Тема 2.9. НЕАККОРДОВЫЕ ЗВУКИ (МЕЛОДИЧЕСКАЯ ФИГУРАЦИЯ)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Неаккордовыми называются звуки, не входящие в состав аккорда, но звучащие на его фоне. Они возникают за счет движения голосов и способствуют их мелодической активности, эти звуки варьируют и разнообразят аккорды. Часто неаккордовые звуки вступают во взаимодействие с аккордовыми и могут превратить консонирующий аккорд в диссонирующий.

Неаккордовые звуки разделяются на четыре вида:

- задержание;

- проходящие звуки;

- вспомогательные звуки;

- предъем.

Задержание – звук на сильной доле такта, не характерный для данного аккорда и сохранившийся от предыдущего. Задержание может быть приготовленным и неприготовленным. Приготовленное задержание – это звук оставшийся от предыдущего аккорда в том же голосе и нарушающий терцовую структуру аккорда. Неприготовленное задержание отличается от приготовленного отсутствием этапа приготовления, в нем есть только неаккордовый звук, который берется поступенным движением или скачком и момент разрешения. Задержания всегда разрешаются плавно – поступенным движением вверх или вниз. Двойные и тройные задержания образуются соответственно в двух или трех голосах.

 

Пример № 166.                                               П. Чайковский. Симфония № 6, ч. IV

 

 

Пример № 167.                           Л. Бетховен. Соната № 8 «Патетическая», ч. I

Проходящим называется неаккордовый звук, который помещается на слабой доле такта между двумя аккордовыми звуками. Этот вид неаккордовых звуков может соединять перемещение одной гармонии, а также соединять разные аккорды. Проходящие в двух или трех голосах образуют двойные и тройные проходящие звуки. Они бывают диатоническими и хроматическими.

 

Пример № 168.                            Дж. Россини. «Севильский цирюльник», увертюра

Вспомогательным называется неаккордовый звук на слабой доле такта, который находится между аккордовым и его повторением. Он образует от основного звука движение на ступень вверх или вниз, может соединять одну гармонию или разные аккорды. В качестве вспомогательных применяются диатонические или хроматические звуки лада. Вспомогательные могут быть двойными или тройными.

Разновидностью вспомогательных звуков являются скачковые, которые бывают двух видов:

- взятые скачком;

- брошенные скачком (камбиата), объединение вокруг одного аккордового звука камбиаты и вспомогательного взятого скачком образует мелодическую фигуру опевание.

 

 

 Пример 169.                                             И. С. Бах. Скрипичный концерт a-moll, I ч.

 

 

Пример № 170.                                   Ф. Шуберт. Соната для ф.-н. ор. 120 A-dur, I ч.

                               

 

Пример № 171.                                                      Ф. Шопен. Этюд f-moll ор. 25 № 2

 

Предъемом называется неаккордовый звук на слабом времени, который принадлежит следующему за ним аккорду. По своей роли предъем прямо противоположен задержанию, которое заимствует звук из предыдущего аккорда. Звук предъема обычно вводится поступенным, плавным ходом, реже встречаются скачковые предъемы. Длительность его, как правило, короче окружающих аккордовых звуков. Подобно другим неаккордовым звукам предъем возможет в двух и трех голосах, предъем во всех голосах образует повторение аккорда.

 

Пример № 172.                                                 Р. Шуман. «Карнавал», «Киарина»

 

Дата: 2019-12-10, просмотров: 412.