Наибольшее применение среди альтерированных аккордов субдоминантовой группы получили II53b1 и II6b1 (неаполитанский секстаккорд).
Условия применения:
- удваивается бас;
- приготавливается тонической или субдоминантовой гармонией;
- разрешается в К64 или D53 при этом альтерированный звук движется по тяготению: в К64 вниз на полтона, в D – вниз на уменьшенную терцию, при этом допускается переченье;
- переходит в двойную доминанту с альтерацией или без альтерации.
Пример № 176 . Ф. Шопен. Вальс ор. 34 № 2.
T II6b1 D7 VI
Позже неаполитанская гармония стала применяться в плагальных оборотах, где неаполитанский секстаккорд переходит в тоническое трезвучие или секстаккорд.
Пример № 177. Л. Бетховен. Фортепианная соната ор.57
II6b1 t6 t6 II6b1
Повышение второй ступени, возможное только в мажоре, что привело к образованию II65#1. Этот аккорд можно назвать субдоминантой с увеличенной секстой (образуется между крайними звуками), он используется исключительно в плагальных оборотах и плагальных каденциях, разрешается в тоническое трезвучие. Альтерированная ступень идет на полтона вверх, остальные голоса – соответственно плагальному обороту.
Пример № 178. Гуно «Фауст», интродукция
С-dur: T II65г T II65#1 T
Тема. 2.12. МАЖОРО-МИНОРНЫЕ СИСТЕМЫ
Мажоро-минором называется ладовая система, объединяющая диатоники различных ладов. В зависимости от соотношения этих ладов можно выделить четыре основные типа мажоро-минора:
- одноименный;
- параллельный;
- однотерцовый;
- хроматический.
Одноименный мажоро-минор объединяет тональности, имеющие общую тонику (D-dur – d-moll).
Параллельный мажоро-минор соединяет в одну систему параллельные тональности (D-dur – h-moll).
Однотерцовый мажоро-минор образуется от соединения тональностей, имеющий общий терцовый тон (D-dur – dis-moll).
Хроматический мажоро-минор включает тональности, отстоящие на хроматический полутон (D-dur – Des-dur).
Из двух объединенных тональностей одна обычно является главной, ее аккордика – опорной и преобладающей. Если опорным является мажор, лад называется мажоро-минором, если минор, то образуется миноро-мажор.
Одноименный мажоро-минор
Одноименным мажоро-минором называется проникновение в мажорный лад аккордов одноименного минора. В формировании одноименного мажоро-минора можно выделить несколько этапов:
1. Усложнение мажорного лада началось с аккордов субдоминантовой группы: трезвучие гармонической субдоминанты и неаполитанское трезвучие.
2. Появление в мажорном ладу трезвучия на VI низкой ступени, которое. «привлекло» свою доминанту – трезвучие III низкой ступени.
3. Затем в мажоре появляется тоника одноименного лада.
4. Проникновение в мажорный лад трезвучий доминантовой группы одноименного минора: VII низкая и V минорная (натуральная доминанта).
Аккорды одноименного мажоро-минора могут вводиться вместо своих диатонических вариантов и появляться в соединении с основной тоникой или после отклонения.
Параллельный мажоро-минор
Диатонические виды мажора и параллельного минора имеют одинаковое строение. Отличие заключается в гармоническом виде, поэтому в мажорный лад из параллельного минора переходит D гармоническая, которая стала называться III мажорная.
Одноименный миноро-мажор
Одноименным миноро-мажором называется проникновение в мажорный лад аккордов одноименного мажора. В формировании одноименного миноро-мажора можно выделить несколько этапов:
1. Обогащение минора началось с аккордов доминантовой группы: трезвучие гармонической доминанты, трезвучие III высокой ступени и трезвучие VII ступени.
2. Сопоставление минорной и одноименной мажорной тоники.
3. Из аккордов субдоминантовой группы употребляются VI высокая, субдоминанта мелодическая и трезвучие II мелодической ступени.
Условия применения этих аккордов аналогичны системе мажоро-минора.
Параллельный миноро-мажор
Диатонические виды минора и параллельного мажора имеют одинаковое строение. Отличие заключается в гармоническом виде, поэтому в минорный лад из параллельного мажора переходит S гармоническая, которая стала называться VI минорная. Эта гармония субдоминантовой группы часто встречается у Ф. Шуберта, поэтому получила название «шубертовской».
Дата: 2019-12-10, просмотров: 567.