Школа научного управления (1885-1920)
Основоположники школы: Фредерик Тейлор, Френк и Лилиан Гилбрет, Генри Гантт
Основные положения:
- Впервые предложили отделить управленческие функции обдумывания и планирования от фактического выполнения работ.
- Подбор кадров предложили осуществлять в соответствии с выполняемой работой, доказали необходимость обучения.
- Предложили использовать систему стимулирования.
- Разработали систему норм с учетом необходимых перерывов, дополнительных стимулов за превышение норм.
- Используя наблюдения, замеры, логику и анализ усовершенствовали многие операции ручного труда: Тейлор предложил ковш для переброски руды объемом 8,6кг. Гилбрет - микрохронометр, кинокамеру для изучения движения кисти руки, что позволило сократить количество движений при кладке кирпича с 18 до 4 и увеличить производительность до 50 %.
Вклад школы:
- Использование научного анализа для определения лучших способов выполнения задачи
- Отбор работников, лучше всего подходящих для выполнения задач и их обучение.
- Обеспечение работников необходимыми ресурсами для выполнения задач.
- Систематическое и правильное использование материального стимулирования для повышения производительности труда.
Классическая или административная школа (1920-1950)
Основоположники школы: Анри Файоль, Линдалл Урвик, Джеймс Д.Муни
Основные положения:
- Главная цель школы - создать универсальные принципы управления. Впервые был реализован подход к совершенствованию управления организацией в целом.
- Главный вклад основоположника школы Анри Файоля («отца менеджмента») - рассмотрение управления, как универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций, таких как планирование и организация.
- Впервые были разработаны принципы построения структуры организации, например, принцип единоначалия - человек должен получать приказы от одного руководителя.
Принципы управления Анри Файоля
- Разделение труда. Целью разделения труда является выполнение работы большей по объему лучше по качеству при тех же усилиях. Это достигается за счет сокращения числа целей, на которые должны быть направлены внимание и усилия.
- Полномочия и ответственность. Полномочие - есть право отдавать приказы, а ответственность есть ее составляющая противоположность. Где даются полномочия, там возникает ответственность.
- Дисциплина. Дисциплина предполагает послушание и уважение к достигнутым соглашениям между фирмой и ее работниками.
- Единоначалие. Работник должен получать приказы от одного непосредственного начальника.
- Единство направления. Каждая группа, действующая в рамках одной цели, должна быть объединена единым планом, и иметь одного руководителя.
- Подчиненность личных интересов общим. Интересы одного работника или группы не должны превалировать над интересами компании.
- Вознаграждение персонала. Чтобы обеспечить верность и поддержку работников они должны иметь справедливую зарплату за свою службу
- Централизация. Необходимо правильно установить пропорции между централизацией и децентрализацией.
- Скалярная цепь - это иерархическая система подчинения нижестоящих руководителей вышестоящим.
- Порядок: Место для всего и все на своем месте.
- Справедливость - это соотношение доброты и правосудия.
- Стабильность рабочего места для персонала. Высокая текучесть кадров снижает эффективность работы.
- Инициатива. Разработка плана и се реализация - это сила и энергия организации.
- Корпоративный дух. Союз - это сила, а она является результатом гармонии персонала.
Вклад школы:
1. Развитие принципов управления
2. Описание функций управления
3. Систематизированный подход к управлению всей организации.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 260.