История формирования и развития Северного текста
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Северный текст русской литературы как уникальное, самобытное явление со своими специфическими чертами окончательно формируется в конце XIX – в начале XX века, но сам процесс его становления не ограничивается такими узкими хронологическими рамками. На протяжении длительного периода шаг за шагом шло литературное постижение Севера, что в конечном итоге и позволило сложиться Северному тексту как локальному сверхтексту.

Первые упоминания о Русском Севере зафиксированы в древнескандинавских средневековых источниках IX – XIV веков. Как утверждает Н.Н. Захарова, эти описания носят, как правило, историко-этнографический характер, встречаются и в фольклорных текстах (исландские саги, скальдическая поэзия), и в авторских произведениях: сочинения Снорри Стурлусона «Круг Земной» и «Младшая Эдда», исторические хроники на латинском языке (Саксон Грамматик «Деяния датчан», анонимная «История Норвегии»), географические трактаты («Описание Земли 1»)[68]. В представлении скандинавов на территории Архангельского края располагалась Земля Бьярмов – страна вечного холода, непроходимых лесов и болот, покрытая снегами. Эти произведения содержали и обширный фактический материал о климатических условиях и роде деятельности населения этого региона.

Первые книги на самом Архангельском Севере появились в IX – XI веках вместе с новгородской колонизацией. До нас дошли уникальные памятники древнерусской письменности, найденные на территории Северного региона. Самый ранний – «Архангельское Евангелие» 1092 года, четвертая по древности датированная рукописная восточнославянская книга. Представляет собой Евангелие апракос («Богослужебное Евангелие (Апостол)»),отличается скромным оформлением и относится к числу массовых книг. История его создания и судьба до 1876 года неизвестна. В 1877 году оно было приобретено московским Румянцевским музеем у неизвестного жителя Архангельской губернии.

Другой замечательный памятник, найденный на Русском Севере, – «Октоих» 1491 года. Это первая славянская инкунабула («инкунабула» – это книга, вышедшая до 1 января 1501г.), набранная кириллическим шрифтом. Напечатана в Краковской типографии в технике двухцветной печати. Известны только 8 экземпляров этого издания.

В 2007 году на территории Архангельской области был найден экземпляр уникального издания «Часовника», отпечатанного в конце1590-х годов в типографии «Дом Мамоничей» в Великом княжестве Литовском. Известен еще только один экземпляр этой книги, который хранится в Бодлеанской библиотеке Великобритании.

На территории нашей области обнаружено редкое издание 80-х годов XVI века – Евангелие Василия Тяпинского. Оно напечатано в два столбца на двух языках: церковнославянском и старобелорусском. Предисловие и перевод на старобелорусский язык написаны самим Василием Тяпинским. Сохранилось всего два экземпляра этого издания.

Особую художественную ценность и историческую значимость имеет «Сийское Евангелие» XVII века. Книга поражает своими размерами: весит 23 кг, состоит из 945 страниц. Представляет собой уникальный памятник изобразительного искусства – обильно украшен миниатюрами в иконописной традиции. Евангелие найдено в библиотеке Антониево-Сийского монастыря.

Это малая часть того книжного наследия, которое было найдено на территории Русского Севера. Книгохранительные палаты Северных обителей содержали значительное количество редких произведений древнерусской письменности.

Важное место в становлении и развитии литературы Севера занимают жития. На рубеже XV – XVI веков было создано Житие соловецких святых Зосимы и Савватия. История его написания зафиксирована в составе самого памятника. Автором первоначальных записей о деятельности основателей святой обители являлся инок Соловецкого монастыря Досифей. Эти документальные свидетельства и стали основанием для создания агиографического произведения. В середине XVI века на Севере происходит упрощение житийного канона и складывается севернорусский вариант этого жанра. Для него характерны демократизм характеров, занимательность сюжета, введение «низких», бытовых эпизодов, упрощение житийной риторики, достаточно явное авторское начало, значительная роль пейзажа, который имел региональный отпечаток.

Особую популярность приобрели «народные» жития, в которых на первое место выходит краткий пересказ легендарного предания о святом, продолженного описанием чудес.Таковы Жития Иоанна и Логина Яренгских, Варлаама Керетского, Кирилла Вельского, Адриана Пошехонского, Артемия Веркальского и других. Так, в «Житии Кирилла Вельского» (конец XVI века) рассказ о прижизненной истории святого передается в форме предания, слышанного старицей Акилиной от старых людей. Часто в Северных житиях присутствует морской сюжет: чудеса во время опасного промысла, чудесное спасение, чудесное плавание, гибель в море и т.д.

XVII век – новый этап в развитии литературы Севера и в подготовке почвы для формирования Северного текста. Об интересе к книжной культуре в нашем регионе говорит, прежде всего, появление различных библиотек. Конечно, главную роль в распространении и сохранении письменной культуры играли монастыри. Во многих обителях появляются книгохранительные палаты, свои переписчики, складываются свои школы письменности: мезенская, пинежская, северодвинская, красноборская. Важную роль в этом сыграли крупные старообрядческие центры. Так, своя манера письма и оформления книг возникает в Выгорецком общежительстве. Выгорецкие мастера переписывают книги «поморским полууставом» («поморское письмо»). Своя библиотека возникает в Усть-Цилемском старообрядческом центре. Здесь переписывались редкие книги, которые не переиздавались, но были популярны. Выработалась и своя письменная манера – «печерский полуустав».

