Духовно-нравственных основ мировоззрения личности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Есть в русском языке слова исконные, корневые, ключевые для отечественной культуры. Одним из таких старинных и в то же время новых и всегда свежих речений является словесность. Словесность – это в широком смысле устное и письменное словесное творчество народа, словесное оформление любой мысли, воссоздание чувства, изображение картины, сцены, ситуации – всего, что наполняет жизнь человека. В узком смысле словесность, русская словесность – художественное творчество русского народа, воплощенное в слове; искусство живого, самобытного, благодатного русского слова, существующее как в устной отечественной традиции, так и в письменной – в произведениях писателей. 

Возникает вопрос: как соотносятся два близких по смыслу понятия – словесность и литература? Словесность – понятие более широкое, чем литература. Слово литература произошло от латинского слова litera – «буква, письмо», соответственно, литература – это то, что написано. Художественная литература – это художественные произведения, созданные писателями, письменно запечатленное словесное творчество. Понятие словесность включает в себя, помимо литературных сочинений писателей, и произведения устного народного творчества, а также такие словесные творения, которые изначально создавались не как собственно художественные, например, «Слово о Законе и Благодати» митрополита Илариона, «Поучение» Владимира Мономаха и другие, хотя мы их привычно относим к произведениям древнерусской литературы. В строгом смысле слова такие сочинения следует отнести к русской словесности.

Явления словесности изучает наука филология. Филология – это совокупность гуманитарных наук, изучающих культуру народа, выраженную в языке и литературном творчестве. Филология как наука, исследующая письменные источники той или иной культуры, включает в себя три основные отрасли, необходимые для всестороннего освоения художественных текстов: литературоведение, лингвистику и фольклористику.

Особым образом связаны с филологией методика преподавания литературы и методика преподавания русского языка в школе,основная задача которых – открытие закономерностей процесса обучения и воспитания, которые не сводятся ни к закономерностям литературоведческим и лингвистическим, ни к закономерностям дидактическим и психологическим. Литературоведение изучает специфику и закономерности развития художественной литературы, лингвистика – язык как систему, закономерности его функционирования и исторического развития, дидактика–общие закономерности обучения, психология –закономерности психической деятельности человека. С этими науками методика преподавания взаимодействует, но решает при этом свои задачи.

Так, методика преподавания литературы – педагогическая наука, предметом которой является общественный процесс воспитывающего обучения школьников литературе как учебному предмету и задача которой состоит в открытии закономерностей этого процесса с целью более глубокого правильного руководства им. Общественное значение методики преподавания литературы обусловлено огромным воспитательным значением художественной литературы. Методика преподавания литературы помогает школьникам раскрывать и постигать необъятный духовно-нравственный, гражданско-патриотический и художественно-эстетический потенциал русской литературы.

Среди литератур мира русская литература, по выражению классика немецкой литературы Томаса Манна, – «святая», она занимает особое место. Мощное нравственное напряжение, огненное горение духовных поисков, устойчивая парадигма этических векторов, смысловая многомерность и художественное совершенство, жанровое богатство и разнообразие художественных форм – все это позволяет направить изучение произведений русской классической литературы и литературы ХХ – начала ХХI веков в школе в русло формирования высоких гражданских и нравственных идеалов учеников и воспитания их художественного вкуса, приобретения учащимися устойчивых эстетических представлений. Главное в русской литературе –высшие вечные смыслы, облеченные в прекрасную художественную форму.

Материалом, основой литературного произведения является художественное слово. В.Г.Распутин, писатель-классик современности, создатель шедевров отечественной словесности ХХ века, в своем выступлении на ХIV Рождественских чтениях так оценивает возможности русского слова: «Воистину это волшебство: нет ничего в человеке, ни в чувствах его и мыслях, ни в самых потайных движениях души, ни во вздохе его и взгляде, ни в минуты отрады или тоски, которые бы наш язык не назвал. Нет решительно ничего ни в человеке, ни вовне его, перед чем бы он остановился в бессилии: нет, не могу. Он может все, длань его объемлет и малое, и большое, и для тех, кто принят им в его царство, он не инструмент, как легкомысленно полагают, а учитель и духовник, всемогущий владыка несметного богатства. Не знаю, есть ли в мире еще язык, подобный нашему; судя по почтению и удивлению, с какими относятся всюду к русской литературе, пожалуй, и нет. Мы счастливые избранники, и не хочется даже предполагать, будто мы потеряли способность понимать, что нам дано, и утратили чувствительность к красоте и силе нашего языка, это было бы самоубийством» [1].

В.Г.Распутин с присущей ему глубиной проникновения в сущность феноменов культуры отметил важнейшие свойства русского языка, которые определили и особые качества русской литературы: его необычайную точность, меткость и всеохватность, чудесную красоту и высочайшую духовную наполненность, учительность в высшем смысле слова. Каков язык, таково и создаваемое при его посредстве художественное литературное творчество. В этой связи следует отметить огромную ответственность в нравственно-патриотическом и эстетическом воспитании школьника именно учителя-словесника, который на примере русской литературы может и должен приобщить учеников к системе национальных духовных ценностей, к основам великой русской культуры.

