имеющуюся информацию.
2. Вы получаете информацию от подчиненных и затем сами решаете проблему.
3. Вы излагаете проблему индивидуально тем подчиненным, кого это касается и выслушиваете их мнения.
4. Вы излагаете проблему группе подчиненных, затем вы принимаете решение, которое может отражать, а может и не отражать влияние коллектива.
5. Вы излагаете проблему группе подчиненных. Вы вместе находите и оцениваете альтернативы, пытаясь добиться согласия выбора альтернатив.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 270.