Особого внимания заслуживает такое явление, как крестьянские библиотеки – свидетельство грамотности и достаточно высокой общей культуры северного населения. Они включали служебную (церковную) и светскую литературу: святцы, жития, духовные чтения, молитвословы, учебные руководства (чаще всего – «Арифметика» Л.Ф. Магницкого и «Грамматика» Мелетия Смотрицкого), сказки, повести, лубок. Одна из самых ранних библиотек, известных исследователям, – собрание Поповых –  датируется XVII веком. Собрание найдено в деревне Церкова Гора (Пинежский район). Библиотека включает 49 рукописей XIV – XVII веков, дополненных позднее изданиями XIX века: службы, Жития Зосимы и Савватия, русские и переводные повести, Сборник-конволют, Пинежский летописец и др.

Важнейшим культурным центром Севера и России в целом является Соловецкий монастырь. В конце XV – начале XVI века благодаря игумену Досифею в обители была собрана одна из богатейших библиотек. Он вложил в Соловецкий монастырь около 50 либо принадлежавших ему, либо специально переписанных, либо переплетенных по его заказу рукописей. Большинство книг было изготовлено по заказу Досифея в Великом Новгороде в конце XV – начале XVI веков. Досифею принадлежит один из первых в древнерусской книжности экслибрисов. Эволюцию экслибриса игумена из владельческой или вкладной записи в самостоятельный книжный знак проследили Н.Н. Розов и Я.Н. Щапов. Изображения Досифея встречаются в лицевых списках Жития преподобных Зосимы и Савватия конца XVI – начала XVII веков перед «Словом о сътворении Жития...».

1620-е – начало 1650-х годов – сложнейшее драматическое время в истории России, связанное с церковной реформой, смутами. Для Соловецкого монастыря этот период является эпохой наибольшего подъема духовной жизни и, как следствие, расцвета соловецкой книжности. На эти годы приходится деятельность целой плеяды крупнейших книжников Соловецкого монастыря, среди которых игумен Маркелл, Иоасаф Сороцкий, Гурий Путимец, Ефрем Квашнин, Александр Булатников, уставщик Геласий, Давыд Крестьянинов, Елеазар Анзерский, Иларион Суздалец и Сергий Шелонин. В Соловецкой обители создает окончательные редакции своего «Сказания» выдающийся писатель Авраамий Палицин. В 1620 году Авраамий прибыл в монастырь, по-видимому, против воли, где провел последние восемь лет жизни, скончался и был похоронен. Там он продолжал свой давно начатый труд «История в память сущим предыдущим родам». Кроме этого труда, Авраамию принадлежит, быть может, одна из частей так называемого «Иного сказания» – «Повесть 1606 года».

Соловки стали единственным русским монастырем, который открыто выступил против нововведений Никона. Монастырские книжники, втайне от архиепископа, вступив в сношения с противниками реформы в Москве, начали собирать материал для ее критики. Результатом напряженной многолетней работы явилось обширное "Сказание против новых книг", состоящее из 78 глав, составленное соловецким священником и книгохранителем Геронтием. Несколько позднее это сочинение было расширено автором до 93 глав, снабжено предисловием и оглавлением и получило название "Ответ вкратце Соловецкого монастыря к востязующим нас, чесо ради не оставляем истинныя своея благочестивыя веры". Характерной чертой этого сочинения является большое количество ссылок на используемые источники – печатные книги и рукописи ряда средневековых монастырских библиотек, включая патриаршую. На основании этого труда в 1667 году был составлен исторический документ –   «Пятая соловецкая челобитная».

С Севером связана судьба еще одного известного русского писателя – протопопа Аввакума.

Крупнейшим центром старообрядцев-беспоповцев в XVII веке становится Выговская пустынь. Здесь же возникает и своя литературная школа, которая оказала влияние на развитие всей северной литературы. Постепенно выговцы выработали свой богослужебный устав, учитывающий отсутствие священства. Дисциплинарная часть выговского устава, сложившаяся в первые годы существования общежительства, получила письменную фиксацию в 20-х – 30-х годах XVIII века.

Стремясь сохранить память о своих первых учителях, выговцы разыскали почти все их сочинения, активно собирали и записывали устные предания о них. Этот материал лег в основу многочисленных исторических и агиографических сочинений выговских авторов. В 10-е – 30-е годы XVIII века на Выге был создан исторический цикл о старообрядческом движении в России со 2-й половины XVII века, который включил «Виноград Российский» и «Историю об отцах и страдальцах соловецких» С. Денисова и «Историю Выговской пустыни» И. Филиппова.

В Выговском общежительстве была создана единственная в старообрядчестве литературная школа, представлявшая собой вариант московского барокко 2-й половины XVII века. Особая манера, восходящая к древнерусскому стилю «плетения словес», многообразие риторических приемов, сложный и порой архаизированный язык этих произведений предполагали высокий уровень грамотности читателей. Основатели школы, сами талантливые и плодовитые писатели, братья Денисовы воспитали плеяду учеников, к числу которых относятся Т. Петров, Д. Матвеев, Г. и Н. Семёновы, М. Петров, В.Д. Шапошников, А. Иродионов и другие. В выговской литературной школе получили развитие почти все жанры, существовавшие в Древней Руси: агиографические, историческое повествование, летописание, сказания, различные виды слов (торжественные, воспоминательные, надгробные и др.), проповеди, послания, поучения, полемические сочинения, службы, силлабическая поэзия. Наряду с духовной лирикой развивалась и светская. Важной особенностью выговской литературной школы являлось то, что она активно вбирала черты, присущие крестьянской культуре. К концу XVIII века творчество выговских писателей развивалось все более изолированно от общерусского литературного процесса.

