Тема 2.11. АЛЬТЕРАЦИЯ АККОРДОВ СУБДОМИНАНТОВОЙ ГРУППЫ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Наибольшее применение среди альтерированных аккордов субдоминантовой группы получили II53b1 и II6b1 (неаполитанский секстаккорд).

 

Условия применения:

- удваивается бас;

- приготавливается тонической или субдоминантовой гармонией;

- разрешается в К64 или D53 при этом альтерированный звук движется по тяготению: в К64 вниз на полтона, в D – вниз на уменьшенную терцию, при этом допускается переченье;

- переходит в двойную доминанту с альтерацией или без альтерации.

 

Пример № 176 .                                                           Ф. Шопен. Вальс ор. 34 № 2.

          T                     II6b1                   D7                         VI

Позже неаполитанская гармония стала применяться в плагальных оборотах, где неаполитанский секстаккорд переходит в тоническое трезвучие или секстаккорд.

 

Пример № 177.                                              Л. Бетховен. Фортепианная соната ор.57

        II6b1                      t6                             t6                   II6b1  

Повышение второй ступени, возможное только в мажоре, что привело к образованию II65#1. Этот аккорд можно назвать субдоминантой с увеличенной секстой (образуется между крайними звуками), он используется исключительно в плагальных оборотах и плагальных каденциях, разрешается в тоническое трезвучие. Альтерированная ступень идет на полтона вверх, остальные голоса – соответственно плагальному обороту.

Пример № 178.                                                               Гуно «Фауст», интродукция

                                    С-dur: T                II65г  T               II65#1 T

 

Тема. 2.12. МАЖОРО-МИНОРНЫЕ СИСТЕМЫ

 

Мажоро-минором называется ладовая система, объединяющая диатоники различных ладов. В зависимости от соотношения этих ладов можно выделить четыре основные типа мажоро-минора:

- одноименный;

- параллельный;

- однотерцовый;

- хроматический.

Одноименный мажоро-минор объединяет тональности, имеющие общую тонику (D-dur – d-moll).

Параллельный мажоро-минор соединяет в одну систему параллельные тональности (D-dur – h-moll).

Однотерцовый мажоро-минор образуется от соединения тональностей, имеющий общий терцовый тон (D-dur – dis-moll).

Хроматический мажоро-минор включает тональности, отстоящие на хроматический полутон (D-dur – Des-dur).

Из двух объединенных тональностей одна обычно является главной, ее аккордика – опорной и преобладающей. Если опорным является мажор, лад называется мажоро-минором, если минор, то образуется миноро-мажор.

Одноименный мажоро-минор

Одноименным мажоро-минором называется проникновение в мажорный лад аккордов одноименного минора. В формировании одноименного мажоро-минора можно выделить несколько этапов:

1. Усложнение мажорного лада началось с аккордов субдоминантовой группы: трезвучие гармонической субдоминанты и неаполитанское трезвучие.

2. Появление в мажорном ладу трезвучия на VI низкой ступени, которое. «привлекло» свою доминанту – трезвучие III низкой ступени.

3. Затем в мажоре появляется тоника одноименного лада.

4. Проникновение в мажорный лад трезвучий доминантовой группы одноименного минора: VII низкая и V минорная (натуральная доминанта).

Аккорды одноименного мажоро-минора могут вводиться вместо своих диатонических вариантов и появляться в соединении с основной тоникой или после отклонения.

Параллельный мажоро-минор

Диатонические виды мажора и параллельного минора имеют одинаковое строение. Отличие заключается в гармоническом виде, поэтому в мажорный лад из параллельного минора переходит D гармоническая, которая стала называться III мажорная.

Одноименный миноро-мажор

Одноименным миноро-мажором называется проникновение в мажорный лад аккордов одноименного мажора. В формировании одноименного миноро-мажора можно выделить несколько этапов:

1. Обогащение минора началось с аккордов доминантовой группы: трезвучие гармонической доминанты, трезвучие III высокой ступени и трезвучие VII ступени.

2. Сопоставление минорной и одноименной мажорной тоники.

3. Из аккордов субдоминантовой группы употребляются VI высокая, субдоминанта мелодическая и трезвучие II мелодической ступени.

Условия применения этих аккордов аналогичны системе мажоро-минора.

Параллельный миноро-мажор

Диатонические виды минора и параллельного мажора имеют одинаковое строение. Отличие заключается в гармоническом виде, поэтому в минорный лад из параллельного мажора переходит S гармоническая, которая стала называться VI минорная. Эта гармония субдоминантовой группы часто встречается у Ф. Шуберта, поэтому получила название «шубертовской».

Дата: 2019-12-10, просмотров: 567.