Трезвучие VI ступени является бифункциональным аккордом, так как включает звуки тонической и субдоминантовой функций. В зависимости от того, в окружении каких аккордов находится это трезвучие, оно может менять свою функцию:
1. Если трезвучие VI ступени находится между T и S (например, Т(6) – VI53 – S(6); Т(6) – VI53 – II(6)), то оно выполняет роль промежуточного звена.
Пример №116.
t53 VI53 s53
2. Если трезвучие VI ступени вводится перед D53, D7, К64 (например, Т53 – VI53 – D(7 с обращениями)), то оно представляет субдоминантовую функцию.
Пример №117.
t53 VI53 D7
3. Если трезвучие VI ступени вводится после D53 или D7, то оно приближается к тонической функции.
Пример №118.
D53 VI53
Соединение D53 или D7 с трезвучием VI ступени называется прерванным оборотом. Прерванный оборот, введенный для заключения периода или его части (предложения), называется прерванной каденцией. Однако такая каденция звучит незавершенно; она требует расширения, приводящего к заключительной каденции и устойчивому завершению на тоническом трезвучии.
Правила голосоведения
1. Соединение D – VI :
- Если D53 дано в мелодическом положении терции (то есть вводного звука), то в трезвучии VI ступени обязательно удваивается терция.
Пример №119.
D53 VI53
- Если терция D53 находится в средних голосах, то в мажоре допустимо удвоение в трезвучии VI ступени основного тона; в миноре во избежание хода на ув.2 (между VII повышенной и VI ступенями) удвоение терции в трезвучии VI ступени необходимо.
Пример №120.
D53 VI53
- D7 разрешается в трезвучие VI ступени по правилу: прима и терция движутся на ступень вверх; квинта и септима – на ступень вниз. При этом в трезвучии VI ступени так же удваивается терцовый тон.
Пример №121.
D7 VI53
2. Соединение VI – D :
- в мажоре при соединении VI – D возможно движение верхнего голоса по восходящему тетрахорду от VI ступени;
Пример №122.
VI53 D53
- в миноре при соединении VI – D такое восходящее движение не возможно из-за образования в мелодии хода на ув.2 (между VI и VII повышенной ступенями), поэтому в трезвучии VI ступени необходимо удвоение терции.
Пример №123.
VI53 D53
3. Соединение VI – К64:
- при удвоении примы в трезвучии VI ступени соединение с К64 только мелодическое;
- при удвоении терции в трезвучии VI ступени соединение с К64 гармоническое.
Пример №124.
VI53 K64 VI53 K64
Практическое значение
Применение в музыкальном построении трезвучия VI ступени во внекаденционных оборотах вносит ладовое разнообразие, так как в мажоре этот аккорд имеет минорную окраску, а в миноре, наоборот, мажорную.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 470.