Особый вклад в развитие литературы Севера внесли письменные труды различных путешественников, по той или иной причине оказавшихся в нашем регионе. Особый интерес представляет произведение иеродиакона Чудова монастыря Дамаскина. В 1883 году в Санкт-Петербурге выходит в свет его книга «Афонская гора и Соловецкий монастырь» 1706 года. По утверждению архимандрита Леонида, автора вступительной статьи, сочинение «Сравнение Афонской горы с Соловецким монастырем и описание леса (т.е. деревьев и кустарников) на св. горе» в своем целостном виде печатается впервые. Помимо указанного оригинального сочинения, принадлежащего перу Дамаскина, сборник включает и выполненный иеродиаконом перевод с греческого на русский произведения Иоанна Комнина «Проскунитарий св. горы Афонския или описание святыя горы Афона». Известно, что в конце 90-х годов XVII века Дамаскин достаточно продолжительное время (13 месяцев) живет на Афоне, поэтому, работая над переводом сочинения доктора Иоанна Комнина, он имеет возможность опираться и на собственные впечатления. Знакомство Дамаскина с Соловецкой обителью происходит несколько позже и становится еще одним этапом духовного постижения сакральной сути Божьего мира.

XVIII век – значительная веха в формировании литературы Севера. Она складывается и из творчества тех мастеров слова, что родились в этом регионе, и из произведений авторов, оказавшихся на Севере волею обстоятельств.

Крупнейшим писателем, чье творчество формируется под влиянием северной культуры и северного пространства, является М.В. Ломоносов. Северный опыт постоянно находил отражение в научных и литературных трудах Ломоносова. Именно он определил своеобразие той картины мира, которая сложилась в сознании великого учёного. Образ мира, представленный автором в художественных текстах, и модель мира, представшая в научных трудах исследователя, неизменно выдавали в Ломоносове его северное, поморское происхождение. Ю.В.Попков, Е.А.Тюгашев считают, что Ломоносов также «исходит из северной идентичности России… В своем творчестве он позиционирует Россию исключительно как северную державу. В письме Шведской Академии наук он говорит о «родном вам и нам Севере». Естественным образом, его философский дискурс имплицируется как «северный подтекст» российской философии»[69].

Задумываясь о будущем России, М.В. Ломоносов постоянно обращается к северной теме. Она в разных аспектах настойчиво звучит в его научных трудах и художественных произведениях. Химик и физик, географ и экономист, философ и поэт обращают свои взоры к Северу в лице великого исследователя и неизменно находят предмет для размышлений. Но все эти грани разнообразных интересов М.В. Ломоносова соединяются воедино и воплощаются в художественной картине мира, представшей перед нами в абсолютной своей полноте в одах, поэмах, стихах замечательного художника слова. Такой подход нашел отражение и в художественном воплощении образов Мира, России, Севера и Соловков, представленных в «героической поэме» «Пётр Великий», к работе над которой М.В. Ломоносов приступил в 1756 году. Северная тема звучит и в одах писателя: «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года».

В XVIII веке появляются произведения, в которых соединяются два взгляда на Север: естественнонаучный и художественный. Здесь необходимо отметить появление целой группы архангелогородцев – просветителей, историков, географов и писателей одновременно. Они внесли большой вклад в сохранение и изучение архивных материалов, исследование Белого моря и его берегов, составление и уточнение карт.

Особое место среди общественных деятелей XVIII века занимает архангелогородец А.И. Фомин (1733 – 1801?). В 1759 году совместно с автором «Краткой истории о городе Архангельском» В.В. Крестининым, известным историком, он организовал в Архангельске первое в России Частное историческое общество. Целью его было изучение по архивным документам местной старины. В.В. Крестинин был известен не только в Архангельске, но и в широких научных кругах Москвы и Санкт-Петербурга. В 1786 году он был избран членом-корреспондентом Санкт-Петербургской академии наук, а в 1790 году становится ее почетным членом. «Краткая история» (1792) представляет собой не только научный труд, но и интереснейший памятник литературно-публицистического стиля XVIII века с ярко выраженным мемуарным началом. Произведение написано в форме вопросов и ответом (95 вопросов), типичной для экклезиаста, и философских диалогов, получивших распространение в просветительской научной и литературной традиции. В.В. Крестинин является также автором патриотической поэмы на историческую тему. К сожалению, текст произведения не сохранился.

А.И. Фомин внес не меньший вклад в развитие культуры и образования Севера. В 1767 году он организует первую книжную торговлю в Архангельске. А.И. Фомин, по уверению В.В. Крестинина, был «лучший нынешнего времени в Архангелогородском посаде писец в прозе и стихах»[70]. Лирика этого яркого мастера слова не сохранилась, но мы имеем возможность познакомиться с удивительным его творением «Описание Белого моря с его берегами и островами вообще». В 1789 году Фомин осуществляет поездку на Соловки. В результате этого путешествия рождается книга – сплав научного исследования и литературно-публицистического стиля. Оно написано в форме писем, адресованных анонимному «милому другу», в которых подробно излагается естественнонаучный материал: описывается ландшафт, климатические условия, флора и фауна Белого моря и прибрежных районов.

Свою лепту в формирование Северного текста внесли академик Иван Лепехин, автор «Дневных записок путешествия», Петр Челищев, Я.Я. Мордвинов.

