Северный текст русской литературы для детей
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Особой и важной частью Северного текста русской литературы являются книги, предназначенные для детского чтения. Воспитательное, образовательное и эстетическое значение художественной литературы для детей обосновал ещё В.Г. Белинский[80]. Помимо того, что произведения, созданные для ребёнка, решают целый спектр психолого-педагогических задач, дают информацию о мире, воспитывают, формируют особое коммуникативное поле и эстетический вкус, они также являются важнейшим средством передачи подрастающему поколению культурно-исторического и духовного опыта, средством для становления гармоничной, адекватной национальному восприятию картины мира личности.

Таким образом, часть Северного текста, имеющая своим адресатом ребёнка, призвана не просто создать некую проекцию, слепок северорусского мира в произведении, но и решить сверхтекстовые задачи формирования внутреннего мира юных северян. Важно также отметить, что «восприятие Севера как мифопоэтического пространства», характерное для Северного текста русской литературы, удивительно родственно детскому образу мышления с его способностью соединять реальность и сказку, тяготением к чуду, стремлением создавать условные миры, с его непосредственностью и незаурядностью. Не оттого ли многие произведения Северного текста, не предназначенные изначально для юных читателей, так органично вошли в круг их чтения? Так, например, в хрестоматиях, ориентированных на школьников, где собраны произведения писателей и поэтов Русского и Европейского Севера,[81] мы встретим имена Н. Тряпкина, Н. Рубцова, А. Яшина, О. Фокиной, Ф. Абрамова, Е. Овсянкина и др.

В данном параграфе речь пойдёт о произведениях Северного текста русской литературы для детей, созданных писателями специально для читателя-ребёнка. Детскую читательскую группу мы предлагаем определять в контексте этого пособия довольно широко – от 0 до 15 – 16 лет, только для того, чтобы в самом общем смысле провести границу между литературой «для взрослых» и «для детей».

Своеобразным общим местом у специалистов, занимающихся проблемами детского чтения, стало утверждение о том, что ни одна взрослая книга не сможет заменить ребёнку произведения, созданного специально для него. Это в полной мере относится и к северному тексту русской литературы, образцы которого, несомненно, могут и должны стать органичной частью регионального содержания в школьном изучении. Не имея возможности в рамках данного пособия подробно обратиться к рассмотрению всех ярких произведений о Севере для детей, мы предлагаем типологический обзор Северного текста русской литературы для детей.

На наш взгляд, два критерия могут стать основными при характеристике Северного текста детской литературы, они же могут быть рассмотрены как основные логические принципы при отборе литературного регионального материала для изучения в школе и при разработке системы уроков по Северному тексту русской литературы для детей.

Первый принцип – историко-литературный. Его сформулировал и обосновал в статье «Север России в истории русской литературы XX века (по материалам словаря Пушкинского Дома)»[82] А.М. Любомудров. Мы, вслед за ним, предлагаем свой опыт типологии той части Северного текста русской литературы, которая имеет своим адресатом ребёнка. 

Определяющим критерием разграничения писателей и их произведений мы предлагаем считать специфику художественной картины мира, во многом обусловленную тем местом, которое занимает Русский Север в жизни конкретного автора. Для одних он – малая Родина, причём, на наш взгляд, здесь нужно различать писателей и поэтов-уроженцев Севера, представителей русской нации и малочисленных коренных народностей: слишком оригинально и самобытно художественное мировосприятие последних. Для других Север – не дом по рождению, но место, где прошли долгие годы жизни. Восприятие Русского Севера у этих авторов отличается от видения мира и представителей первой группы (оно несколько отстранённо), и от отношения тех литераторов, которые были уроженцами других мест и лишь ненадолго приезжали на Север.

