Тема 2.13. СТЕПЕНИ РОДСТВА ТОНАЛЬНОСТЕЙ. ПОСТЕПЕННЫЕ МОДУЛЯЦИИ В ОТДАЛЕННЫЕ ТОНАЛЬНОСТИ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

В разных композиторских школах России существуют различные принципы деления тональностей на степени родства – от двух степеней до пяти. Обучение в учебных заведениях Саратовской области ведется по системе П.И. Чайковского, который делил все тональности на четыре степени.

Степень родства определяется количеством общих звуков в тональностях, а также общих интервалов и аккордов. Кроме того, на степень родства влияет интервальное соотношение тоник разных тональностей. Наиболее близки тональности кварто-квинтового и терцового соотношения. Более далекими будут тональности, имеющие между тониками хроматический интервал: ув.1, ув.2, ув.4, ув.5.

Первая степень родства – это шесть тональностей для любого мажора и шесть тональностей для любого минора, имеющие разницу в один ключевой знак, включая гармонически родственные тональности.

Вторая степень объединяет четыре тональности, отличающиеся на два ключевых знака. Для мажора это тональности двойной доминанты и двойной субдоминанты с их параллелями.

Схема:

B - dur   С  D - dur

G - moll            h - moll

Для минора это неаполитанская и дорийская субдоминанты с параллелями.

Схема:

b-moll  c  d-moll

Des - dur         F - dur

Для перехода во вторую степень родства необходимо составить тональный план, т.е. определить промежуточные тональности, которые дадут плавный переход и постепенно сократят разницу в знаках. Эта промежуточная или посредствующая тональность определяется по разнице в знаках. Например: исходная тональность имеет при ключе 3 знака, конечная – 5 знаков, значит посредствующей будет тональность с 4 знаками. Как правило, в данном случае возможны два варианта, т.к. 4 знака имеют и мажорная и минорная тональности. Выбирается та тональность, которая дает ладовый контраст.

Например:

Ре мажор  - фа-диез минор    -   Ми мажор.

2 знака      -  3 знака               -    4 знака.

В структуре 8-ми тактового периода посредствующая тональность вводится отклонением в конце 5-го такта. В начале 6-го такта дано разрешение и приравнивание, а затем строится каденция в новой тональности.

Схема

5т.                                 6т.                                7т.                                    8т.

T 53 D53 D2              III6 = II6       DD65   K64   D7                       T53

Третья степень объединяет восемь тональностей, имеющих общее трезвучие в гармоническом ладе.

Для любого мажора третью степень составляют шесть мажорных и две минорные тональности.

Схема:

As-dur  A-dur  H-dur  C  Des-dur  Es-dur  E-dur

                                                b - moll   c - moll

Для любого минора третью степень составят шесть минорных и две мажорные тональности.

Схема:

as-moll     a-moll  h-moll  c  des-moll  es-moll  e-moll

                                                                  C - dur   D - dur

Для составления кратчайшего плана постепенной модуляции используются тональности, родственные для обеих тональностей. При модуляции в третью степень возможно использовать лишь одну родственную тональность гармонического лада.

Способы нахождения посредствующей тональности:

1. при движении из мажора в диезном направлении общей будет гармоническая субдоминанта новой тональности;

2. при движении из мажора в бемольном направлении посредствующей будет гармоническая субдоминанта исходной тональности;

3. при движении из минора в диезном направлении переход осуществляется с помощью гармонической доминанты исходной тональности;

4. при движении из минора в бемольном направлении посредствующей будет гармоническая доминанты новой тональности.

Для совершения модуляции в третью степень необходимо во втором предложении периода сделать отклонение в тональность, приравнять ее к новой тональности и построить заключительную каденцию.

 

Например:

Ми-бемоль мажор - до минор   - Соль мажор.

5т.                                   6т.                                 7т.                    8т.

 

T 53             D43             VI =S            DD65  K64    D7     T53

Четвертая степень родства объединяет пять тональностей, не имеющие ни одного общего трезвучия и в натуральном и в гармоническом ладе.

 

Схема:

C  des-moll  es-moll  fis-moll  gis-moll

                                                                             Fis -dur

E-dur  Fis-dur  A-dur  H-dur  c

                                                  fis - moll

При модуляции в четвертую степень необходимо использовать две промежуточные тональности, т.е. совершить два шага модуляции. При составлении тонального плана модуляции необходимо учитывать:

- ладовый контраст при выборе посредствующей тональности;

- что рядом могут находиться лишь тональности I степени родства;

- возможно использование тональностей гармонического родства, которые дают сразу большую разницу в знаках.

Для совершения модуляции в четвертую степень во втором предложении периода необходимо сделать последовательно два отклонения в промежуточные тональности, приравнять последнее трезвучие к конечной тональности и написать заключительную каденцию.

 

Соль мажор    - до минор  - Ля-бемоль мажор  - си-бемоль минор

Пример:

5т.                               6т.                                                       7т.                      8т.

T53 D2→ c-moll D65→ Asdur = VII53    VI53 II43         K64 D7                   t53

 

Дата: 2019-12-10, просмотров: 1190.