Одно из ранних художественных описаний Архангельска и Соловков мы находим в «Путешествии по Северу России в 1791 году» Петра Челищева. Он отправляется на Север в одиночку, по собственной инициативе и на собственные средства. Причины, побудившие писателя совершить это путешествие, до конца не ясны. Возможно, это любопытство, желание познакомиться со стратегически важным для России регионом, не исключены и паломнические цели.

Картины, нарисованные в «Путешествии», отличаются точностью и лаконичностью. Архангельск предстает в деталях, статистических данных. Указывается и численность населения, и количество храмов, называются и различные городские постройки. Писатель приходит к выводу, что Архангельск – это не провинция, не периферия, а важный для страны экономически центр: В России из первых торговых мест должен почестся город Архангельск[71]. Он убежден, что правительство должно способствовать процветанию города. В целом произведение содержит немало точных критических замечаний по поводу экономического состояния региона.

В изображении Соловков автор делает акцент на наиболее существенных приметах. Всех, кто особенно впервые посещает остров, поражает величественность, монументальный характер монастырских строений. С описания стен, башен и церквей зачастую и начинается постепенное формирование образа Соловков в записках путешественников и странников, в поэмах и повестях, легендах и сказаниях. Картина, представленная Челищевым, не отличается поэтическими изысками, но конкретна и зрима, что помогает передать строгий и торжественный облик обители:Внутри оного монастыря строения всё каменные из кирпича, а стена, что вокруг монастыря, сделана наподобие крепости, с восьмью башнями из дикого камня.

Особый интерес представляют записки новоладожского помещика капитана Якова Яковлевича Мордвинова (родился в 1729). Он совершил четыре паломнические поездки на Архангельский Север – в 1744, 1752, 1764 и 1777 годах и оставил воспоминания о столь важных в его жизни событиях. В 1888 году правнуком капитана Владимиром Мордвиновым была издана рукопись Якова Яковлевича «Журнал о походах в Соловки и на Валаам острова». Записки Я.Я. Мордвинова в жанровом отношении представляют собой в большей степени образец паломнического путешествия. Главной целью странствия автора и его спутников стало поклонение святым местам. Это и определяет подходы к описанию пути и мест, которые им довелось посетить во время поездки.

Первое паломничество Яков Яковлевич совершает в раннем возрасте («будучи недорослем»[72]) и записывает свои юношеские впечатления, а впоследствии описывает и остальные поездки к святым местам. Все четыре путешествия объединены в одном журнале. Каждому странствию посвящена отдельная глава, построенная по одному и тому же плану. В первой главе автор подробно описывает сам путь, указывает место и время остановок, называет монастыри и храмы, которые он посещал во время паломничества. Соловки – это великая конечная цель, но дорога к северному духовному центру пролегала через соприкосновение с духовной жизнью России в разных её проявлениях, через знакомство с замечательными местами. Соловецкий остров – это итог долгого духовного пути. Такой подход к пониманию и изображению островной обители станет обычным в культурной жизни ХIХ века. В путешествиях XVIII столетия мы пока ещё не находим прямых указаний и размышлений на эту тему, но уже ощущается, как складывается столь важная духовная традиция.

ПутешественниковXVIII века прежде всего привлекают духовные центры Севера, важнейший из которых Соловки. Этот интерес отразился и в литературе.

Архангельский Север становится объектом литературного описания и зарубежных путешественников. Уже в первых подобных текстах возникают некоторые ключевые черты, общие места, встречающиеся затем в записках более позднего времени. Д. Николаев во введении к сборнику «Северные ворота России. Сообщения путешественников XVI – XVIII веков об Архангельске и Архангельской губернии» указывает, во-первых, на лаконичность описаний местности, во-вторых, на общие композиционные особенности текстов. Исследователь отмечает, что «Ричарду Ченслору принадлежит первое описание окрестностей будущего города Архангельска, носившего название пристани Архангела Михаила». Д. Николаев подчеркивает, что в этих описаниях «мы впервые сталкиваемся с той лапидарностью, которая впоследствии будет характерна для записок всех английских путешественников: по сути, Ченслор лишь перечисляет крупные города от Холмогор до Москвы, производящиеся в них и вокруг них товары и способ их доставки из одного места в другое»[73]. Север воспринимается английским читателем не как экзотический мир (например, таково видение Сибири), а как «одомашненное» пространство, где уже многое знакомо и не требует дополнительных пояснений.

В первой половине XIXвека продолжается активное формирование литературных традиций на Архангельском Севере. Факторами, повлиявшими на бурное развитие литературы, являются: 1. Активное посещение русского севера путешественниками, паломниками, чиновниками. 2. В силу ряда обстоятельств в начале XIX века на север по служебным делам приезжает ряд известных писателей, таких как Измайлов, Свиньин, Филимонов, Чижов. Их визиты оказали важное влияние на формирование литературных вкусов, развитие определенных литературных тенденций. Они сыграли определенную просветительскую роль. Приезжая из столиц, эти писатели знакомили Архангельское общество с литературными новинками и актуальными направлениями в развитии эстетической мысли. 3. Важный фактор – это наличие в Архангельске трех крупных учебных учреждений: Архангельской городской гимназии, Духовного училища и Немецкого училища. И хотя, по замечанию Измайлова, в городской гимназии образование оставляло желать лучшего, тем не менее наличие этих учебных заведений формировало в Архангельске определенную среду, состоящую из достаточно образованных, филологически грамотных людей. В гимназии, наряду с родным языком, преподавался французский, а среди архангельской интеллигенции явно наблюдался интерес и к английскому, что нашло отражение в переводческой деятельности ряда архангелогородцев. Так, например, Михаил Федорович Истомин, редактор «Губернских ведомостей», владел, помимо французского, еще латинским, греческим и коми языками.