Итак, среди великих певцов Севера, родившихся и выросших в Архангельске, прежде всего следует назвать Бориса Викторовича Шергина (1896 – 1973) и Степана Григорьевича Писахова (1879 – 1960). Их творчество питает сама суть поморской жизни с её строгими нравственными традициями, бесконечной и глубокой верой, неповторимым северным говором, суровыми, стойкими, жертвенными и живыми русскими характерами, с её чуткостью к красоте внешнего мира и человеческой души. Таланты этих авторов были настолько велики, а их личностный опыт столь самобытен и целен, что они не могли не повлиять в житейском и творческом планах на современников и последователей.

Особое место в Северном тексте детской литературы принадлежит наследию Евгения Степановича Коковина(1913 – 1977), автора знаменитой трилогии о жизни архангельских мальчишек «Детство в Соломбале», «Морская школа» и «Первая любовь». Е. Коковин, журналист и художник, удивительно умеет сочетать информативность и вымысел, публицистические объективность и точность с проникновенным лиризмом. Искренняя интонация его книг, воздействующая на ребёнка лучше любого прямого наставления, берёт своё начало в том личном опыте, который автор кладёт в основу многих своих произведений. Так, неудивительно, что большая часть книг писателя, родившегося в семье моряка и закончившего мореходную школу, связана с темой моря («Жили на свете ребята», «Экипаж боцмана Рябова, или Необыкновенные приключения маленьких матросов на большой реке», «Мы поднимаем якоря», «Возвращение корабля», «Корабли моего детства» и др.). Или, помня о своём первом литературном наставнике – А. П. Гайдаре, – ряд произведений автор посвятил ему: «Лесокат», «Северная звёздочка Гайдара», «Я буду матросом», «Маленький лодочник» и др. Итогом военных впечатлений стали изданные в конце 1940-х – 1950-е годы книги «Гарнизон маленькой крепости», «Повесть о суворовцах», «Счастливого плавания!».

Творчество Е. Коковина ещё раз подтверждает мысль о том, что хорошая детская книга не может быть неискренна, и чтобы воспитывать, она должна точно улавливать веяния эпохи и одновременно говорить о вечном, о дружбе, любви, верности, призвании…

Близки к произведениям Е. Коковина по авторской интонации и стремлению максимально объективно отразить жизнь повести Николая Александровича Вурдова – «Робинзоны студёного острова» и «Дорога на всю жизнь». В дилогии писатель повествует о реальных событиях, об организованной в 1942 году школьной экспедиции на Новую землю, где дети работали, чтобы помочь голодающему населению Архангельска. Это книги о подчас непростых отношениях подростков, о дружбе, преодолении себя, взрослении, любви к родному краю и ответственности за него.

Центральным образ Русского Севера, и в частности Архангельска, становится в книгах современных писателей, задача которых в художественной и занимательной форме рассказать ребёнку об истории, культуре, традициях Поморья. Это особая разновидность детской литературы – книги-учебники, каким было, например, знаменитое «Путешествие Нильса Хольгерсона с дикими гусями по Швеции» С. Лагерлёф.

Таковы произведения писательницы и талантливого архитектора, реставратора Светланы Александровны Ефремовой «Сказка о девочке Вере и застывшей музыке» (2005), «Сказка о поющем и говорящем доме» (2006), «Каргопольская сказка» (2007), «Сказка Красного Бора» (2008), «Сказание о старом поморе» (2009). Можно назвать книги Виктора Александровича Суханинского «Соломбальские кораблики» (2002), где главным героем выступает Виктор Былина – внук Сени Малины, поморскую легенду«Жемчужное ожерелье» (2002). Особо отметить необходимо оригинальные книги Елены Антроповой «Северный клубок» (2008) и Михаила Попова «Золотой ларец» (1992) и «Берестяная история, или Приключения отрока Онфима» (1997).

В Северном тексте русской литературы для детей нашла своё отражение традиция подростковой прозы. Среди современных писателей-уроженцев Севера, которые в своём творчестве обращаются к вопросам нравственного и социального самоопределения личности подростка, взаимоотношений ребёнка со сверстниками, родителями, учителями и переосмысляют в связи с новыми общественными и литературно-художественными тенденциями популярный жанр «школьной повести»,нужно назвать имя писательницы из Сыктывкара – Елены Васильевны Габовой (1952 г.р.). Её повести и рассказы из сборников «Никто не видел рыжего» (2000), «Не вставайте с левой ноги» (2004) и другие помимо того, что рассматривают устойчивые для подростковой прозы темы, оригинально отражают северорусское поэтическое восприятие мира.

