Теория ожидания, разработанная Виктором Врумом
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В соответствии с этой теорией, наличие потребности недостаточно для мотивации, человек должен надеяться на то, что выбранный им тип поведения действительно приведет к удовлетворению желаемого.

При этом ожидание рассматривается как оценка данной личностью вероятности определенного события. При этом необходимо рассматривать три взаимосвязи:

А) Затраты труда – результаты (соответствие между затраченными усилиями и результатами) (торговый агент: 10 человек обзвонить, объем продаж выше на 15%). (З-Р)

Б) Результат – вознаграждение, ожидание определенного вознаграждения (10% премии). (Р-В)

В)Валентность (или ценность вознаграждения) – это предлагаемая степень удовлетворения или неудовлетворения от полученного вознаграждения. Например, за выполненную работу менеджер может получить прибавку в заработной плате, а он рассчитывал на повышение по службе. Налицо пример низкой валентности, по теории ожидания мотивация в этом случае ослабевает (Рисунок 26).

Если значение любого из этих трех критически важных для мотивации факторов будет мало, то будет слабой и мотивация.

Теория справедливости.

Предполагает, что люди субъективно оценивают отношение полученного вознаграждения к затраченным усилиям и соотносят его с вознаграждением других людей за аналогичную работу. Если сравнение показывает дисбаланс, то есть другой человек получает за ту же работу больше, возникает психологическое напряжение в результате необходимо мотивировать человека, чтобы снять напряжение и восстановить справедливость.

Основной вывод теории справедливости – в том, что до тех пор, пока люди не начнут считать, что они получают справедливое вознаграждение, они будут стремиться уменьшать интенсивность труда.

Мотивация = З-Р * Р-В * валентность

             
Ожидание того, что усилия дадут ожидаемые результаты
 
ожидание того, что результаты повлекут за собой ожидаемое вознаграждение
 
ожидаемая ценность вознаграждения
     
Мотивация

 


                                  *                                               *                                            =

 

 

З-Р                                      Р-В                              

 

Чтобы преодолеть падение производительности, необходимо разъяснить сотрудникам, получающим меньше, что когда их результативность достигнет уровня их коллег, они будут получать такое же повышенное вознаграждение.


Модель Портера-Лоулера

Лайман Портер и Эдвард Лоулер разработали комплексную процессуальную теорию мотивации, включающую теории ожиданий и теории справедливости.

Результаты, достигнутые сотрудником, зависят от трех переменных: затраченных усилий, способностей и характерных особенностей человека, а также от осознания им своей роли в процессе труда.

Уровень затрачиваемых усилий зависит от ценности вознаграждения и того, насколько человек верит в существование прочной связи между затратами усилий и возможным вознаграждением.

Достижение требуемого уровня результативности может повлечь внутреннее вознаграждение (удовлетворение от выполненной работы, чувство компетентности и самоуважение, по службе).

Удовлетворение – это результат внешних и внутренних вознаграждений с учетом их справедливости. Удовлетворение является мерилом того, насколько ценно вознаграждение на самом деле. Эта оценка будет влиять на восприятие человеком будущих ситуаций. (Рис. 27)

Один из важных выводов модели Портера-Лоулера в практике управления состоит в том, что результативный труд ведет к удовлетворению, а не наоборот. Раньше считалось, что удовлетворение ведет к достижению высоких результатов в труде, или более довольные работники лучше трудятся.

Портер и Лоулер, наоборот считают, высокая результативность является причиной полного удовлетворения, а не следствием его.

 

 


Вознаграждение, воспринимаемое как справедливость
     

Оценка роли работника
Оценка вероятности
Внешние вознаграждения  
Удовлетворение
Внутренне вознаграждение
Результаты выполнения работы
Способности и характер
Ценность вознаграждения
  

 

Усилия

 

 


Рисунок 22. Модель Портера-Лоулера

Тема 11: «КОНТРОЛЬ В СИСТЕМЕ МЕНЕДЖМЕНТА».

 

  1. Сущность, необходимость и виды контроля
  2. Процесс контроля
  3. Характеристики эффективного контроля

 

  1. Сущность, необходимость и виды контроля.

Контроль – это процесс, при помощи которого руководство организации определяет, правильные ли его решения и не нуждаются ли они в корректировке.

Контроль – это процесс обеспечения достижения организации своих целей.

Функция контроля – это такая характеристика управления, которая позволяет выявить проблемы и скорректировать деятельность организации до того, как эти проблемы перерастут в кризис.

Виды контроля

Различают предварительный, текущий и заключительный виды контроля.

Предварительный контроль осуществляется до фактического начала работ в области человеческих ресурсов (анализ качеств, необходимых для выполнения работ), материальных ресурсов (стандарты качества, контроль за поступающими материалами), финансовых ресурсов (разработка бюджета, установление предельных значений затрат)

Текущий контроль осуществляется непосредственно в ходе выполнения работ, для этого необходим механизм обратной связи, который позволяет выявить непредвиденные проблемы и скорректировать линию поведения.

 

 
Виды контроля

 

 


Заключительный контроль
Текущий контроль
Предварительный контроль
 

 

Рисунок 23

 

Заключительный контроль используется после выполнения работ и имеет две функции: дает информацию для планирования аналогичной продукции в будущем, способствует мотивации на основе измерения полученных результатов и определения степени вознаграждения.

 

Причины необходимости контроля:

1. Неопределенность – изменение законов, технологий, условий конкуренции приводят к необходимости в постоянной корректировки планов через систему обратной связи, которую обеспечивает контроль.

2. Предупреждение кризисных ситуаций – одно из главных назначений контроля – выявить проблемы и скорректировать деятельность организации до того, как эти проблемы перерастут в кризис.

3. Поддержание успеха – в любой организации важно определить, какие направления деятельности наиболее эффективно способствуют достижению целей и поддерживать именно эти сферы деятельности.

 

  1. Процесс контроля

 

 

 


                                                                       Рисунок 29.

 

 

 


Рисунок 24

 

 

  1. Характеристики эффективного контроля

 

 

 


                                                                                       

 

 

         Тема 12: «ЛИДЕРСТВО: СТИЛЬ РУКОВОДСТВА И ИМИДЖ МЕНЕДЖЕРА»

 







Обзор теорий лидерства.

Дата: 2019-12-10, просмотров: 226.