Тема 1.20. ТРЕЗВУЧИЕ VI СТУПЕНИ. ПРЕРВАННЫЙ ОБОРОТ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Трезвучие VI ступени является бифункциональным аккордом, так как включает звуки тонической и субдоминантовой функций. В зависимости от того, в окружении каких аккордов находится это трезвучие, оно может менять свою функцию:

1. Если трезвучие VI ступени находится между T и S (например, Т(6) – VI53 – S(6); Т(6) – VI53 – II(6)), то оно выполняет роль промежуточного звена.

Пример №116.

             t53     VI53  s53

2. Если трезвучие VI ступени вводится перед D53, D7, К64 (например, Т53 – VI53 – D(7 с обращениями)), то оно представляет  субдоминантовую функцию.

Пример №117.

              t53    VI53 D7

3. Если трезвучие VI ступени вводится после D53 или D7, то оно приближается к тонической функции.

Пример №118.  

       

                            D53     VI53

Соединение D53 или D7  с трезвучием VI ступени называется прерванным оборотом. Прерванный оборот, введенный для заключения периода или его части (предложения), называется прерванной каденцией. Однако такая каденция звучит незавершенно; она требует расширения, приводящего к заключительной каденции и устойчивому завершению на тоническом трезвучии.

Правила голосоведения

1. Соединение D – VI :

- Если D53 дано в мелодическом положении терции (то есть вводного звука), то в трезвучии VI ступени обязательно удваивается терция.

Пример №119.

             D53     VI53

- Если терция D53 находится в средних голосах, то в мажоре допустимо удвоение в трезвучии VI ступени основного тона; в миноре во избежание хода на ув.2 (между VII повышенной и VI ступенями) удвоение терции в трезвучии VI ступени необходимо.

 

Пример №120.

             D53     VI53

- D7 разрешается в трезвучие VI ступени по правилу: прима и терция движутся на ступень вверх; квинта и септима – на ступень вниз. При этом в трезвучии VI ступени так же удваивается терцовый тон.

 

Пример №121.

            D7     VI53

2. Соединение VI – D :

- в мажоре при соединении VI – D возможно движение верхнего голоса по восходящему тетрахорду от VI ступени;

 

Пример №122.

             VI53  D53

- в миноре при соединении VI – D такое восходящее движение не возможно из-за образования в мелодии хода на ув.2 (между VI и VII повышенной ступенями), поэтому в трезвучии VI ступени необходимо удвоение терции.

Пример №123.

                                              VI53   D53

3. Соединение VI – К64:

- при удвоении примы в трезвучии VI ступени соединение с К64 только мелодическое;

- при удвоении терции в трезвучии VI ступени соединение с К64 гармоническое.

Пример №124.

               VI53   K64       VI53   K64

Практическое значение

Применение в музыкальном построении трезвучия VI ступени во внекаденционных оборотах вносит ладовое разнообразие, так как в мажоре этот аккорд имеет минорную окраску, а в миноре, наоборот, мажорную.

Дата: 2019-12-10, просмотров: 470.