Опирается на традиции детской юмористической литературы в своём творчестве архангельская писательница Елена Борисовна Антропова (1959 г.р.). Её книги – «Сказка про Шля-Пу Китайскую» (2005), «Волшебная пуговка Путси-Там» (2006), дилогия о Потеряшкине (2003), «Ляп-Пузырия» (2006) и «Чепушиные истории» – тяготеют к сказочному жанру, предназначены для читателей младшего возраста, отличаются смысловой цельностью, искренностью и просвечивающей сквозь простоту формы и языка нравственной глубиной. Проза Е.Б. Антроповой по своей нескрываемой авторской любви к герою и маленькому читателю приближается к поэзии.

Давая общую характеристику Северного текста, А.М. Любомудров замечает: «Литераторы Севера преимущественно поэты. Лирическая стихия преобладает над эпико-прозаической».[83] Это не совсем справедливо для Северного текста детской литературы. Так, например, из русских поэтов-уроженцев Севера, которые ориентируются в своём творчестве на детскую аудиторию, мы можем назвать, пожалуй, только Нину Семёновну Власенкову (1937 г.р.), члена Союза писателей, профессионального педагога, всю жизнь посвятившую работе в детском саду. Первый поэтический сборник автора – «Лягушата» – издан в 1999, затем появились добрые и светлые книги «Зонтик для друзей» (2001), «Чудо-сундучок» (2001), «Ёжик без сапожек» (2006), «Яшка-мультяшка» (2007), «Лесные тропинки» (2007). Поэзия для самых маленьких – жанр «лёгкий» лишь на первый взгляд. Чтобы для малышей сочинить хорошие стихи, недостаточно просто зарифмовать строки. Нужно уметь видеть мир таким, каким его видит ребёнок. Этим удивительным даром, несомненно, обладает поэтесса.

Куда больше имён можно назвать, если вспомнить писателей, которые обращаются к детской аудитории лишь в некоторых своих произведениях. Назовём, например, имя Михаила Ивановича Барышева (1923 – 1979), чьи детство и юность прошли в рыбачьем стане Териберка на берегу Баренцева моря. В 1956 году вышел его сборник рассказов для детей «Маленькие поморы», затем была издана повесть «Особый патруль» и автобиографический сборник рассказов «Панозеро». Главное для писателя – критерий жизненной правды, которую, следуя за образной мыслью В.Г. Распутина, писатель должен «выстрадать из многих и многих как главную»[84].

Традиционную для детской литературы «природоведческую» линию развивает в своём творчестве вологодский писатель Иван Дмитриевич Полуянов (1926 – 2008). Он продолжает традиции М. Пришвина, И. Соколова-Микитова, В. Бианки, Л. Кассиля. Большинство его произведений посвящено родному северному краю: «Барабанщики весны» (1960), «За синей птицей» (1969), «Певучий мостик» (1973), «Горох на тысячу дорог» (1973), «Месяцелов» (1979). Важно, что, рассказывая о жизни природы детям, автор поднимает вечные, всегда значимые проблемы взаимоотношения человека и окружающего мира, такие актуальные сегодня проблемы экологического просвещения, а также стремится передать народный, фольклорный взгляд на северный мир.

Особое место книги для детей занимают и в творчестве известного современного писателя Михаила Константиновича Попова (1947 г.р.), живущего и работающего в Архангельске. Он автор сказки «Онежская жемчужина» (1996), в которой добрый молодец Никита спасает красоту Онеги; «Истории перламутровой раковины» (1985); уже упомянутой книги «Золотой ларец» (1992), где читатель вместе с главным героем – мальчиком-помором Санькой – сможет узнать больше о своём крае. Перу М. Попова принадлежит и художественно-историческая повесть «Берестяная история, или Приключения отрока Онфима» (1997), действие в которой происходит в первой половине XIII века, а главный герой мальчик Онфим в своих берестяных грамотках описывает весь недолгий век святого князя Александра Невского.