В 1838 году в России в губернских центрах были учреждены Губернские Ведомости. Появилась и официальная газета Архангельская губернии, издававшаяся с 1838 по начало1918 года. Губернские ведомости создавались как газеты официального характера. Они должны были облегчить работу канцелярий, сократить срок ознакомления местных (уездных, сельских, волостных) органов власти с важнейшими решениями центральных и губернских властей. По штатному расписанию редактор и писец (как минимум один) должны были состоять при Первом отделении Канцелярии губернского правления. Жалование им назначалось из доходов типографии. Первый номер Архангельских губернских ведомостей появился 5 января 1838 года. Все присутственные места были обязательными получателями газеты. Один экземпляр АГВ отпускался бесплатно в Архангельскую публичную библиотеку. Ведомости делились на две части: официальную и неофициальную. Первая состояла из двух отделов: царские манифесты, указы Сената и Комитета министров, распоряжения губернского правления и объявления центральных и местных учреждений. Наиболее интересной для исследователей является неофициальная часть, в которой публиковались статистические, исторические, этнографические материалы, частные объявления, цены на продукты, метеорологические наблюдения.

В Архангельских ведомостях сотрудничали следующие краеведы и исследователи: архимандрит Вениамин, М.Заринский, М.Истомин, П.И.Крузенштерн и др.

К началу XIX века относится создание многочисленных комплексных описаний северных губерний. В основном это рукописные сводки по Архангельской губернии, в том числе Статистическое описание Архангельской губернии за 1802, 1815, 1836 годы; Сведения о городах Архангельской губернии, собранные Министерством Внутренних дел и т.д. Эти и другие материалы были использованы при составлении интереснейших и весьма полезных сводных географических работ середины XIX века. В 1845 году в Петербурге И.И.Пушкаревым с помощью Н.А.Полевого, И.М.Годеонова и одного безымянного офицера Корпуса Горных Инженеров было составлено описание Архангельской губернии. Эта книга явилась частью больших работ по описанию многих губерний Российской империи. До ее выхода в свет уже были выпущены аналогичные характеристики Новгородской, затем Вологодской и Олонецкой губерний.

В начале XIX века освоение севера приобретает новый характер по сравнению с XVIII веком. Можно выделить несколько новых тенденций, наблюдающихся в целом в России в отношении знакомства с северным краем. Прежде всего, как и раньше, идет естественнонаучное и экономическое открытие Архангельско-Олонецкой губернии. В связи с этим север посещают с инспекциями различные государственные чиновники, такие как П.П. Свиньин или Я.Н. Озерецковский, или участники научных экспедиций. Например, в 1821 году в составе группы, возглавляемой Ф.П. Литке, известным ученым и мореплавателем, Север посетил Н.А. Чижов. В 1823 году в журнале «Сын Отечества» он опубликовал подробное описание природы Новой Земли, а позже, в Якутской ссылке, напишет стихотворения о Севере. Выполняя служебные обязанности, эти писатели одновременно оставляют и свои художественно-публицистические замечания по поводу жизни Северного края. В 1837 году свои путевые впечатления, полученные во время посещения Архангельского Севера, обнародует В.Д. Яковлев.

Особый интерес представляют путевые очерки Якова Николаевича Озерецковского «Плавание по Белому морю и Соловецкий монастырь» (1835 год). Оказавшись на севере с инспекцией тюрем, он создал поэтическую картину северной природы, Белого моря, Соловецких островов.

Как и в XVIII веке, значительную часть северного текста русской литературы, который в этот момент активно формируется, составляют путешествия и паломничества. При этом большинство путевых очерков, путевых заметок и путешествий паломнического типа включают в себя два структурных плана в изображении Архангельского края: научно-естественный и мифопоэтический. Именно в этот момент закладывается одна из ключевых черт северного текста как локального сверхтекста – это мифопоэтическое освоение северного пространства.

Вторая тенденция, которая наблюдается в освоении Севера, – это художественно-поэтическое осмысление северной культуры, северной природы, жизни поморов. Появляются произведения в русской литературе, написанные на основе северного материала. У русского читателя, который никогда не бывал на севере, начинает складываться представление об этом регионе, как об особой части России, где в большей степени сохраняется традиционная культура, где живут люди, обладающие особым характером, сформированным суровыми условиями жизни. Такому представлению способствовало появление в начале XIX века повести А.А. Бестужева-Марлинского «Мореход Никитин», пьесы Н.В. Кукольника «Иван Рябов, рыбак архангелогородский», беллетризованных биографий соловецких чудотворцев Савватия и Зосимы, написанных Н.И. Костомаровым, а также поэтических опытов северного писателя М.Д. Суханова.

Освоение северной культуры происходит не только благодаря творчеству русских писателей, корнями не связанных с поморской землей, но и благодаря деятельности писателей-северян или тех, кто в силу ряда обстоятельств попадает на север на долгое время. В начале XIXвека в Архангельске складывается особая атмосфера творчества, литературной активности. Это проявляется, во-первых, в традиционных литературных чтениях. Мода на подобные вечера распространяется в петербургском и московском обществах и увлекает интеллигенцию в провинции. Так,А.Е. Измайлов вспоминает, как читал литературные новинки Архангельским дамам и сочинял им стихи в альбом. Важным свидетельствомстановится и появление в начале XIXвека первого регулярного губернского журнала «Губернские ведомости», в котором публиковались не только новостные и аналитические статьи, но и литературные новинки. Этот журнал сыграл важную роль в формировании общего интереса к литературе у Архангельского губернского общества. Кроме того, эта атмосфера творчества поддерживалась администрацией губернии. Особый интерес к литературе проявлял епископ архангельский Аарон. Как вспоминает А.Е. Измайлов, Аарон переводил с английского языка «Еммануила», читал стихи собственного сочинения и работал над поэмой.

