В разных композиторских школах России существуют различные принципы деления тональностей на степени родства – от двух степеней до пяти. Обучение в учебных заведениях Саратовской области ведется по системе П.И. Чайковского, который делил все тональности на четыре степени.
Степень родства определяется количеством общих звуков в тональностях, а также общих интервалов и аккордов. Кроме того, на степень родства влияет интервальное соотношение тоник разных тональностей. Наиболее близки тональности кварто-квинтового и терцового соотношения. Более далекими будут тональности, имеющие между тониками хроматический интервал: ув.1, ув.2, ув.4, ув.5.
Первая степень родства – это шесть тональностей для любого мажора и шесть тональностей для любого минора, имеющие разницу в один ключевой знак, включая гармонически родственные тональности.
Вторая степень объединяет четыре тональности, отличающиеся на два ключевых знака. Для мажора это тональности двойной доминанты и двойной субдоминанты с их параллелями.
Схема:
B - dur С D - dur
G - moll h - moll
Для минора это неаполитанская и дорийская субдоминанты с параллелями.
Схема:
b-moll c d-moll
Des - dur F - dur
Для перехода во вторую степень родства необходимо составить тональный план, т.е. определить промежуточные тональности, которые дадут плавный переход и постепенно сократят разницу в знаках. Эта промежуточная или посредствующая тональность определяется по разнице в знаках. Например: исходная тональность имеет при ключе 3 знака, конечная – 5 знаков, значит посредствующей будет тональность с 4 знаками. Как правило, в данном случае возможны два варианта, т.к. 4 знака имеют и мажорная и минорная тональности. Выбирается та тональность, которая дает ладовый контраст.
Например:
Ре мажор - фа-диез минор - Ми мажор.
2 знака - 3 знака - 4 знака.
В структуре 8-ми тактового периода посредствующая тональность вводится отклонением в конце 5-го такта. В начале 6-го такта дано разрешение и приравнивание, а затем строится каденция в новой тональности.
Схема
5т. 6т. 7т. 8т.
T 53 D53 D2 III6 = II6 DD65 K64 D7 T53
Третья степень объединяет восемь тональностей, имеющих общее трезвучие в гармоническом ладе.
Для любого мажора третью степень составляют шесть мажорных и две минорные тональности.
Схема:
As-dur A-dur H-dur C Des-dur Es-dur E-dur
b - moll c - moll
Для любого минора третью степень составят шесть минорных и две мажорные тональности.
Схема:
as-moll a-moll h-moll c des-moll es-moll e-moll
C - dur D - dur
Для составления кратчайшего плана постепенной модуляции используются тональности, родственные для обеих тональностей. При модуляции в третью степень возможно использовать лишь одну родственную тональность гармонического лада.
Способы нахождения посредствующей тональности:
1. при движении из мажора в диезном направлении общей будет гармоническая субдоминанта новой тональности;
2. при движении из мажора в бемольном направлении посредствующей будет гармоническая субдоминанта исходной тональности;
3. при движении из минора в диезном направлении переход осуществляется с помощью гармонической доминанты исходной тональности;
4. при движении из минора в бемольном направлении посредствующей будет гармоническая доминанты новой тональности.
Для совершения модуляции в третью степень необходимо во втором предложении периода сделать отклонение в тональность, приравнять ее к новой тональности и построить заключительную каденцию.
Например:
Ми-бемоль мажор - до минор - Соль мажор.
5т. 6т. 7т. 8т.
T 53 D43 VI =S DD65 K64 D7 T53
Четвертая степень родства объединяет пять тональностей, не имеющие ни одного общего трезвучия и в натуральном и в гармоническом ладе.
Схема:
C des-moll es-moll fis-moll gis-moll
Fis -dur
E-dur Fis-dur A-dur H-dur c
fis - moll
При модуляции в четвертую степень необходимо использовать две промежуточные тональности, т.е. совершить два шага модуляции. При составлении тонального плана модуляции необходимо учитывать:
- ладовый контраст при выборе посредствующей тональности;
- что рядом могут находиться лишь тональности I степени родства;
- возможно использование тональностей гармонического родства, которые дают сразу большую разницу в знаках.
Для совершения модуляции в четвертую степень во втором предложении периода необходимо сделать последовательно два отклонения в промежуточные тональности, приравнять последнее трезвучие к конечной тональности и написать заключительную каденцию.
Соль мажор - до минор - Ля-бемоль мажор - си-бемоль минор
Пример:
5т. 6т. 7т. 8т.
T53 D2→ c-moll D65→ Asdur = VII53 VI53 II43 K64 D7 t53
Дата: 2019-12-10, просмотров: 1306.