Интересны также произведения северорусских авторов, где освещена столь актуальная для региона тема взаимоотношений русских и представителей малочисленных коренных народов. Так, ярким именем в истории северной детской литературы является имя Пэли Пунуха /Тимофея Петровича Синицина (1894 – 1971), педагога, журналиста и писателя. Новый мир открыл для себя П.Пунух, работая в 1920-е годы учителем в ненецких школах на Новой Земле, в Канино-Тиманской тундре. Этот опыт лёг в основу его книг для детей 1930-х годов: «Борька в тундре», «Девочка Савоне», «Пята тысячелетий» («Из-под пяты веков») и др.

Другой опыт национальных взаимоотношений показан в повести Евгения Коковина «Полярная гвоздика» и ряде рассказов автора, повествующих о дружбе ненецких и русских детей.

Однако в Северном тексте детской литературы отражён также взгляд на диалог культур с другой стороны. Особое место здесь занимает творчество писателей и поэтов, относящихся к малым коренным народам Крайнего Севера, в чьих произведениях отражён уникальный мифопоэтический взгляд на мир и человека в нём.

Одним из первых писателей-ненцев, книги которого отчасти посвящены детям, называют Антона (Сярати) Петровича Пырерка (1905 – 1941), учёного-лингвиста, создателя ненецкой письменности, фольклориста. Сказки и книга «Единственный сын старушки» опираются на традиционные ненецкие мифологические представления о жизни. Автобиографическая повесть А.Пырерка «Младший сын Вэдо» рассказывает о трудной судьбе ненецкого мальчика-сироты, о его опыте общения с русскими людьми и русской культурой, достоверно передаёт национальное мироощущение.

Автобиографична повесть ненецкого писателя, педагога и общественного деятеля Прокопия Андреевича Явтысого (1932 – 2005) «Рождённые в нартах» (1983). В ней автор обращается к своему детству, выпавшему на страшные 1940-е, рассказывает о том, как подростки, заменив отцов, трудились для общей победы. Поэтические сборники П.Явтысого («След аргиша», «Бег оленя», «Праздник оленевода» и др.) не адресованы непосредственно детям, но сам строй его лирики, простота образов и приёмов, отсутствие подтекста, искренность и предельность в выражении чувств лирического героя делают его стихи близкими детскому восприятию.

В 1998 г. П.А. Явтысый создал детскую литературно-творческую группу «Суюкоця» («Оленёнок») при Этно-культурном центре НАО вместе с ненецким прозаиком и поэтом Алексеем Ильичём Пичковым (1934 – 2006). Особое место в творчестве последнего занимают стихи и проза для детей: повести «Розовый узор» и «Сятук», поэтический сборник «Едем в тундру на оленях». В. Толкачёв в прощальной статье об А. Пичкове писал: «Богом данный талант позволил ему воплотить чувства и мысли своих земляков в поэзии. Как композитор на музыку, он положил свой внутренний мир на Слово, и оказалось: это и их слова. Главное чувство, пронизывающее его стихи – любовь»[85].

Любовью к родине и людям проникнуты и посвящённые детям стихи Василия Николаевича Ледкова (1933 – 2002) из сборников 1960-х годов – «Детям моего стойбища», «Быстроногий оленёнок» и др. «Певцом Ямала» называют критики поэта Леонида Васильевича Лапцуя (1939 – 1982), автора поэм и стихов для детей: «Мальчик из стойбища», «Эдейка», поэма-сказка «Тер» и др.

