Рисунок 6
Плоская структура управления
Рисунок 7
5. Люди являются центральным фактором в любой модели управления. Существуют три аспекта изучения этого фактора производства:
• Поведение отдельных людей;
• Поведение людей в группах;
• Функционирование менеджера в роли лидера и его влияние па поведение людей и групп.
а). Поведение отдельного человека
Поведение отдельного человека зависит от целого набора характеристик, к которым относится: (Рисунок 8).
5. Умственные и физические способности. Менеджер должен учитывать способности человека при решении вопроса, кто какую работу должен выполнить. На этом же основан эффект специализации.
6. Предрасположенность тесно связана со способностями и означает имеющийся потенциал человека в отношении выполнения конкретной работы.
7. Потребности - внутреннее состояние психологического пли физического ощущения
недостаточности чего-либо. Потребности бывают физиологические (в еде, питье, тепле) и психологические (потребности к принадлежности к группе).
8. Ожидание - на основе прошлого опыта и текущей обстановки люди формируют ожидания результатов своего поведения. Если они знают, что за выполнение работы качественно, их ждет поощрение, они будут стремиться к этому.
9. Восприятие - интеллектуальное осознание стимулов, получаемых от ощущений. Восприятие - означает, что такое реальность для конкретного человека. Люди по-разному воспринимают одни и те же стимулы. Например, продвижение по службе для одного является стимулом, для другого - не имеет значения.
10. Отношение или социальные установки - это то, что не нравится, это неприязнь или привязанность к предметам, людям, группам, к любым аспектам окружающей среды. Отношение формирует – наше необъективное восприятие окружающей среды и тем самым влияет на поведение. Отношение к работе является важным фактором, определяющим, как люди будут реагировать на изменения условий, продолжительность работ и стимулирование труда.
11. Ценности – это общие убеждения, вера по поводу того, что хорошо, а что плохо в жизни.
Факторы, влияющие на поведение отдельного человека
Рисунок 8
Рисунок 9
Внешняя среда организации
Главным недостатком предыдущих школ является их упор на внутренние проблемы организации. Благодаря системному подходу организация стала рассматриваться как целостность, состоящая из взаимосвязанных частей и зависящая от внешнего мира. Ситуационный подход расширил идеи системного подхода: наиболее подходящий метод определяется конкретными внешними и внутренними факторами.
Характеристики внешней среды
а) Взаимосвязанность факторов внешней среды - это уровень силы, с которой изменение одного фактора воздействует на другие
б) Сложность внешней среды - число факторов, на которые организация должна реагировать, а также уровень вариативности каждого фактора. Внешняя среда считается сложной, если происходит постоянное изменение законодательной базы, частое перезаключение договоров, острая конкурентная борьба, частые изменения технологий
в) Подвижность среды - скорость, с которой происходят изменения в окружении организации. В различных отраслях различная подвижность среды. В информационной , компьютерной, фармацевтической отраслях подвижность среды выше, чем например, в машиностроении и тяжелой индустрии
г) Неопределенность внешней среды - количество информации о среде и уверенность в ее точности. Если информации мало и нет уверенности в ее точности, то среда становится неопределенной, а значит трудно принимать решения.
Внешняя среда делится на 2 группы:
1. Среда прямого воздействия включает факторы, которые непосредственно влияют на операции системы
Поставщики - С точки зрения системного подхода организация - это преобразование входов системы в выход, Основные разновидности входных переменных - это материальные, трудовые, финансовые ресурсы, оборудование, энергия и т.д.
Профсоюзы. Подписывая договор с профсоюзами, фирма договаривается с поставщиком рабочей силы. 17 % рабочей силы в США охвачены профсоюзным движением.
Законы и государственные органы. Бизнес регулируется целым сводом законов: Закон о защите интересов потребителей, закон об охране окружающей среды, требования санэпидстанции, соблюдение налогового законодательства, требований противопожарной безопасности и т.д.
Потребители. Само существование организации зависит от ее способности найти потребителя своей продукции или услуги.
Конкуренты. Руководство должно понимать, что если не будут удовлетворять нужды потребителей также как их конкуренты, они не смогут долго продержаться.
Рисунок 10
2. Среда косвенного воздействия- факторы, которые не оказывают непосредственного влияния на системы, но тем не менее сказываются на них.
Технология - одновременно и внутренняя и внешняя переменная. Она влияет на эффективность производства продукции, скорость устаревания продукции. Наиболее конкурентоспособны те организации, которые идут в ногу с НТП. Наиболее прогрессивные современные технологии - компьютерные, лазерные, спутниковые, генная инженерия, атомная энергетика.
Состояние экономики – влияет на стоимость вводимых ресурсов, способность потребителей покупать товары и услуги. При прогнозировании инфляции организация должна использовать следующую стратегию:
• Увеличить запасы;
• Установить фиксированную заработную плату;
• Сделать заем, чтобы потом вернуть «дешевые деньги»
При прогнозировании экономического спада организация должна использовать следующую стратегию:
• Уменьшать запасы готовой продукции, так как потом могут возникнуть проблем со сбытом;
• Сократить часть работников;
• Отменить планы расширения производства
Рисунок 11
Социально-культурные факторы - это установки, жизненные ценности, традиции. Например, в США считается недопустимым дача взяток, распространение слухов против конкурентов, хотя в других странах - это вполне приемлемо. Пропаганда здорового образа жизни привела к развитию спортивной индустрии.
Политические факторы - отношение законодательных органов к бизнесу, которое может проявиться в следующих действиях правительства:
• налогообложение предприятий;
• контроль цен и заработной платы;
• законодательство по защите потребителей
Для организации, ведущей бизнес за рубежом, большое значение имеет фактор политической стабильности этой страны. Политические изменения могут привести к установлению специальных пошлин на импорт и, наоборот, если страна заинтересована в притоке иностранного капитала, создается ситуация, благоприятная для бизнеса.
Международное окружение
Международный бизнес - это все виды деятельности, которые связаны с перемещением ресурсов, товаров, услуг и рабочей силы через национальные границы.
Разновидности международного бизнеса:
- Экспорт
- Лицензирование
- Совместные предприятия
- Прямые капитальные вложения
- Многонациональные корпорации
Дата: 2019-12-10, просмотров: 285.