В 1828 году в качестве вице-губернатора в Архангельск приезжает известный русский баснописец А.Е.Измайлов. А в 1829 году губернатором Архангельска становится известный поэт, адресат А.С. Пушкина Владимир Сергеевич Филимонов, автор сатирической поэмы «Дурацкий колпак». В 1837 году из Петербурга в Архангельск переводят Н.И. Хмельницкого. Известный поэт, переводчик, драматург некоторое время являлся гражданским губернатором Северного края. В 1845 году в издательстве А.Ф. Смирдина вышел из печати третий сборник «Сто русских литераторов», в котором был опубликован северный рассказ Н.И. Хмельницкого «Мундир».

Важной вехой в литературной жизни Архангельска становится первый выпуск историко-литературного альманаха, получивший название «Историко-литературный сборник». Составитель и издатель сборника –  архангельский чиновник Флегонт Васильевич Вальнев.

Особое место среди писателей-архангелогородцев этого периода занимает М.Д. Суханов (1800 – 1843) – поэт, прозванный современниками северным Кольцовым. Родился он в семье крестьянина деревни Славянская Архангельской губернии. В его становлении ключевую роль сыграла поэзия М.В.Ломоносова. Первые стихотворные опыты относятся к 1824 – 1825 годам. Середина 20-х годов породила моду на народность. Поэзия Суханова привлекла столичного читателя свежими оригинальными образами, навеянными фольклорной традицией. В 1828 году за книгу «Басни, песни и разные стихотворения крестьянина М.С.» автор получил серебряную медаль Академии наук. Суханов внес свой вклад в сохранение народной поэтической культуры. Особую известность приобрели его книги «Песни народные, собранные из уст простого народа» (1840), «Древние русские стихотворения» (1840), «Древние российские стихотворения, служащие дополнением к Кирше Данилову» (1841).

Другой именитый архангелогородец – Верещагин Василий Петрович (1827 – 1851). Он окончил Архангельскую губернскую гимназию, служил учителем истории и географии в различных училищах Архангельской губернии, в 1848 году был переведен в С.-Петербург с «тем же званием». Публицист, исследователь, он печатал статьи в различных периодических изданиях. В своей крупнейшей работе «Очерки Архангельской губернии» Верещагин посвятил особые разделы Беломорской Карелии и карелам, Поморью и поморам, Лапландии и лопарям и так далее.

Свою лепту в изучение и художественное освоение Севера внес Шренк Александр Иванович (1816 – 1876) – путешественник, сотрудник Ботанического сада в Петербурге, доцент минералогии Дерптского университета.

 В апреле 1837 года исследователь отправился в путешествие по тундрам европейского Севера. Через Архангельск, Мезень А.И. Шренк следовал к реке Печоре, побывал в Усть-Цильме, пересек Большеземельскую тундру, исследовал южную часть острова Вайгач, Полярный Урал, а затем через Пустозерск, Мезень и Архангельск вновь вернулся в Петербург. Во время путешествия А.И. Шренк изучал геологию посещенных мест, быт и жизнь населения, промыслы, торговлю, собирал коллекции, интересовался географией и историей северных окраин России. Результатом экспедиции Шренка стал труд, опубликованный сначала на немецком, а в 1855 году на русском языке под названием "Путешествие к северо-востоку Европейской России. Через тундры самоедов к северным Уральским горам". Книга была удостоена Демидовской премии, являлась в то время практически единственным источником глубоко научного описания Северного края.

Вторая половина XIX века – время активного литературного и этнографического освоения Севера. Центральное место среди произведений, открывших наш край широкому читателю России, занимает книга путевых очерков этнографа, журналиста, писателя С.В. Максимова «Год на Севере». В середине 50-х годов морское ведомство организовало несколько этнографических экспедиций. С.В. Максимов был отправлен на Север. Он побывал на берегах Белого моря, добрался до Ледовитого океана и Печоры. Его статьи о жизни и быте северян печатались во многих центральных журналах. В 1859 году он опубликовал книгу «Год на Севере», принесшую ему известность в кругах как этнографов и историков, так и литераторов. Географическое общество удостоило его золотой медали. Он внес заметный вклад в становление русской этнографической прозы, художественно-документального эпоса. Герой его произведений не конкретизирован: это случайный собеседник, попутчик, местный житель. Внимание автора привлекает все: ландшафт, быт, уклад, язык, история, документальные свидетельства и предания, хозяйственная деятельность и обычаи, жизнь малых народов, населяющих этот край. Максимов отходит от строго хронологической структуры путевого дневника, вводит жанровые сценки. Вместе с рассказчиками-поморами в текст приходит и колоритная северная речь, что позволяет сделать стиль произведения еще более художественным. Постепенно складывается единая фундаментальная картина Русского Севера.

С Севером связана и судьба Амосова Антона Александровича (1854 –1915), талантливого литератора, поэта и публициста, автора песни «Вы жертвою пали в борьбе роковой». Он писал стихи, очерки, фельетоны, был редактором неофициальной части «Архангельских губернских ведомостей», членом Архангельского общества изучения Русского Севера.