Писатели искренне переживают проблемы и трудности своего народа, ратуют за сохранение национальных традиций, с одной стороны, и мечтают о просвещении ненцев – с другой. Большинство из них ясно осознаёт, что будущее народа – в руках детей, возможно, поэтому почти все яркие литераторы интуитивно выходят к материалу детской литературы. Это тот случай, когда неразделимыми оказываются история, традиции, сила художественного слова и задачи воспитания юношества; это литература действенная, призванная не только отражать жизнь, но и сберегать её и менять.

Произведения для детей в творчестве всех названных в этой части обзора авторов составляют лишь часть творческого наследия, но для нас, разумеется, особенно интересны авторы, чьё внимание сосредоточено на создании книг для юных читателей. Так, талантливо пишет для детей Нина Никитична Куратова (1930 г.р.) из Сыктывкара. Даже названия её произведений пронизаны пафосом радостного приятия жизни: «Давайте знакомиться и дружить» (1984), «Горсть солнца» (1980), «Миша растёт с каждым днём» (1991).

На коми и на русском пишет прозу для детей младшего школьного возраста Елена Васильевна Козлова (1954 г.р.). Любимый жанр писательницы – рассказ. Со сборником рассказов «Синее стёклышко» она входит в литературу в 1988 году; затем были изданы книги «Я и братишка Ивук», «Снежный человек», «Волшебные очки», «Озорник».

Произведения Северного текста детской литературы, созданные представителями малых коренных народов, на наш взгляд, наделяются их авторами особыми дополнительными функциями. Северорусские писатели, подчёркивая региональную самобытность жизни, традиций, природы в своих книгах на первое место всё-таки ставят человека, героя. Это личностно ориентированная литература. Писатели Крайнего Севера часто стремятся к яркой презентации своего народа, делая упор на универсальные обобщения, на создание подробнейшей модели национальной жизни. Это можно объяснить особым типом мировосприятия, основанном на коллективно-мифологическом начале, когда человек мыслится малой частью вселенского мира. С другой стороны, многие современные авторы всё чаще создают свои произведения для детей на национальных наречиях, словно пытаясь зафиксировать, закрепить в языке традицию, сохранить её для будущих поколений.

Вторую большую группу создателей Северного текста детской литературы составляют писатели, не являющиеся уроженцами Русского Севера, но на протяжении долгого времени проживающие на его территории.

Многие годы плодотворно пишет для детей Вячеслав Павлович Чиркин. Он родился в 1937 году в Дагестане, а живёт в Котласе Архангельской области. Его «поэтическую прозу» составляют рассказы («В гостях у дедушки в деревне», «Лапка: рассказики о животных», «Хорошая Оля: рассказы о детях», «Размороженные воробьи: рассказики о детях») и сказки («Брыкадил: почемучные сказки для детей и взрослых», «Поросёнок Борька», «Сладкоежка и дымовой: настоящая сказка»).

В разных регионах России известно творчество Тамары Николаевны Ломбиной (р. 1949), живущей в Сыктывкаре. Её книги адресованы детям разного возраста: и подросткам (сборник рассказов «Из пункта “А” в пункт “Б”»), и дошкольникам (учебники-сказки «Читайка» и «Грамотейка»).

Не менее известны и книги Ольги Максимовны Гарнат (Ольги Максимовой), писателя, поэта, члена Товарищества детских и юношеских писателей России. Ольга Максимовна родилась в 1954 году в Украине, но уже долгие годы живёт в Мурманске и пишет замечательные книги для детей. Среди самых талантливых – повесть «Долгая дорога к дому, или Приключения щенка Фунтика» (2005), посвящённая отцу писательницы; повесть для подростков «Найди свою Трою»; повесть для взрослых и детей о семье «Мой любимый соловей».

Работа над произведениями для детей и о детях есть и в творческом опыте архангельского писателя и поэта, родившегося в Ленинграде, Валерия Николаевича Чубара (1962 г.р.). Кроме научно-фантастической прозы (роман «Следующее поколение», повести «Сыновья полей», «Удержать холм», «Солнце в лицо»), которая в силу своей художественной специфики часто попадает в круг юношеского чтения, В. Чубар является автором повести для подростков «Вместе весело шагать, или мы стоим за гаражами» (2007), успевшей получить положительные отклики современных критиков.

