Тема 2.15. ЭНГАРМОНИЧЕСКАЯ МОДУЛЯЦИЯ ЧЕРЕЗ ДОМИНАНТОВЫЙ СЕПТАККОРД
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Данный тип энгармонической модуляции основан на энгармоническом равенстве интервалов м.7 и ув.6. Это дает возможность:

1. Энгармонически приравнять D7 к DDVII65b3 и перейти в тональность полутоном ниже исходной.

2. Доминантовый септаккорд по структуре совпадает с II65#1, что позволяет из данной тональности перейти в мажор, расположенный тоном выше исходной.

3. После приравнивания D7 к VII65b3 возможен переход в тональности мажора и минора тритонового соотношения;

4. Если рассмотреть D7 как VII43b5, то возможно перейти в тональность, находящуюся на ув2 выше исходной.

При использовании энгармонической модуляции через D7 важно выполнять следующие условия:

- D7 должен звучать на слабом относительно коротком времени, разрешаться в К64 на сильную долю следующего такта;

- Голосоведение должно быть предельно плавным как при взятии D7 так и при его разрешении.

Для построения ускоренного перехода, основанного на энгармонической замене D7 более подходящим является значение DDVII65b3. После показа основной тональности этот аккорд строится в новой тональности на VI ступени и разрешается в К64 новой тональности.

 

 

Пример № 180.  П. Чайковский «Ромео и Джульетта», переход к побочной партии

 

 

 Пример № 181.                                                  Л. Бетховен. Симфония № 5 ч. II

Тема 2.16. ЭЛЛИПСИС

Эллипсис (в буквальном переводе – пропуск, выпадение) – замена ожидаемого аккорда другим аккордом, не являющимся функциональным следствием первого аккорда.

Характеристика замены:

1. Вместо ожидаемой тонической группы аккордов появляются аккорды DD, S, SS и VI ступени.

2. Вместо аккордов DD появляются T или S.

3. Вместо ожидаемой консонантности разрешения аккорда следует не трезвучие, а его септаккорд.

4. Вместо ожидаемого лада появляется иной.

5. Вместо ожидаемой тональности следуют аккорды какой-либо другой тональности.

Пример № 184.

6. Ожидаемая T заменяется построенным на ее басе D7, что может образовать доминантовую цепочку:

- из основных D7;

- из чередования D7 с D 43;

- из чередования D65 с D2;

- из вводных септаккордов;

- из нонаккордов;

- из чередования септаккордов с нонаккордами.

 Пример № 185.

 

В такие цепочки могут включаться и средства альтерации.

7. Ожидаемая T заменяется аккордами из одноименной или параллельной тональности.

Тема 2.17. ОРГАННЫЙ ПУНКТ

Органный пункт (педаль) – это звук, выдерживаемый или повторяемый в басу, в то время, как в остальных голосах происходит смена различных гармоний.

Существуют две основные разновидности органного пункта:

1. Тонический – на основном звуке тоники (начинается и кончается Т53). Характерен для конца произведения или части произведения;

2. Доминантовый – на основном звуке доминанты (начитается D53 или К64, оканчивается D53, D7 или D9). Встречается перед кодой как расширение половинной или заключительной каденции.

 

 Пример № 182.

В начале и в конце органного пункта функция баса почти всегда совпадает с общей гармонической функции, образуемой всеми голосами. Органный пункт почти всегда вводится на сильном времени такта.

Над доминантовым органным пунктом возможны: все созвучия диатоники, отклонения в тональности первой степени родства, аккорды мажора-минора, уменьшенное трезвучие, диатонические и хроматические секвенции.

Над тоническим органным пунктом преобладают отклонения в тональности субдоминантовой группы.

В четырехголосном складе аккорды над органным пунктом излагаются трехголосно: трезвучия в полном виде или с пропуском квинты (реже примы), в септаккордах пропускается квинта или терция.

Двойным называется органный пункт в двух голосах:

1. в виде тонической квинты – I ступень внизу V наверху.

2. в виде кварты – V ступень внизу I наверху.

 Пример № 183.

Органный пункт может выдерживаться как неподвижный звук, может повторяться или чередоваться со вспомогательными звуками.

Список литературы

1. Абызова Е. Гармония: Учебник. – М., Музыка, 2001. – 383 с.

2. Добкина Ю. Конспекты по гармонии. – С-П., Композитор, 2003. – 142 с.

3. Дубовский И., Евсеев С., Способин И., Соколов В., Учебник гармонии. – М., Музыка, 1999. – 480 с.

4. Способин И. Лекции по курсу гармонии. – М., Музыка, 1969. – 241 с.

5. Степанов А.Гармония. – М., Музыка, 1971. – 240 с.

6. Мюллер Т. Гармония. – М., Музыка, 1982. – 288 с.

 

Дата: 2019-12-10, просмотров: 666.