Данный тип энгармонической модуляции основан на энгармоническом равенстве интервалов м.7 и ув.6. Это дает возможность:
1. Энгармонически приравнять D7 к DDVII65b3 и перейти в тональность полутоном ниже исходной.
2. Доминантовый септаккорд по структуре совпадает с II65#1, что позволяет из данной тональности перейти в мажор, расположенный тоном выше исходной.
3. После приравнивания D7 к VII65b3 возможен переход в тональности мажора и минора тритонового соотношения;
4. Если рассмотреть D7 как VII43b5, то возможно перейти в тональность, находящуюся на ув2 выше исходной.
При использовании энгармонической модуляции через D7 важно выполнять следующие условия:
- D7 должен звучать на слабом относительно коротком времени, разрешаться в К64 на сильную долю следующего такта;
- Голосоведение должно быть предельно плавным как при взятии D7 так и при его разрешении.
Для построения ускоренного перехода, основанного на энгармонической замене D7 более подходящим является значение DDVII65b3. После показа основной тональности этот аккорд строится в новой тональности на VI ступени и разрешается в К64 новой тональности.
Пример № 180. П. Чайковский «Ромео и Джульетта», переход к побочной партии
Пример № 181. Л. Бетховен. Симфония № 5 ч. II
Тема 2.16. ЭЛЛИПСИС
Эллипсис (в буквальном переводе – пропуск, выпадение) – замена ожидаемого аккорда другим аккордом, не являющимся функциональным следствием первого аккорда.
Характеристика замены:
1. Вместо ожидаемой тонической группы аккордов появляются аккорды DD, S, SS и VI ступени.
2. Вместо аккордов DD появляются T или S.
3. Вместо ожидаемой консонантности разрешения аккорда следует не трезвучие, а его септаккорд.
4. Вместо ожидаемого лада появляется иной.
5. Вместо ожидаемой тональности следуют аккорды какой-либо другой тональности.
Пример № 184.
6. Ожидаемая T заменяется построенным на ее басе D7, что может образовать доминантовую цепочку:
- из основных D7;
- из чередования D7 с D 43;
- из чередования D65 с D2;
- из вводных септаккордов;
- из нонаккордов;
- из чередования септаккордов с нонаккордами.
Пример № 185.
В такие цепочки могут включаться и средства альтерации.
7. Ожидаемая T заменяется аккордами из одноименной или параллельной тональности.
Тема 2.17. ОРГАННЫЙ ПУНКТ
Органный пункт (педаль) – это звук, выдерживаемый или повторяемый в басу, в то время, как в остальных голосах происходит смена различных гармоний.
Существуют две основные разновидности органного пункта:
1. Тонический – на основном звуке тоники (начинается и кончается Т53). Характерен для конца произведения или части произведения;
2. Доминантовый – на основном звуке доминанты (начитается D53 или К64, оканчивается D53, D7 или D9). Встречается перед кодой как расширение половинной или заключительной каденции.
Пример № 182.
В начале и в конце органного пункта функция баса почти всегда совпадает с общей гармонической функции, образуемой всеми голосами. Органный пункт почти всегда вводится на сильном времени такта.
Над доминантовым органным пунктом возможны: все созвучия диатоники, отклонения в тональности первой степени родства, аккорды мажора-минора, уменьшенное трезвучие, диатонические и хроматические секвенции.
Над тоническим органным пунктом преобладают отклонения в тональности субдоминантовой группы.
В четырехголосном складе аккорды над органным пунктом излагаются трехголосно: трезвучия в полном виде или с пропуском квинты (реже примы), в септаккордах пропускается квинта или терция.
Двойным называется органный пункт в двух голосах:
1. в виде тонической квинты – I ступень внизу V наверху.
2. в виде кварты – V ступень внизу I наверху.
Пример № 183.
Органный пункт может выдерживаться как неподвижный звук, может повторяться или чередоваться со вспомогательными звуками.
Список литературы
1. Абызова Е. Гармония: Учебник. – М., Музыка, 2001. – 383 с.
2. Добкина Ю. Конспекты по гармонии. – С-П., Композитор, 2003. – 142 с.
3. Дубовский И., Евсеев С., Способин И., Соколов В., Учебник гармонии. – М., Музыка, 1999. – 480 с.
4. Способин И. Лекции по курсу гармонии. – М., Музыка, 1969. – 241 с.
5. Степанов А.Гармония. – М., Музыка, 1971. – 240 с.
6. Мюллер Т. Гармония. – М., Музыка, 1982. – 288 с.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 666.