Дар живо и лаконично передавать настроение и эмоции, понятные детям, был присущ поэту и писателю Василию Максимовичу Калинкину (1910 – 1981), который с 1936 года  жил и работал в Холмогорах. В 1955 году в Архангельском книжном издательстве вышел сборник его стихов «Первая книжка», в 1958 – «Стихи детям». Позже увидели свет сборники «Малютка», «Солнце в блюдечке», «Первое знакомство». Н.К. Жернаков писал о стихах В. Калинкина: «В них то особенное, глубокое понимание воспитательной силы художественного слова, то поэтическое осмысление мира в детском восприятии, без назидательного нравоучения, которые отличают поэта истинного… в них светлая душа и золотое сердце автора[86]».

Нельзя не вспомнить также имя Юрия Александровича Горбунова (1929 – 1994), поэта и прозаика из Северодвинска, создававшего замечательные книги для малышей – «Алёшкин мостик» (1974), «Как стать капитаном» (1980), «Кораблик с белым парусом» (1980).

В различных жанрах прозы и поэзии для детей работает Олег Семёнович Бундур (1974 г. р.) из г. Кандалакша Мурманской области. С 1985 года было издано около 20 книг автора; писатель часто публикует свои произведения в детских литературно-художественных журналах «Чиж и ёж», «Кукумбер», «Весёлые картинки» и др. Главная тема лирики Олега Бундура для детей – поэзия гармоничных семейных отношений, без которой невозможно развитие цельной человеческой личности. Об этом его книги «Книжка про нас», «Если в доме каждый рад», «Без папы скучаю», «Как воспитывать папу», «Папу с мамой берегу», «Мама в командировке», «Папа приехал». Даже в названиях поэтических сборников запечатлено удивительно светлое, доброе и открытое авторское отношение к миру, которое передаётся читателю, – «Здравствуй, день!», «Здравствуй, солнце!», «Друг без друга не прожить». Писатель искренне восхищается удивительным миром Севера, ставшим для него родным, что нашло отражение в сборниках рассказов «Медвежка», «У нас на Крайнем Севере», «Заповедный кордон» и целом ряде стихотворений (сборники «Каша с видами на море», «В гостях у белого медведя»).

К третьей группе создателей Северного текста детской литературы мы отнесли литераторов, лишь ненадолго приезжавших на Русский Север. Однако даже краткое пребывание на поморской земле порой оставляло в творчестве художников заметный след.

Среди представителей этой группы собственно детских писателей не так уж много. Прежде всего назовём Льва Абрамовича Кассиля (1905 – 1970). Целый ряд его рассказов 1930-х – 1940-х годов связан с «северными» впечатлениями («Батарейный заяц», «Вторая половинка песни», «Федя из Подплава», «Черемыш – брат героя»), а статья«Сиверко – поморский ветер», посвященная Е. Коковину и обращённая к юным читателям, характеризует писателя не только как талантливого критика, но и человека, влюблённого в Русский Север.

Вспомним также имя Михаила Спартаковича Пляцковского (1935 – 1991), известного детского поэта, прозаика и драматурга. Его впечатления от путешествия в Арктику и на Чукотку отразились в лирике (стихотворения «Морошка», «Чукотка», «Высокие широты», поэтический сборник «Ёлка бегает по тундре»), художественно-музыкальной композиции «Белый Север», созданной совместно с С.Г. Гладковым и нескольких рассказах («Умка хочет летать», «Тюлентяй» и др.).

Ярким современным поэтом, пишущим для детей, является журналист и арт-педагог Вера Петровна Линькова (1954 г. р.). В Карелии в 1984 году выходит первая книга её детских стихов «С глухарём поговорю», позже появились сборники «Царевна Морошка» (1988) и «Съел павлин горячий блин» (1991). В стихах, посвящённых Северу («Птичий ночлег», «Мы – разбойницы касатки», «Моряны у бани» и др.), автор воссоздаёт мир живой северной природы, делая акценты на выразительных и характерных подробностях.