Особенно активно Север посещают в конце XIX века. Сюда едут паломники, художники, писатели по служебной надобности или за новыми впечатлениями, за историей, за правдой. К.К. Случевский, П.Ф. Федоров, В.И. Немирович-Данченко, Б.И. Дунаев, А.К. Энгельмейер, Е.Львов, Н.А. Лейкин и др. Для писателей XIX века Север – хранитель исконной русской культуры, народного творчества, экзотической суровой красоты.

Так, на Севере побывал художник Василий Васильевич Верещагин. В мае-июле 1894 года он совершает путешествие по Вычегде и Северной Двине с целью осмотра старинных церквей Вологодской и Архангельской губерний, а также знакомства с городами Сольвычегодском, Архангельском и Соловецким монастырем. Во время плавания им созданы путевые заметки «На Северной Двине. По деревянным церквам: с фототипиями». Они публикуются как приложение к каталогу картин.

В составе свиты Великого Князя Владимира Александровича в 1885 году Север посетил известный русский поэт, писатель К.К. Случевский. Северные впечатления отразились и в его поэтических опытах. В 1888 году выходит цикл стихотворений «Мурманские отголоски», где представлена подлинно поэтическая картина Русского Севера. Иной характер, более сдержанный, официальный, носит изложение впечатлений в путевых очерках «По Северу России», «По Северо-Западу России». В центре внимания автора не мир края, который он посетил, а фигура Его Высочества. Фрагменты повествования строятся по одному и тому же плану: как правило, освещаются приезд князя, посещение храма и казенных заведений (больниц, богаделен, тюрем), проверка делопроизводства, связанного с воинским призывом и запасом, смотр войска и парад, затем отъезд. Но автор старается описать храмы, ввести сведения документального характера.

Свой путь в художественном освоении Севера проходят писатели, вынужденные жить и творить в Архангельской ссылке на рубеже XIX –XX веков: А.И. Левитов, Г.А. Мачтет, Ф.С. Шкулев, А.М. Гмырев, В.Н. Фигнер, А. Серафимович. С Севером связан и важный этап в творческой эволюции А. Грина. Здесь пишутся «Ксения Турпанова», «Зимняя сказка», «Глухая тропа», «Жизнь Гнора», здесь рождается романтическое мировосприятие. Север оказал существенное влияние на взгляды, творчество многих художников слова. Здесь происходит рождение писателя А. Серафимовича, появляются первые его произведения: рассказы «На льдине», «На плотах», «Снежная пустыня».

В 1889 году в Вытегре учительствовал Ф.К. Сологуб. В Тотьме закончил учительскую семинарию А.В. Туфанов.

Окончательно вся предшествующая традиция сложилась в единый Северный текст в творчестве писателей XX века, а одно из первых полных воплощений он получает в прозе талантливейшего эпика М.М. Пришвина. По словам самого писателя, Север стал его поэтической родиной. Свое первое путешествие на Север М.М. Пришвин совершил в 1906 году. Эти впечатления отразились в книге очерков «В краю непуганых птиц (Очерки Выговского края)» (1907), второе путешествие подтолкнуло к написанию путевых очерков «За волшебным колобком».

В 1933 году М.М. Пришвин совершает третью поездку на Север. И новый творческий импульс приводит его к работе над романом «Осударева дорога». Последнее, четвертое, путешествие состоялось в 1935 году. Тогда была написана книга путевых очерков «Берендеева чаща». Этот же материал стал основой для итогового произведения писателя – повести-сказки «Корабельная чаща». Так удивительным образом переплелись два события: рождение авторского сверхтекста М.М. Пришвина и локального Северного текста.

XX век – это новый этап в жизни и развитииСеверного текста. Исследования Северного текста XX – XXI веков представлены в трудах Е.Ш. Галимовой[74], Л.С. Скепнер[75], А.М. Любомудрова[76], Э.Я. Фесенко[77], Т.А. Никановой[78] и др.

Через год после Первого Всесоюзного съезда писателей, состоявшегося в августе 1934 года, в Архангельске сформировалась своя писательская организация. Архангельских писателей на первом съезде представляли В. Жилкин, П. Калашников, Н. Попов и А. Яшин. Они выступили организаторами краевого писательского съезда, состоявшегося в Архангельске 10-15 июня 1935 года. Отсюда берет начало областная писательская организация, первым руководителем которой стал Н. Попов.

Его сменил К. Коничев, который возглавлял организацию до начала Великой Отечественной войны. В эти годы в литературу пришли Н. Леонтьев, А. Миронов, И. Меньшиков, заявили о своем творческом даровании Е. Коковин, В. Мусиков, Г. Суфтин. В годы Великой Отечественной войны издавались сборники "Мы защищаем Север", "На Карельском фронте", "Фронт и тыл".

По утверждению А.М. Любомудрова[79], немало русских писателей XX века обязаны Северу началом своей литературной деятельности. Вспомним Михаила Пришвина, Алексея Ремизова, Илью Бражнина, Веру Кетлинскую, Николайя Грибачева. Автор знаменитой повести «Приключения капитана Врунгеля» Андрей Некрасов 19-летним юношей уезжает из Москвы в Мурманск, где и публикует некоторые свои заметки и стихи.Именно на Севере обращается к поэзии Николай Тряпкин: в 1941 – 1943 годах он оказывается под Сольвычегодском в эвакуации. В северном селе Пыщуг начал свой творческий путь Станислав Куняев, главный редактор журнала «Наш современник». В Петрозаводске были опубликованы первые стихотворения Роберта Рождественского. С Севером же связано и художественное самоопределение таких поэтов, как Виктор Лапшин, Юрий Визбор, Валентин Устинов, Геннадий Иванов.

