1.Бюрократическая организационная структура.
Слова «бюрократия» обычно ассоциируется у нас с канцелярской волокитой, плохой работой, бесполезной деятельностью, многочасовыми ожиданиями для получения справок. Однако первоначальное значение бюрократии было другим.
Оно было впервые сформулировано немецким социологом Максом Вебером. Вебер рассматривал бюрократию как некую нормативную модель, идеал, к достижению которого организации должны стремиться. Вебер назвал ее рациональной бюрократией.
Бюрократическая организационная структура имеет следующие черты:
1. Высокая степень разделения труда, что приводит к появлению высококвалифицированных специалистов в каждой области.
2. Иерархичность уровней управления, при которой нижестоящий уровень подчиняется вышестоящему.
3. Осуществление найма на работу в строгом соответствии с техническими квалификационными требованиями, подбор кадров по их деловым и профессиональным качествам.
4. Наличие многочисленных правил и норм поведения, обеспечивающих однородность выполнения сотрудниками своих обязанностей. Бюрократию часто называют классической или традиционной организационной структурой. Большинство современных организаций представляют собой варианты бюрократии.
Преимущества бюрократической организационной структуры:
Недостатки бюрократической организационной структуры:
2. Функциональная организационная структура
Функциональная организационная структура – ее иногда называют традиционной или классической, поскольку она была первой структурой, подвергшейся изучению и разработке.
Департаментализация – процесс деления организации на отдельные блоки, которые могут назваться отделами, отделениями или секторами.
Наиболее широко используемыми системами департаментализации являются:
Рассмотрим более подробно функциональную организационную структуру
Функциональная организационная структура
Рисунок 13
Функциональная департаментализация – это процесс деления организации на отдельные элементы, каждый из которых имеет свою четко определенную конкретную задачу и обязанности. Традиционные функциональные блоки компании – отделы производства, маркетинга и финансов. Эти функции имеются в каждой компании для обеспечения целей организации. Однако конкретные названия таких отделов могут варьировать.
Если размер всей организации и отдела велик, то основные функциональные отделы можно подразделить на более мелкие функциональные подразделения. Они называются вторичными или производственными. При этом необходимо соблюдать осторожность, чтобы эти отделы не ставили бы свои собственные цели выше общих целей. Идея вторичных подразделений применима к функциональной организационной структуре
Преимущества функциональной организационной структуры:
Недостатки функциональной организационной структуры:
1. Отделы могут быть заинтересованы в реализации целей и задач своих подразделений, чем общих целей всей организации. Это увеличивает возможность конфликтов между функциональными областями. В большой организации цепь команд от руководителя до непосредственного подчиненного становится слишком длинной.
Область применения функциональной организационной структуры- организации, выпускающие относительно ограниченную номенклатуру продукции при стабильных внешних условиях, в организациях, где решаются стандартные управленческие задачи.
Нельзя использовать: в организациях с широкой номенклатурой продукции, действующих в среде с быстро меняющимися потребительскими и технологическими потребностями. Для организаций такого типа больше подходит дивизиональная структура.
Дивизиональная структура.
Дивизиональная структура бывает:
1. При продуктовой структуре полномочия по руководству производству и сбытом какого-либо продукта передаются одному руководителю, которой является ответственным за данный тип продукции.
Руководители вторичных функциональных служб (производственной, технической и сбыта) должны отчитываться перед управляющим по этому продукту (Рисунок 14).
Преимущества:
Продуктовая организационная структура
Рисунок 14
Недостатки:
1. Дублирование одних и тех же видов работ для различных видов продукции, так как в каждом продуктовом отделении есть свои функциональные подразделения.
2. Организационная структура, ориентированная на потребителя - используется в организациях, где производят большой ассортимент товаров и услуг, которые отвечают запросам нескольких крупных групп потребителей или рынков.
Все подразделения группируются вокруг определенных групп потребителей. Цель такой структуры – удовлетворить этих потребителей этих потребителей также хорошо, как и организация, которая обслуживает только одну группу. Преимущества и недостатки такие же, как и продуктовой структуре.
Организационная структура, ориентированная на потребителя.
Рисунок 15
3. Региональная организационная структура используется, если деятельность организации охватывает большие географические зоны. Региональная структура облегчает решение проблем, связанных с местным законодательством, обычаями и нуждами потребителей. Преимущества и недостатки те же что и продуктовой модели и ориентированной на потребителя.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 274.