Решение – это выбор альтернативы, акт выработки окончательного суждения. Основная задача руководителя – принятие решений.
Решения, типичные для функции управления:
1. Планирование:
- какова наша сверхзадача или природа нашего бизнеса;
- какими должны быть наши цели;
- какие изменения во внешнем окружении и как они отражаются в будущем на организации;
- какие стратегию и тактику необходимо выбрать для достижения поставленных целей.
2. Организация:
- каким образом структурировать работу организации. Как целесообразно укрупнить блоки выполняемых работ;
-как скоординировать работу блоков;
- принятие каких решений на каждом уровне организации следует доверять людям;
- изменить ли структуру организации из-за изменений во внешнем окружении.
3. Мотивация:
- в чем нуждаются мои подчиненные;
- в какой мере эти потребности удовлетворяются в ходе деятельности;
- если удовлетворение работой и производительность рабочих возросли, то почему это произошло;
- что можно сделать, чтобы повысить уровень удовлетворенности работой и производительность подчиненных.
4. Контроль:
- как нам следует измерять результаты работы;
- как часто надо давать оценку результатов;
- насколько мы преуспели в достижении наших целей;
- если мы недостаточно продвинулись к поставленным целям, какие коррективы следовало бы внести.
Организационное решение – это выбор, который делает руководитель, выполняя обязанности, обусловленные занимаемой им должностью. Его цель – обеспечения движения к поставленным перед организацией задачам.
Организационные решения делятся на:
1.Запрограммированное решение – это результат реализации определенной последовательности шагов или действий. Число возможных альтернатив ограничено.
2. Незапрограммированное решение – это новые неструктурированные решения, сопряженные с неизвестными фактами. Они применяются в нестандартных ситуациях.
Компромисс – принимая решение, руководитель испытывает затруднения, так как эти решения могут иметь отрицательные последствия.
2. Подходы к принятию решений:
1. интуитивное решение – это выбор, сделанные на основе только ощущения того, что он правилен;
2. решение, основанное на суждениях – это выбор, обусловленный знаниями или накопленным опытом;
3. рациональное решение – основывается на объективном аналитическом процессе (не зависит от прошлого опыта)
Этапы рационального решения.
1. Диагностика проблемы – осознание симптомов затруднений или имеющихся возможностей. Релевантная информация – это относящаяся к делу внутренняя и внешняя информация (как повысить производительность рабочих).
2. Формулировка ограничений и критериев принятия решения. Характеристики, стандарты, по которым оценивается решения (какую технологию выбрать для производства, производительность в 2 раза выше, цена меньше 1млн тенге).
3. Определение альтернатив. Например, японское, германское, отечественное оборудование.
4. Оценка альтернатив. Отбрасываются недостаточно эффективные с точки зрения принятых критериев альтернативы (определяется сумма и срок окупаемости оборудования).
5. Выбор альтернативы. Реализация – реальная ценность решения становится очевидной после его осуществления. Обратная связь – поступление данных о том, что происходило до и после реализации решения.
3. Факторы, влияющие на процесс принятия решений:
1.Личностные оценки руководителей содержат субъективное ранжирование важности, качества, морально-этические ценности.
2.Среда принятия решений:
-условие определенности - это когда руководитель знает результат принятого решения (например, рассчитать окупаемость).
-условие риска - если результат по каждой альтернативе неизвестен, но известна его вероятность.
-условия неопределенности - когда решение принимается в условиях, где невозможно оценить вероятность потенциальных результатов.
3.Время и изменяющаяся среда.
4.Информационные ограничения;
Информация обычно связана с затратами, необходимо учитывать зависимость между стоимостью дополнительной информации и выгодой от ее приобретения.
5.Поведенческие ограничения - многочисленные психологические факторы и личностные особенности (антипатия, симпатия).
6.Негативные последствие - принятия управленческих решений - это искусство нахождения эффективного компромисса.
7.Взаимозависимость решений, например, принимая решение приобрести оборудования надо принять решение, как увеличить объем сбыта продукции.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 296.