Кратким, но важным, эпизодом в творческой эволюции стало пребывание на Севере для ряда писателей XX века. Александр Добролюбов в юности странствовал по Архангельской и Олонецкой губернии, некоторое время провел в Соловецком монастыре. Василий Князев издал в Архангельске свое творение «Красное Евангелие» (1920). Отразился Север в творчестве Леонида Леонова и Константина Симонова, Вольфа Эрлиха и Николая Флёрова…

Как замечает А.М. Любомудров, для целого ряда писателей Север становился местом службы, работы и одновременно источником вдохновения. Николай Ульянов, известный критик, читал лекции в Архангельском педагогическом институте. В городской газете «Волна» два года проработал писатель Аркадий Гайдар. В военные годы был спецкором ТАСС в Карелии и Заполярье ленинградский прозаик Юрий Герман. Из Ленинграда в Архангельск был эвакуирован Валентин Пикуль, где окончил Соловецкую школу юнг и стал в 15 лет рулевым на эскадренном миноносце.

Особенности современного литературного процесса в нашей стране делают очевидным то особое задание, которое получила сегодня литература русской провинции, точнее – глубинной России. Это задание может быть определено как трепетное сбережение и органичное, полнокровное развитие лучших традиций великой русской словесности. Погоня за литературной модой, ориентация на не свойственные отечественной традиции явления и тенденции внутренне чужды литературе русской провинции.

Современная литература Архангельского Севера помнит и осознает свое родство с многовековой традицией отечественной словесности, развиваясь не в узко региональных рамках, а в тесной взаимосвязи с исконной русской литературой как прошлого, так и современности.

Являясь одной из плодоносных ветвей на общем древе российской словесности, литература Севера – явление не изолированное, и границы его определить довольно трудно. В самом деле, можно ли ограничивать значение творчества Бориса Шергина, Федора Абрамова, Николая Рубцова, Ольги Фокиной, Владимира Личутина какими-либо региональными рамками? Называть их архангельскими писателями столь же нелепо, как московскими, ленинградскими, вологодскими. Их произведения – в числе лучших достижений отечественной литературы и принадлежат всей России. Однако то, что они родились на архангельской земле, на берегах Северной Двины, Пинеги, Мезени – не просто биографический факт. Родная земля взрастила их талант и стала главной темой творчества.

В то же время Север становится второй родиной для многих писателей, приехавших сюда из других краев России: для уроженца Рязанщины Анатолия Левушкина, уроженца Ивановских земель Николая Журавлева, волжанки Инэль Яшиной.

Неразрывно с Архангельским краем связаны жизнь и творчество Юрия Казакова (1927 – 1983). Под впечатлением северной жизни, северной природы, встреч с поморами рождается книга «Северный дневник», которая представила собой глубокое исследование русского национального характера.

Вторая половина XX века связана с именами таких маститых архангельских писателей, как Евгений Богданов, Анатолий Лёвушкин, Василий Ледков, Шамиль Галимов. Трагически рано в первое десятилетие нового столетия закончился жизненный и творческий путь Андрея Сазонова, Анатолия Порохина, Сергея Ярыгина, Надежды Миммы. Но их имена, их произведения не канули в забвение, как и наследие дорогих сердцу читателей-северян Никлая Жернакова, Николая Журавлева, Вадима Беднова. Им посвящаются статьи, радиопередачи, воспоминания, литературные вечера, продолжается публикация их литературного наследия.

Одно из самых известных сегодня на Севере литературных имен –  Михаил Попов. Дарование Михаила Константиновича разносторонне, и работает он в самых разных жанрах, нередко удивляя читателя. За двадцать лет, прошедших с момента выхода его первой книги, он выпустил несколько повестей и сборников сказок для детей, ряд публицистических книг, главная тема которых – Великая Отечественная война. В 1990-м году в журнале «Север» была напечатана повесть Михаила Попова «Последний патрон», о которой одобрительно отозвался на страницах «Литературной газеты» Виктор Астафьев. Наибольшую известность автору принесли сборник прозы «Мужские сны на берегу океана» и роман «Час мыши, или Сто лет до рассвета». Фрагмент повести Михаила Попова «Дерево 42-го»  был экранизирован и демонстрировался по центральному телевидению, а некоторые из его произведений переведены на иностранные языки.

Необходимо отметить и ярких прозаиков-северян Николая Редькина, Бориса Рябова, Владимира Истомина

Север – песенный, поэтический край. Не случайно большинство членов Архангельской писательской организации – поэты. Среди самых ярких поэтических имен Алексей Пичков, Прокопий Явтысый, Александр Логинов, Александр Росков, Инэль Яшина, Елена Кузьмина.

Общие черты, объединяющие творчество писателей, живущих сегодня на Архангельском Севере, проявляются вполне отчетливо: это несуетность, основательность, приверженность традиции, интерес к самым глубинным, сущностным проблемам бытия, любовь к родной земле и Отечеству, их истории и современности.

Неизменно важнейшими ценностями, вдохновителями творчества остаются для писателей-северян те богатства, которыми славен наш край.

Не обходят своим вниманием северные писатели и детскую читательскую аудиторию: увлекательные повести и рассказы, адресованные подросткам, пишет Геннадий Аксенов, добрые и интересные сказки – Елена Антропова, стихи – Олег Бундур. Более подробно этот вопрос освещается в соответствующем параграфе пособия.

Дата: 2019-12-10, просмотров: 334.