Другие писатели, которых нельзя не назвать в этой части нашего обзора, пишут главным образом для взрослых, но нравственный, воспитательный и художественный потенциал их произведений о Севере так велик, что эти книги по праву входят в круг детского чтения.

Так, Зиновий Самойлович Давыдов (1892 – 1957) не был собственно детским писателем, лишь одно его произведение – роман «Беруны» (1957) – примыкает к детской литературе. Книга посвящена истории Крайнего Севера и увлекательно рассказывает юным читателям о приключениях поморов, вынужденных несколько лет прожить на необитаемом арктическом острове Малый Берун.

В историю Северного текста детской литературы как автор одного романа вошёл и Вениамин Александрович Каверин / Зильбер (1902 – 1989). Это знаменитая книга «Два капитана» (1944), повествующая о том, как честь, упорство, благородство, сила духа и любопытство помогают человеку не только найти истинные дружбу и любовь, но и исполнить свои мечту и долг.

Особое место среди авторов Северного текста детской литературы принадлежит двум москвичам – Юрию Павловичу Казакову (1927 – 1982) и Юрию Иосифовичу Ковалю (1938 – 1995). Удивительно одарённые люди, тонкие художники, которые, однажды соприкоснувшись с Севером, уже не смогли вырвать его из своих сердец. Их произведения о природе и людях Севера («Никишкины тайны», «Мальчик из снежной ямы» Ю. Казакова; «Чистый Дор», «Листобой» Ю. Коваля) воссоздают образ Поморья как волшебного, чудесного края, таящего в себе несметные природные и духовные сокровища.

Подобный историко-литературный подход позволяет при изучении упорядочить пёстрый художественный материал, выстроить его по хронологическому принципу и связать Северный текст русской литературы для детей с наиболее общими тенденциями в развитии отечественного литературного процесса XX – XXI веков.

При таком подходе к характеристике интересующего нас регионального материала, несомненно, решается задача формирования неких общих системных представлений о детской литературе, связанной с Севером, но при этом довольно сложно сформировать у учащихся целостное понимание художественной картины мира, которая, как в метатексте, возникает в произведениях о Русском Севере; в рамках историко-литературного подхода внимание уделяется прежде всего индивидуально-авторским особенностям восприятия мира, обусловленным тем местом, которое занимает Русский Север в жизни конкретного литератора.

Постижение универсальной северорусской художественной картины мира, образа Севера в самом общем смысле должно стать важнейшей задачей при изучении Северного текста русской литературы для детей с опорой на другой – жанрово-тематический – принцип. Тогда в основе типологии произведений будут лежать прежде всего особенности хронотопа, поскольку именно они определяют специфическую геопоэтику любого регионального, в том числе Северного, текста. В связи с этим, думается, можно условно выделить несколько групп произведений, в каждой из которых определяющим для развития сюжета, авторской идеи, художественной системы текста будет тот или иной его элемент – образ или мотив, который будет как бы продуцировать возникновение специфической для Северного текста картины мира. И даже при наличии индивидуально-авторских особенностей восприятия при анализе текстов явно можно выделить общие места, некую универсальную опорную образно-мотивную систему, отражающую мифопоэтическую картину мира, характерную для Северного текста русской литературы для детей.

Так, например, мы предлагаем выделять произведения, где основными для формирования образа Севера являются пространственные локусы города и деревни. Необходимо уточнить, что существует целый ряд текстов, в основе которых находится смысловая оппозиция или антиномия «город – деревня», традиционная для русской литературы и, в связи с Северным текстом, особенно актуальная для деревенской прозы второй половины XXвека. Именно противопоставление или сопоставление города и деревни рождает образ Севера в повестях Г. Аксёнова «Бажоный», А. Ломковского «Я – Абакшин!», А. Мошковского «Не опоздай к приливу», отчасти в сказках С. Писахова.