Для того чтобы выполнить эту особую миссию, учитель литературы должен обладать целым рядом профессиональных качеств, соответствующих специфике его благородного труда на ниве воспитания человеческих душ. Прежде всего, преподавателю отечественной словесности весьма желательно обладать такими умениями, как умение видеть, в чем состоит воспитательное значение произведений русских писателей, в чем – эстетическое очарование, художественная ценность классических и современных сочинений отечественных авторов. Педагог-филолог должен соблюдать принцип методической целесообразности в выборе материала для изучения с учетом аксиологических ориентиров.

В нашем регионе эти умения учителя литературы особенно значимы при изучении творчества северных писателей, которое входит в региональный компонент школьной программы. Так как выбор произведений северных писателей для прочтения с учениками, виды и способы анализа северорусских текстов не имеют жесткой регламентации, то здесь открывается простор для творческих поисков школьного преподавателя. Учитель словесности должен знать специфику регионального текста и в соответствии с этой спецификой выбирать приемы литературоведческого анализа, уметь рассмотреть произведение в различных аспектах, выявлять адекватные пути изучения регионального текста.

В современном литературоведении сформировались понятия «региональный (городской) текст» и «локальный сверхтекст». Городские литературные тексты – Петербургский, Крымский, Лондонский, Венецианский, Московский, Вятский и проч., с одной стороны, связаны с определенной общенациональной традицией, а с другой, – обусловлены особенностями географического пространства, бытового уклада, социальных отношений, этнокультурных особенностей жизни, чертами национального менталитета, характерными для жителей региона (города), о котором они повествуют.

Под термином «сверхтекст» понимается«сложная система интегрированных текстов, имеющих общую внетекстовую ориентацию, образующих незамкнутое единство, отмеченное смысловой и языковой цельностью»[2]. К числу локальных сверхтекстов относится и Северный текст русской литературы. Следует отметить региональную идентичность Северного текста, он глубоко отражает особенности жизни северян, северный тип личности русского человека, своеобразие мировосприятия и традиционного уклада жизни. В то же время необходимо указать на то, что и сами произведения, которые мы относим к Северному тексту русской литературы, оказывают мощное воздействие на читателей, выявляют и укрупняют, раскрывают и в известной мере формируют типологические черты коренного жителя Русского Севера.

Изучение Северного текста русской литературы необходимо в школьной практике на уроках литературы и русского языка в средних учебных заведениях северного региона.

С целью модернизации системы образования Российской Федерации был введен «Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования». Основой реализации стандарта образования является учебный план образовательного учреждения, в структуре которого выделяются три компонента: федеральный, национально-региональный и компонент образовательного учреждения. В современных учебных планах школ разных профилей и направлений значительное место отводится региональному компоненту образования. Регионализация – одно из стратегических направлений развития образования в нашей стране. Это связано с удивительным духовным богатством российских регионов, каждый из которых вносит свой вклад в общую сокровищницу великой русской культуры. Любовь к «малой родине» есть необходимое условие высоких патриотических чувств любого жителя России к своему отечеству.

Наполнение регионального компонента в школах северного региона по учебным предметам «литература» и «русский язык» связано прежде всего с Северным текстом русской литературы. Значительным заделом для введения северорусского литературного текста в региональный компонент школьных программ является изучение в течение многих десятилетий в Поморском государственном университете имени М.В.Ломоносова и Северном (Арктическом) федеральном университете имени М.В.Ломоносова литературного краеведения на Русском Севере. Дисциплина «Литературное краеведение» в течение продолжительного времени входила в учебный план, по которому учились студенты-филологи архангельских вузов, будущие учителя русского языка и литературы и преподаватели филологических дисциплин. В последние годы в учебные планы САФУ по направлению «Филология», профиль подготовки «Преподавание филологических дисциплин (русский язык и литература)», как профильные модули вариативной части учебного плана вошли дисциплины «Проблемы изучения северного текста русской литературы» и «Региональный компонент в преподавании литературы». Научным центром по изучению литературы Севера, центром координации научно-исследовательской, издательской, методической, воспитательной деятельности является «Музей-лаборатория по изучению Северного текста русской литературы», который действует с 2007 года под руководством профессора кафедры литературы САФУ Е.Ш. Галимовой.

Изучение северорусской литературы в лучших ее образцах под руководством опытного учителя-словесника является благодатной почвой для воспитания настоящего гражданина и патриота России, наделенного, кроме того, чувством прекрасного, умеющего отличить настоящее искусство слова от масс-литературы, для приобщения ученика к высшим началам великой русской культуры.

 

Филологический анализ текста:

Дата: 2019-12-10, просмотров: 291.