А) Ликвидация – наиболее радикальный вариант полной распродажи материальных запасов и активов.
Б) Отсечение лишнего – отделение некоторых подразделений или видов деятельности.
В) Сокращение и переориентация – сокращается часть деятельности с целью увеличить прибыль (используется при ухудшении деятельности компании, при спаде и для спасения организации)
4. Сочетание – используют крупные компании, ведущие деятельность в нескольких отраслях.
Рисунок 18
Выбор стратегии по методике Бостонской консультативной фирмы
Если вы имеете высокую долю рынка и высокие темпы роста, лучше выбрать стратегию роста. Если у вас низкая доля рынка и низкие темпы роста, надо выбрать стратегию отсечения лишнего (Рисунок 19).
На стратегический выбор влияют следующие факторы:
1. Риск. Он должен быть приемлемым, высокий риск может разрушить организацию.
2. Знание прошлых стратегий.
3. Реакция владельцев акций – они зачастую ограничивают гибкость руководства при выборе стратегии.
4. Фактор времени. Реализации даже хорошей идеи в неудачный момент может привести к развалу компании.
МАТРИЦА БКГ
ДОЛЯ РЫНКА
Высокая Низкая
Звезда | ? |
$ | Собачка |
Высокие
ТЕМПЫ РОСТА
Низкие
Рисунок 19
Планирование реализации стратегии
Реализация стратегического плана
Основными компонентами формального планирования являются: тактика, политика, процедуры и правила.
1. Тактика - краткосрочные стратегии (планы), согласующиеся с общими долгосрочными планами
Характеристики тактических планов:
А) тактику разрабатывают в развитии стратегии
Б) стратегия разрабатывается на высших уровнях руководства, а тактика на уровне руководства среднего звена
В) тактика рассчитана на более короткий отрезок времени
Г) тактические результаты проявляются очень быстро, результаты стратегии через несколько лет
2. Политика - общие ориентиры для действий и принятия решений, которые облегчают достижение цели. Политика обычно формулируется высшими управляющими на длительный период времени. Политику можно рассматривать в качестве « кодекса законов», который определяет в каком направлении могут осуществляться действия. Политика направляет принятие решений, но все же оставляет свободу действий.
3. Процедуры - предписывают действия, кот. Должны быть предприняты в конкретной ситуации. По существу- это запрограммированные решения. Индивид обладает малой свободой действий и небольшим числом альтернатив.
4.Правила - точно указывают, что следует делать в конкретной ситуации, и в отличие от процедуры рассчитаны на конкретный ограниченный вопрос. Правила используются для точного выполнения заданий и исключают всяческую свободу выбора
Управление реализацией стратегического плана.
Управленческими инструментами по обеспечению высокой степени согласованности являются бюджеты и управление по целям.
Бюджет - представляет собой метод распределения ресурсов, охарактеризованных в количественной форме для достижения целей, также представленных количественно. Бюджет обеспечивает эталон, с которым можно объективно сравнивать результаты фактического использования ресурсов, помогая т.о. объединить планирование и контроль
Управление по целям - (МВО)- представляет собой метод объединения планирования, контроля и мотивации, который успешно принимают многие организации для уменьшения числа конфликтов и снижение отрицательной реакции людей на контроль путем их участия в этом процессе
Метод МВО помогает реализовать стратегию путем улучшения связей между целями подчиненных, целями их начальников и целями всей организации.
П. Друкер: « Каждый руководитель должен иметь четкие цели, которые обеспечивают поддержку целей руководителей, находящихся на более высоком уровне»
Дуглас Макгрегор: « МВО необходимо, чтобы оценивать руководителей на основе результатов, а не личных качеств. Фактические показатели сравниваются с установленными контрольными показателями.
А. Райа описывает управление по целям, как процесс из 4-х этапов.
1- выработка цели
2- планирование целей
3- проверка и оценка работы
4- корректирующие меры
Оценка стратегического плана
Оценка стратегии проводится путем сравнения результатов работы с целями. Процесс оценки используется в качестве механизма обратной связи для корректировки стратегии, должен проводиться системно и непрерывно охватывать все уровни – сверху - вниз
При этом следует ответить на 5 вопросов:
1- является ли стратегия внутренне совместимой с возможностями организации
2- предполагает ли стратегия допустимую степень риска
3- обладает ли организация достаточными ресурсами для реализации стратегии
4- учитывает ли стратегия внешние опасности и возможности
5- является ли эта стратегия лучшим способом применения ресурсов фирмы
Количественные критерии Качественные критерии
1.доля рынка 1.способность привлечь высоко-
2.рост объема продаж квалифицированных менеджеров
3.уровень затрат и эффективность 2.расширение объема услуг клиентам
производства
4. текучесть кадров 3.углубление значения рынка
5.удовлетворенность работников 4.снижение количества опасностей
6. чистая прибыль
7. невыходы на работу 5.использование возможностей
После выбора стратегии разработки последующего плана руководство должно провести тщательную проверку структуры организации, чтобы выяснить способствует ли она достижению общефирменных целей.
Стратегия определяет структуру. Наилучшей организационной структурой будет та, которая соответствует размеру, динамизму, сложности и личному составу организации.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 296.