В Северном тексте русской литературы для детей важное место занимают произведения, где центральным образом становится образ Архангельска. Вспомним рассказы Б. Шергина «Миша Ласкин», «Детство в Архангельске»; автобиографическую повесть М. Маркова «Трудное детство»; прозу Е. Коковина (трилогия «Детство в Соломбале», «Экипаж боцмана Рябова», «Жили на свете ребята», «Мы поднимаем якоря» и др.). Кроме того, инварианты образа города можно найти в прозе Е. Габовой (Сыктывкар в книге «Никто не видел рыжего», образ северного города в рассказе «И отец мой, и мама моя») и А. Мошковского (заполярный город Матросск в повести «Не погаснет, не замёрзнет»).

Следующим ярким локусом, формирующим специфический инвариант Северного текста для детей, является остров. В детской литературе о Севере он часто связан с мотивом освоения арктических островов (Е. Коковин «Полярная гвоздика», «Первая любовь»; Л. Платов «Архипелаг исчезающих островов»), мотивом робинзонады (М. Скороходов «Северные робинзоны», Н. Вурдов «Робинзоны студёного сотрова», З. Давыдов «Беруны») либо природоведческой тематикой, когда северный остров видится как отдельный природный космос (О. Бундур «Каша с видами на море», «Заповедный кордон»; В. Хлебович «Животные и мы»).

Кроме того, в Северном тексте русской литературы для детей особняком стоят произведения, где жанро- и сюжетообразующим является символический мотив пути как постижения героем мира и самого себя. Интересно, что центральным пространственным образом при этом в Северном тексте становится не традиционный для русской литературы образ дороги, как, например, в повести Н. Вурдова «Дорога на всю жизнь», но различные инварианты гидронимов – море и река. Морское путешествие совершают герои книги Б. Шергина «Океан-море русское», романа Н. Аурова «Под полуночным солнцем», рассказа М. Попова «Иванова кочка» и др. Вдоль по северным рекам пролегает путь персонажей таких книг, как «Самая лёгкая лодка в мире» Ю. Коваля, «В белую ночь у костра» Ю. Коринца; «Мальчик и река», «Экипаж боцмана Рябова» Е. Коковина, «Певучий мостик» И. Полуянова. Именно в связи с образом реки часто в Северном тексте русской литературы для детей возникает и важный для художественной северорусской картины мира образ леса, тогда как в связи с образом моря через мотив отражения появляется образ северного неба.

И, наконец, назовём группу произведений, в центре которых изображение образа Крайнего Севера, Арктики. Об этом пишут как русские авторы (А. Мошковский «Три белоснежных оленя», А. Членов «Как Алёшка жил на Севере», Е. Коковин «Рассказы зимовщика», О. Бундур «У нас на Крайнем Севере», «В гостях у белого медведя»), так и, естественно, представители малых коренных народов Севера.

Таким образом, жанрово-тематический подход к рассмотрению Северного текста русской литературы для детей помогает вписать восприятие региона у конкретных авторов в единую систему художественных представлений о Севере, которая сформировалась в русской литературе, ориентированной на ребёнка.

Даже такой конспективный обзор позволяет сделать вывод о том, насколько разнообразен и обширен Северный текст детской литературы, насколько мощный историко-литературный, воспитательный потенциал содержится в нём, какие обширные горизонты для методического и педагогического творчества открывает такое региональное содержание.

 

Вопросы и задания

1. Творчество кого из создателей Северного текста русской литературы для детей заслуживает, на ваш взгляд, особого внимания? Письменно создайте литературный портрет этого автора.

2. Пользуясь материалами данной главы и дополнительной литературой, определите основные специфические формально-смысловые особенности Северного текста современной литературы для детей.

3. Предложите свой вариант типологии произведений северного текста русской литературы для детей, который можно было бы использовать в качестве основного логического принципа для организации системы уроков в школе.

 

Дата: 2019-12-10, просмотров: 365.